Артист Владимир Трещалов большинству зрителей запомнился как атаман Сидор Лютый из фильма Эдмона Кеосаяна «Неуловимые мстители». Правда, мало кто знает, что этот персонаж должен был появляться и в других фильмах трилогии. Но Трещалов, взрывной по характеру и несдержанный в выражениях, умудрился поссориться с режиссером. А тот в отместку переписал сценарий и «убил» Лютого еще в первой части. Расскажем о том, как сложилась дальнейшая судьба актера.
Владимир устроил драку с поножовщиной
Бунтарский характер Владимира Трещалова начал проявляться еще с ранней юности. Его отец, кадровый военный и командир кремлевского полка, хотел, чтобы сын продолжил его дело. Но самого Владимира такая перспектива не прельщала.
Тем не менее по настоянию отца парень все-таки поступил в Саратовское пограничное училище. Однако лейтенантские погоны так и не получил.
На втором курсе Владимир устроил драку с поножовщиной, в результате которой один из курсантов получил тяжелое ранение в живот. После этого военный трибунал осудил Трещалова на два года заключения в дисциплинарном батальоне. Но благодаря связям отца Владимир пробыл в дисбате только половину срока, после чего был уволен из армии.
Трещалов целый семестр не появлялся в институте
Еще с детства Владимир хорошо рисовал. Поэтому, освободившись, он поступил в Суриковское художественное училище на народно-прикладное отделение (филигрань по серебру). Однако и это образование тоже осталось незаконченным.
Увлекшись кино, Трещалов понял, что тоже хочет стать артистом и подал документы в Школу-студию МХАТ. И снова продержался всего один год. Правда, на этот раз не по своей вине.
Дело в том, что уже на первом курсе на начинающего артиста обратил внимание режиссер Владимир Басов и пригласил его на одну из главных ролей в свой фильм «Битва в пути».
Картина рассказывала о буднях большого тракторостроительного завода. Главные роли в ней исполнили Михаил Ульянов и Наталья Фатеева. А Трещалову предстояло сыграть молодого рабочего Сергея Сугробина — передовика производства, внедряющего новые технологии.
Из-за плотного съемочного графика Трещалов целый семестр не появлялся в институте и его отчислили. Но высшее образование Владимир все же получил — в конце 60-х он закончил Государственный театральный институт имени А. Луначарского.
После удачного дебюта у Басова Трещалова стали приглашать и другие режиссеры. Одна за другой на экраны выходили картины с его участием. Так, в 1962 году Владимир сыграл главного героя в детской комедии «Я купил папу», а еще через год появился сразу в двух фильмах — комедии «Штрафной удар» и мелодраме «Весенние хлопоты». Причем в той, и в другой у него были главные роли.
«Свадьба была потрясающая»
Что касается личной жизни, то статный харизматичный красавец-актер никогда не испытывал недостатка в женском внимании. Романов в его жизни было предостаточно, а четыре из них закончились свадьбой.
Первый раз Трещалов женился в 1962 году. Его избранницей стала молодая, но очень перспективная певица Майя Коханова. В 60-х годах без ее участия не обходился ни один правительственный концерт. Неудивительно, что у Майи было много высокопоставленных поклонников, но она остановила свой выбор на молодом артисте Трещалове.
«Свадьба была потрясающая. Потом еще долго в загсе висели свадебные фотографии Майи и Владимира, как образец одной из самых красивых пар», — вспоминала сестра артиста.
Но брак Владимира и Майи продержался недолго. Совсем скоро Трещалов увлекся польской студенткой хореографического отделения ГИТИСа по имени Хана и ушел от Кохановой. Он даже всерьез подумывал жениться и уехать в Польшу. Но всесильный Трещалов-старший сумел пресечь эти планы непутевого сына.
В жизнь Владимира ворвалась новая любовь
Однако горевал Владимир недолго. Уже через несколько месяцев после расставания с Ханой он женился во второй раз. Новая супруга, Нина Воробьева, не имела никакого отношения к миру искусства. Она работала приемщицей на комбинате бытового обслуживания и одна воспитывала сына от предыдущего брака. Трещалов привязался к мальчику и относился к нему как к родному сыну. Но прошло три с половиной года и в его жизнь ворвалась новая любовь.
С Людмилой, актрисой оперетты, Владимир познакомился на съемках в Краснодаре. Их роман развивался бурно и стремительно. Вернувшись в Москву, Трещалов сразу же признался Нине, что встретил другую и подает на развод.
В начале 70-х Владимир и Людмила сыграли свадьбу, а в 1972 году у них родилась дочка, которую счастливые родители назвали Александрой.
Забегая вперед, стоит сказать, что этот брак Трещалова оказался счастливым и долговечным. С Людмилой он прожил больше 20 лет. А в единственной дочери просто души не чаял и брал ее на все съемки и гастроли.
Поэтому для обеих стало неожиданностью, когда в середине 90-х Владимир объявил, что уходит из семьи.
«Разлучницей» и четвертой женой стала Алла Щербакова — секретарша одного из театров, в котором играл Трещалов. С ней артист прожил до конца своих дней.
Колоритная внешность Трещалова «зацепила» режиссера
Но вернемся к фильмографии Владимира Трещалова. Вернее, к фильму, который сыграл большую роль в судьбе артиста, став одновременно и его триумфом, и его проклятием.
Речь, конечно, идет о культовой картине режиссера Эдмона Кеосаяна «Неуловимые мстители».
Интересно, что попал в этот фильм Владимир совершенно случайно. Поначалу роль Сидора Лютого режиссер планировал отдать Ефиму Копеляну. Но после проб Кеосаян понял, что Лютый должен быть помоложе и утвердил Копеляна на роль атамана Бурнаша.
