Сергей Филиппов. Как сложилась трагическая судьба гениального комика

Отдел моды,
редакция Femmie

Его появление в кадре могло вытянуть даже самый проходной фильм!

К/ф «12 стульев» / «Мосфильм»

Народного артиста РСФСР Сергея Филиппова недаром называли «королем эпизода». Даже играя небольшие роли, Филиппов всегда запоминался зрителям. Достаточно вспомнить его лектора Никадилова из «Карнавальной ночи», шведского посла в «Иван Васильевич меняет профессию», Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров» и, конечно же, неповторимого Кису Воробьянинова в экранизации «12-ти стульев». Сам же он всегда мечтал сыграть «положительную трагическую роль» и говорил, что плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину». Итак, как же сложилась судьба гениального комедийного актера?

«Я решил, что мое призвание — ноги»

В детстве Сережа Филиппов был просто жутким шалопаем: учился из рук вон плохо и постоянно хулиганил. Кончилось тем, что проблемного подростка выгнали из школы. Все попытки родителей пристроить отпрыска хоть к какому-нибудь делу закончились провалом — Сергей не захотел работать ни пекарем, ни садовником, ни плотником.

А дело было в том, что Сергей и сам не знал, кем хочет быть до тех пор, пока однажды, проходя мимо городского клуба, не заглянул случайно в окно.

«В окне я увидел девчонок в коротеньких юбках. Ногами что-то выделывали, какие-то кренделя. Ноги мне понравились. И решил я, что это мое призвание – ноги».

Записавшись в хореографический кружок, Сергей уже через пару месяцев добился успехов и стал лучшим танцором. А еще через полгода без труда поступил в Ленинградский эстрадно-цирковой техникум.

«Никакого балета, иначе — смерть»

Сергей был удивительно пластичным и отлично танцевал. Педагоги в один голос прочили парню блестящее балетное будущее.

«Филиппов мог стать непревзойденным классическим танцовщиком. Для этого ему было отпущено все: превосходные великолепной формы и невероятной силы ноги, прыжок, жест… Настоящий самородок!» — по словам одного из его учителей.

Скорее всего, стал бы Филиппов звездой балета, но жизнь распорядилась иначе. Во время одного из первых своих спектаклей Сергей внезапно потерял сознание. Медицинское обследование показало, что у парня врожденный порок сердца. Поэтому врачи вынесли приговор: «Никакого балета, иначе — смерть».

«Публика размазывала по лицу слезы восторга»

Филиппов был просто в отчаянии — его заветная мечта стать артистом балета разбилась вдребезги. Но судьба, ударив больно, тут же дала второй шанс. Режиссер Театра Комедии Николай Акимов предложил актеру поступить к ним в труппу.

Вскоре оказалось, что комедийным даром природа, пожалуй, наградила парня еще побольше, чем танцевальным. Ленинградская публика толпами валила в театр «на Филиппова» — за билетами на его спектакли люди стояли сутками.

«Мы за кулисами безошибочно определяли, когда Филиппов находился на сцене: хохот стоял такой, что, казалось, стены не выдержат и вот-вот потолок рухнет. Публика размазывала по лицу слезы восторга, топала ногами, так как смеяться уже просто не было сил» — вспоминал один из артистов Театра Комедии.

«Вы полагаете, что с моим лицом можно играть секретарей райкомов?»

Выдающиеся комедийные способности Сергея Филиппова не могли не заметить кинорежиссеры и стали приглашать его в свои фильмы.

Первый раз на экране Сергей Филиппов появился в 1937 году — в картине «За советскую Родину», где он сыграл эпизодическую роль белофинна. По сценарию артист должен был, перебегая по бревну через ручей, не удержаться и рухнуть в воду. Вроде бы ничего сложного, если бы не одно обстоятельство — эпизод снимали при минусовой температуре и падать предстояло не в теплую воду, а в ледяную кашу. Причем снимали несколько дублей.

К/ф «За советскую Родину» / «Ленфильм»

Но несмотря на такой не слишком «горячий» дебют, охота сниматься в кино у Филиппова не прошла. Тем более, что предложения от режиссеров стали поступать ему с завидной регулярностью.

За всю свою жизнь Сергей Филиппов сыграл более 100 ролей в кино. И среди них практически не было ни одной положительной. Правда, сам актер относился к этому факту с юмором. А на вопросы журналистов отвечал своим непередаваемым «филипповским» голосом:

«А вы посмотрите на мое лицо. Вы что, полагаете, что с ним можно играть секретарей райкомов?».

На съемочной площадке Филиппов появился хорошо «подшофе»

Но самая настоящая слава к Сергею Филиппову пришла в 1956 году после выхода на экраны картины Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» — новогодний фильм стал лидером советского кинопроката, в общей сложности в кино было продано свыше 48 миллионов билетов.

Режиссер никак не мог найти артиста, который бы мог сыграть роль лектора Никадилова из «общества по распространению», пока ему не посоветовали пригласить из Ленинграда Сергея Филиппова. Правда, без приключений не обошлось.

