Если присмотреться к некоторым портретам Александра Пушкина, то многих наверняка удивит одна особенность в его внешности. У поэта были такие ухоженные руки, что ему позавидует любая современная дама. Рассказываем, зачем признанный гений отращивал ногти и как берег их.
Пушкин боялся сломать длинный ноготь на мизинце
Историк моды Александр Васильев не раз называл Пушкина главным модником эпохи романтизма. Александр Сергеевич действительно всегда был одет с иголочки. Его любовь к моде можно увидеть и в романе «Евгений Онегин»:
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
Исследователи творчества русского поэта посчитали, что во всех его произведениях слово «мода» встречается 84 раза. Достаточно взглянуть на портреты Пушкина, чтобы убедиться в том, каким франтом он был. Особого внимания заслуживают его ухоженные руки: ногти идеальной формы выглядели так, будто поэт регулярно делал маникюр.
Известно, что Пушкин отрастил довольно длинный ноготь на мизинце. Эту особенность во внешности поэта замечали его современники и потом описывали в своих воспоминаниях.
«Я преодолел робость, подошел к прилавку, у которого Пушкин остановился, и начал внимательно рассматривать поэта. Прежде всего меня поразили огромные ногти Пушкина, походившие более на когти.» Иван Панаев, «Литературные воспоминания».
«Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти.» Вера Нащокина, «Воспоминания».
Писательница Авдотья Панаева упоминала, что перед сном Пушкин всегда надевал некий специальный чехол на мизинец с длинным ногтем, чтобы не сломать его.
Длинный ноготь оберегал от несчастья
Сейчас есть несколько версий, почему русский поэт предпочитал длинные ногти, в особенности на мизинце. Одна из причин в том, что Пушкин состоял в масонской ложе «Овидий № 25» в Кишиневе. Длинный ноготь на мизинце был знаком, по которому масоны узнавали друг друга. Но эта версия слабая, поскольку Александр Сергеевич официально состоял в кишиневском братстве масонов совсем недолго — с мая до декабря 1821 года. В то время как длинные ногти он носил долгие годы.
А еще современники поэта отмечали, что он был весьма суеверным человеком. Есть версия, что Александр Сергеевич считал длинный ноготь на мизинце своеобразным оберегом от несчастья. А сломать его означало навлечь какую-нибудь беду. Поэтому поэт так тщательно его берег и надевал на ночь специальный футляр.
Другие считают, что отросший ноготь на мизинце помогал Пушкину в быту: с его помощью он вскрывал конверт с письмом или снимал сургучную печать. Как правило, для этих целей служил специальный нож, но если его не было под рукой, выручал длинный ноготь. Эта привычка появилась среди мужчин-аристократов еще в 18 веке, а поэт лишь следовал ей.
Возможно, такая особенность во внешности для Александра Пушкина имела большее значение, чем просто дань мужской моде. Его строка «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» актуальна и по сей день.