Однажды, проходя по двору Мосфильма, один из ассистентов Кеосаяна увидел Трещалова, игравшего в баскетбол с приятелями и пригласил на пробы.
Колоритная внешность Владимира «зацепила» режиссера. А когда Трещалову приклеили усы и надели на него галифе и плисовую рубашку, всем стало ясно — Сидор Лютый найден. Кстати, кадры с кинопроб оказались настолько удачными, что полностью вошли в картину. Наиболее внимательные зрители могли заметить, что в одной из сцен в середине фильма Лютый внезапно появляется с короткими волосами — это и были пробы.
«Отцу пришлось с картины уйти»
Образ Сидора Лютого как нельзя лучше подошел неугомонному характеру Владимира Трещалова. Неудивительно, что на съемочной площадке артист выкладывался на все сто. Все трюки, в том числе и конные, Владимир делал сам. В одном из них, имитируя смерть атамана, Трещалов повисал вниз головой в стремени. При этом он так сильно повредил ногу, что вынужден был долгое время ходить с палочкой.
Выйдя на экраны, фильм «Неуловимые мстители» моментально завоевал популярность зрителей. А армия поклонниц Владимира Трещалова и до этого немаленькая, сразу увеличилась в несколько раз.
Правда, многих удивляло, что в фильме артист говорит не своим голосом. И действительно, роль Лютого озвучил Евгений Весник.
«У папы был совсем другой голос — бархатистый, без хрипа. Но дело в том, что в разгар съемок папа поссорился с режиссером Эдмондом Кеосаяном. И отцу пришлось с картины уйти», — рассказывала дочь артиста.
Из-за чего произошла ссора, так и осталось тайной. Зато известно, что Кеосаян изначально планировал оставить Лютого в двух последующих фильмах про неуловимых. Но Трещалов настолько сильно обидел режиссера, что он решил переписать сценарий и «убить» атамана.
«Папу не снимали десять лет»
Можно только догадываться, насколько обидно было самому Трещалову. Тем не менее, этот случай ничему его не научил.
Потому что в начале 70-х, снявшись в фильме «Удар, еще удар», он снова поссорился. Только теперь не с режиссером, а с начальником актерского отдела «Мосфильма» Гуревичем. И в результате на 10 лет оказался в опале.
«Папу не снимали десять лет — и снова из-за его несдержанности. Однажды он попал на кинопробы в «Мосфильм» вместе с Высоцким. По какой-то причине Высоцкого не утвердили. Узнав об этом, папа ринулся к начальству. Разразился скандал. А потом появился приказ: артиста Трещалова в ролях не занимать», — рассказывает Александра.
«Папа ездил по 28-му маршруту»
Самое интересное, что Трещалова перестали приглашать не только на «Мосфильм», но и на другие киностудии. Такой простой после многолетней активной работы поначалу серьезно выбил артиста из колеи. Но, к счастью, он быстро сумел взять себя в руки. А поскольку жену и дочку нужно было содержать, то Владимир решил сменить профессию и стал… водителем троллейбуса.
«Папа ездил по 28-му маршруту: метро „Парк культуры“ — Комсомольский проспект — Лужники — проспект Вернадского. Его узнавали, просили автограф, спрашивали, какую роль он репетирует, как будет называться новый фильм», — вспоминает дочь артиста.
По словам Александры, Владимира совершенно не напрягало, что он, известный артист, крутит баранку. Он вообще не терпел звездности и говорил, что чем хуже актер, «тем больше у него понтов».
«Папа начал делать кольца, серьги, кулоны»
А через несколько лет Трещалов нашел себе новое дело. Однажды он познакомился с ювелиром Верой Павловой, делавшей изумительные украшения из мельхиора и серебра. После этого Владимир вспомнил, что когда-то и сам учился ювелирному делу в Суриковком училище и решил восстановить забытые навыки.
«И вскоре папа начал делать филигрань, кольца, серьги, кулоны, сам тянул проволоку, сам придумывал узор. Это было очень модно, появились заказчики. Сидел ночи напролет», — рассказывала Александра.
«Он постоянно куда-то шел, ехал, бежал»
В 1977 году Владимир Трещалов наконец-то смог вернуться в кино. Первой картиной, в которой он появился после длительного простоя, стала военная драма «Блокада» по роману Ю. Бондарева.
Среди других заметных работ артиста периода конца 70-х-начала 90-х — Тихон Парабукин в дилогии «Первые радости» и «Необыкновенное лето», Павел Ермаков в мелодраме «Полынь — трава горькая», Мужило в историческом фильме «Русь изначальная», дядя Володя в приключенческой картине «Юрка — сын командира», вор Мухтар в детективе «Криминальный квартет» и другие.
По словам дочери артиста, отец, словно стремясь наверстать упущенное, хватался за любое предложение и соглашался на любую роль, даже самую небольшую. Хотя с таким талантом, мастерством и мужской харизмой мог бы играть не эпизоды, а главных героев. Но, к сожалению, главные роли Трещалову теперь никто не предлагал. И в этом отчасти снова была его вина.
«Мама часто говорила: «Если бы у Владимира Леонидовича был другой характер, он давно бы вошел в первый эшелон». Но отец не любил подолгу зависать в одной роли. Хотелось еще и еще — новых фильмов, новых ролей. Он постоянно куда-то шел, ехал, бежал. Ему это нравилось», — рассказывает Александра.
Неугомонный характер Трещалова не могли унять даже проблемы со здоровьем. С годами у него развился тромбофлебит, беспокоила астма. За несколько лет он перенес два инфаркта, а третий подорвал здоровье окончательно. 15 декабря 1998 года Владимир Трещалов скончался на 62-м году жизни.