К/ф «Карнавальная ночь» / «Мосфильм»

Дело в том, что впервые на съемочной площадке Филиппов появился уже хорошо «подшофе». Поначалу Рязанову это даже понравилось — ведь по роли Никадилов и должен быть пьяным. Но, вопреки ожиданиям, хорошо сыграть Филиппов не смог, и после 13 испорченных дублей режиссер остановил съемку.

Зато через пару дней, когда артист был трезв, «пьяную» сцену сняли с первого же раза. А фразы Филиппова: «Одна звездочка, две звездочки, три… лучше всего, конечно, пять звездочек» и «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — наука пока не в курсе дела» — тут же ушли в народ.

Любовь зрителей к Сергею Филиппову просто зашкаливала

В 50-60-е годы популярность Сергея Филиппова была просто феноменальной. Даже малюсенький эпизод с его участием мог превратить проходную картину в кассовый фильм. Артист понимал, что многие режиссеры пользуются его громким именем и часто говорил друзьям:

«Они меня используют, как острую приправу к пресному блюду».

Тем не менее, любовь зрителей к Сергею Филиппову в те годы просто зашкаливала. По воспоминаниям артиста Геннадия Воропаева, на гастролях с Филипповым просто невозможно было выйти на улицу — все вокруг замирало:

«Останавливались все трамваи, троллейбусы и автобусы… Люди выбегали и бросались к любимому артисту. А когда завод «Уралмаш» пригласил его на творческую встречу, то вообще прекратили работу: ну Филиппов же приехал!».

К большому сожалению, всенародная любовь имела и отрицательные стороны. Филиппова часто приглашали в разные компании, естественно, с алкоголем. Не в силах отказаться, артист вскоре всерьез пристрастился к спиртному.

Кроме того, у Филиппова начали появляться звездные замашки — он стал частенько нарушать график съемок, грубил режиссерам, не слишком корректно высказывался в адрес других актеров. Поэтому с начала 70-х годов предложений о съемках стало все меньше и меньше. И карьера «короля эпизода» могла бы и вовсе сойти на нет, если бы не Леонид Гайдай.

К/ф «12 стульев» / «Мосфильм»

В разгар съемок у Филиппова обнаружили опухоль мозга

Еще только задумав снимать «12 стульев», Гайдай уже знал, что на роль Ипполита Матвеевича пригласит Сергея Филиппова. Правда, многие пытались режиссера отговорить — мол, этот артист сильно пьющий и скандальный, но Гайдай не отступал.

Филиппов же, узнав, что ему наконец-то удастся сыграть главную роль, был просто на седьмом небе от счастья. Он клятвенно пообещал, что не возьмет в рот ни капли. И действительно, по словам членов съемочной группы, Филиппов «пахал за двоих», не капризничал и не спорил с режиссером. Но когда съемки были в самом разгаре, случилась беда.

Сергея Николаевича внезапно начали мучить головные боли — настолько сильные, что он заговаривался и даже терял сознание. Врачи обнаружили у актера опухоль мозга и поставили вопрос о срочной госпитализации.

Но Филиппов решил во что бы то ни стало доиграть роль Воробьянинова, он уговаривал Гайдая не искать себе замену. Режиссер на свой страх и риск согласился — и не прогадал. С другим Ипполитом Матвеевичем фильм потерял бы половину своего шарма.

Сразу после съемок Филиппову сделали сложнейшую операцию и удалили опухоль. К счастью, она оказалась доброкачественной.

К/ф «12 стульев» / «Мосфильм»

После смерти у Филиппова не нашлось даже костюма и ботинок для похорон

В 80-х годах Сергей Филиппов все чаще стал болеть и сниматься его уже почти не приглашали. Одна из последних работ актера — пациент профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце».

К/ф «Собачье сердце» / «Ленфильм» по заказу Гостелерадио СССР

В последние годы артист чувствовал себя очень одиноким — его забыли поклонники, покинули друзья. Маленькой пенсии не хватало даже на коммуналку, поэтому Филиппов часто голодал. Вновь вернулись мучительные головные боли, и в начале апреля 1990 года Сергей Филиппов скончался от рака.

После смерти всенародно любимого артиста выяснилось, что у него не было не только сбережений, но даже костюма и ботинок для похорон. Хоронили его на деньги, собранные коллегами-актерами.

«Самое страшное — остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм» (за год до того у Филиппова умерла жена, он остался один). «Ленфильм» принял ужасающее решение (не дали на похороны ни копейки денег). И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи» , — вспоминал актер Евгений Моргунов.

Похоронили Филиппова на Северном кладбище в Петербурге, рядом с его супругой, Антониной Голубевой. Сын актера, Юрий Филиппов, в память о своем отце написал книгу «А есть ли жизнь на Марсе?» и снял одноименный документальный фильм.

49
7
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook