Чуть более 200 лет назад Александр Пушкин написал свою первую поэму — «Руслан и Людмила». Она принесла ему не только популярность, но и неплохой гонорар — полторы тысячи рублей (примерно 1,3 млн рублей сегодня). Но произведение было воспринято неоднозначно современниками поэта. Расскажем, почему «Руслан и Людмила» — чтение не для детей и почему поэмой остались недовольны критики.
Первое издание поэмы раскритиковали за «неприличие»
«Руслан и Людмила» — первая поэма Пушкина, которую он начал писать сразу после окончания Лицея. Поэт задумал создать «богатырскую» сказочную поэму. На написание его подтолкнули несколько томов «Истории государства российского» под авторством Карамзина. Вдохновение он черпал из европейской и русской литературы: «Орлеанская девственница» Вольтера, «Неистовый Роланд» Ариосто, повесть о Еруслане Лазаревиче, «Илья Муромец» Карамзина».
Уже в первых строках он поэт как бы предупреждает о шутливой тональности произведения:
»…Примите ж вы мой труд игривый!..»
В поэме есть и элементы безобидной пародии на балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев». Но Пушкин обратился к ней без какого-либо злого умысла, а Жуковский ничуть не обиделся на него за эту пародию. Правда, позднее Александр Сергеевич ругал себя за то, что осмелился пародировать произведение Жуковского.
Первое издание поэмы вышло в мае 1820 года и сразу попало под волну критики из-за «безнравственности» и «неприличия». Кстати, в этой редакции были следующие строки, от которых во второми издании 1928 года Пушкин отказался. После стиха «Когда не видим друга в нем» следовало:
Вы знаете, что наша дева
Была одета в эту ночь,
По обстоятельствам, точь-в-точь
Как наша прабабушка Ева.
Наряд невинный и простой!
Наряд Амура и природы!
Как жаль, что вышел он из моды!
Пушкин наполнил поэму откровенными сценами
Современные школьники изучают «Руслана и Людмилу» в пятом классе. Вряд ли в этом возрасте они могут разглядеть взрослый подтекст произведения. А Пушкин постарался и наполнил сюжет весьма откровенными деталями, переплетенными с юмором. Наверняка детям 10-11 лет покажутся как минимум непонятными эти строки, описывающие Руслана в ожидании первой брачной ночи:
Жених в восторге, в упоенье:
Ласкает он в воображенье
Стыдливой девы красоту…
…И вот невесту молодую
Ведут на брачную постель;
Огни погасли… и ночную
Лампаду зажигает Лель.
Свершились милые надежды,
Любви готовятся дары;
Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры…
Вы слышите ль влюбленный шепот
И поцелуев сладкий звук
И прерывающийся ропот
Последней робости?…
Но сладким ожиданиям Руслана не суждено сбыться в первую брачную ночь — злой старик Черномор похищает молодую жену прямо у него на глазах.
При прочтении у школьников весь фокус внимания смещен на само похищение Людмилы. Они в силу своего возраста не способны разглядеть то, о чем написано между строк: Руслана ведут его вожделение и неудовлетворенность.
К такому выводу, наравне со многими критиками, пришел и швейцарский литературовед и русист Жан-Филипп Жаккар. В своей книге он отмечает пикантность пушкинской поэмы и разбирает каждый из подобных эпизодов. По его мнению, главное в этом произведении — то, как автор играет со «взрослой» тематикой.
«У Руслана жену похитили в самый разгар его желания. Он начинает искать ее только с одной прозаичной целью — чтобы удовлетворить свое желание и закончить, то что он начал делать. Нельзя не заметить, что Пушкин уходит от героического аспекта, сосредоточиваясь почти целиком на последствиях похищения — на неудовлетворенности желания и дальнейшем вынужденном воздержании героя», — приходит к выводу Жаккар.
Но Пушкин наполнил пикантностью не только сюжетную линию Руслана. Песнь IV рассказывает историю Ратмира, который тоже мучается своим желанием. Ожидание сладострастного момента описано в откровенном сне Ратмира:
Его чело, его ланиты
Мгновенно пламенем горят;
Его уста полуоткрыты
Лобзанье тайное манят;
Он страстно, медленно вздыхает,
Он видит их — и в пылком сне
Покровы к сердцу прижимает.
«Его историю следует прочесть параллельно с историей Руслана, поскольку Ратмир проходит через те же самые страдания от ожидания», — отмечает Жан-Филипп Жаккар.
Для кого на самом деле написана поэма
«Руслан и Людмила» открывается посвящением. В нем Александр Пушкин обращается непосредственно к тем, для кого написано это произведение.
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних…
Очевидно, что он обращается к своим сверстницам, и поэма написана вовсе не для детей, как и многие другие сочинения. Однако это вовсе не означает, что «Руслана и Людмилу» нужно запретить для изучения в 5-м классе. Но к великому произведению стоит вернуться в более взрослые годы, чтобы насладиться тонким юмором и пикантными сценами. И, возможно, переосмыслить для себя мораль поэмы.