Семейный ужин больше, чем просто еда

Алексей,
редакция Femmie

Но пользу приносит не столько сам ужин.

Последние несколько лет наблюдается резкий всплеск интереса к теме семейных праздников и трапез. Проведенные недавно исследования показали, что у детей, привыкших к семейным ужинам, обширнее словарный запас, лучше манеры, здоровее питание, выше самооценка, у них реже наблюдаются проблемы в поведении. Было установлено, что состояние депрессии, чувства тревоги и другие нарушения психики чаще встречаются у детей из семей, где не принято совместно принимать пищу или отмечать семейные праздники.

Интересное исследование было проведено Маршаллом Дьюком, который задумался о том, как можно противостоять разрушительным процессам, приводящим к распаду семьи. Его жена Сара в то время работала с детьми, испытывающими трудности в обучении. Наблюдая за своими учениками, она пришла к следующему выводу: «Те, кто много знает о своей семье, лучше справляются с возникающими сложностями».

Маршалл был заинтригован этим открытием и вместе со своим коллегой Робином Фивушем решил проверить гипотезу Сары. Они разработали специальный опросник под названием «А ты знаешь?». Дети должны были ответить на 20 вопросов, включая следующие:
— А ты знаешь, где выросли твои бабушка с дедушкой?
— А ты знаешь, в каком городе учились в школе твои мама и папа?
— А ты знаешь, где познакомились твои родители?
— А ты знаешь о какой-нибудь болезни или о чем-то действительно ужасном, что когда-то случилось в твоей семье?
— А ты знаешь, как появился на свет?

Маршалл и Робин пришли к ошеломляющему выводу: чем больше детям было известно об истории своей семьи, тем сильнее у них было чувство контроля над своей жизнью, выше самооценка, способность противостоять стрессу. Такие дети были более счастливы и здоровы в эмоциональном плане.

Каким же образом информация о том, в какую школу ходила бабушка, может помочь ребенку справиться с чем-то незначительным вроде ободранного колена или действительно серьезным? И какую роль совместные трапезы и другие семейные ритуалы играют в получении детьми этих знаний?

По словам Маршалла, ответы на такие вопросы связаны с тем, осознает ли ребенок себя частью большой семьи. Психологи обнаружили, что у каждой семьи есть какая-то объединяющая история, которая относится к одному из трех типов.
Первый тип — это восходящая семейная история: «Сынок, когда мы приехали в эту страну, у нас не было ничего. Наша семья трудилась. Твой дедушка учился в старших классах школы. Твой отец ходил в колледж. А теперь ты…»
Второй тип — нисходящая история: «Дорогой, у нас когда-то было все. А потом мы все потеряли…»
Третий тип семейной истории, как отмечает Маршалл, самый здоровый. Это вариативная история. «Милый, хочу рассказать тебе, что у нашей семьи были подъемы и падения. Мы создали семейный бизнес. Твой дед был душой коллектива. Твоя мать входила в состав правления госпиталя. Но у нас случались и спады. Твоего дядю однажды арестовали. У семьи был дом, который сгорел дотла. Твой отец потерял работу. Но, что бы ни происходило, мы всегда держались вместе».

Маршалл утверждает, что дети, которые психически уравновешенны и уверены в себе, обладают тем, что он и Робин называют сильным межпоколенческим «я». Они знают, что принадлежат чему-то большему, нежели самим себе.

Маршалл и Робин подчеркивают, что ужин — самое подходящее время для того, чтобы рассказывать детям эпизоды из истории семьи. Все собираются вместе, в спокойной обстановке; детям проще слушать про подъемы и неудачи родных, когда они окружены заботой и заняты чем-то жизнеутверждающим. А ведь нет ничего более жизнеутверждающего, чем еда.

Но пользу приносит не столько сам ужин. В процессе слушания всех этих старинных историй появляются чувство единения и эмоциональная устойчивость. Кроме того, ребенку важно видеть себя в контексте семьи. Другими словами, когда мы говорим о семейном ужине, на самом деле речь идет совсем не об ужине. Речь о семье.

Любые события и мероприятия — отличная возможность рассказать историю из жизни семьи. Сюда относятся и праздники, и семейные поездки, и прочие совместные занятия, объединяющие разные поколения. Даже поездка на автомобиле или поход в магазин — благоприятные моменты для подобных разговоров.

Автор: Брюс Фейлер (из книги «Секреты счастливых семей: Мужской взгляд»)

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook