Эти платья сыграли свои главные роли в кино, в моде и в жизни простых смертных именно благодаря надевшим их женщинам – Мэрилин, Вивьен, Одри и другим, не менее роскошным.
1. «Унесенные ветром», 1939 год
Фраза: «Я подумаю об этом завтра»
Каждый наряд Скарлетт О’Хара в исполнении Вивьен Ли заслуживает отдельного упоминания: и платье цвета бургундского вина, украшенное страусиными перьями и настоящими рубинами (его, кстати, до сих пор считают образцом идеального вечернего туалета), и зеленое бархатное платье, сшитое из старых портьер, в котором Скарлетт отправилась покорять Ретта Батлера.
Но безусловный шедевр художника по костюмам Уолтера Планкетта — платье из светлого муслина с зелеными цветами и изумрудной лентой на поясе: в нем Скарлетт появляется на барбекю в «Двенадцати дубах».
Перед началом работы Планкетт несколько месяцев изучал оригинальные костюмы времен Гражданской войны в США. Рисунок ткани был подобран под цвет глаз Вивьен. Платье оказало влияние на стиль 40-х: по мнению журнала Vogue, оно вернуло моду на пышные юбки вместо облегающих длинных платьев 30-х. В 1976 году Планкетт восстановил платье (оно едва не пропало в архивах студии) и пожертвовал его Художественному музею округа Лос-Анджелес.
2. «Джильда», 1946 год
Фраза: «Ненависть так возбуждает!»
Дьявол кроется в деталях: изящные длинные перчатки в сочетании с платьем с умопомрачительным декольте превратили Риту Хейворт в секс-идола своего времени. Спустя много лет наряд Джильды процитировали в мультфильме «Кто подставил кролика Роджера» в наряде Джессики Рэббит, и мультяшная зайчиха превратилась в femme fatale .
Черное облегающее платье Джильды силуэта «русалка» создал дизайнер Жан Луис. Сцена из фильма, в которой героиня Хейворт танцует в этом платье под Put the Blame on Mame и снимает перчатку, показалась настолько непристойной цензуре при испанском диктаторе Франко, что в этой стране фильм запретили к просмотру.
Но запреты порождают интерес и легенды: поползли слухи о том, что на самом деле в фильме Джильда раздевается целиком, но эпизод вырезала цензура.
Это, конечно, были лишь домыслы: сдержанная и «домашняя» в жизни Рита Хейворт никогда бы не решилась на столь эпатажный поступок. Кстати, за пару месяцев до съемок она родила дочь Ребекку, и чтобы влезть в роскошное платье, ей пришлось надевать корсет.
3. «Зуд седьмого года», 1955 год
Фраза: «В такую жару я держу белье в холодильнике»
«Зуд седьмого года» стал одним из самых известных фильмов с участием Мэрилин Монро, и, безусловно, именно он сделал ее настоящей звездой. После выхода картины Монро и костюмер фильма Уильям Травилла (он предпочитал, когда его называют просто «Травилла») стали хорошими друзьями: актриса понимала, что созданному им образу обязана львиной долей успеха.
Белая плиссированная юбка, поднимающаяся от дуновения ветра из вентиляционной шахты, стала едва ли не самым знаменитым и уж точно самым дорогим предметом туалета в истории кино. Лишь один человек не пришел в восторг от этого зрелища: муж Мэрилин, Джо Ди Маджио присутствовал на съемках эпизода, которые проходили на Манхэттене, на углу 52-й улицы и Лексингтон-авеню. 5000 зевак свистели и улюлюкали, глядя на красавицу-актрису, а ее супруг в гневе сжимал кулаки.
Биографы утверждают, что именно с этого дня между супругами начался разлад – Джо безумно ревновал Мэрилин и даже поднимал на нее руку. Вскоре они развелись.
А знаменитое платье было продано на аукционе Profiles In History в июне 2011 года за фантастические $4,6 млн.
4. «Карнавальная ночь», 1956 год
Фраза: «Главное, понимаешь, сурьезно!»
Модницы приходили в кинотеатры с блокнотами, чтобы зарисовать платья Леночки Крыловой, в которых героиня Людмилы Гурченко выступала на сцене Дома культуры. Говорили, что черное платье с атласным поясом и белой муфточкой шил для актрисы сам Диор, но ошибались: костюмы для фильма создавались в Москве.
Однако стиль платья был именно «диоровский», знаменитый нью-лук: узкая талия и пышная юбка. Трудно было бы найти актрису, которая смотрелась бы в таком наряде лучше, чем юная Гурченко с осиной талией. Кстати, история о том, что обхват ее талии равнялся 48 см тоже не более, чем легенда: ее портниха говорит о 58 см, ссылаясь на размер пояса от платья из «Карнавальной ночи». Сам наряд, к сожалению, не сохранился — потерялся где-то в костюмерных «Мосфильма».
5. «Завтрак у Тиффани», 1961 год
Фраза: «В этом мире нам ничего не принадлежит»
Одно из самых знаменитых маленьких черных платьев в истории моды и кино создал Юбер Живанши для героини Одри Хепберн — наивной и эксцентричной Холли Голайтли. Образ ее задумывался гротескной компиляцией представлений о светском лоске. Однако платье героини покорило женские сердца, и продолжает оставаться актуальным до сих пор.
Для фильма Живанши сделал три платья из черного атласа: оригинал и две копии, которые отправились на студию Paramount. Там за них взялась художник по костюмам Эдит Хэд. Обладательница восьми «Оскаров» Хэд подобрала стильные аксессуары: длинные черные перчатки и жемчужные украшения.
Оригинал платья до сих пор хранится в коллекции дома Givenchy, одну из копий можно увидеть в Музее кино в Мадриде, а вторая была продана в 2006 году на аукционе Christie`s более чем за $713 000.
6. «Женщина, которая поет», 1978 год
Фраза: «Так же, как все»
Платье-балахон является неотъемлемой частью образа Примадонны: в ее гардеробе, кажется, представлены модели любого цвета и длины. А первый балахон Аллы Пугачевой сшил Слава Зайцев для фильма «Женщина, которая поет» по просьбе мужа певицы, Александра Стефановича.
Домработница певицы Люся вспоминала, как однажды спасала легендарный наряд: «Как-то ее водитель Толя передал мне алюминиевый кофр с концертными платьями. Открываю и чуть в обморок не упала: лежит ее известный на всю страну балахон, весь скомканный, а сверху чьи-то мужские башмаки. Беру в руки платье, а на нем уже все краски полиняли. Я хватаю его — и к подруге. Купили краски, тушь и всю ночь раскрашивали балахон по новой, отпаривая горячим утюгом».
Про балахон Пугачевой существует даже песня, ее автор — Игорь Николаев:
«Я до сих пор влюблен
в твой красный балахон
с оттенками печали…»
7. «Красотка», 1990 год
Фраза: «Как ты хочешь меня называть ?»
Ни одна история о Золушке не может обойтись без бального платья. История Вивиан, героини Джулии Робертс, — не исключение. Главная роль в превращении девушки легкого поведения в даму из высшего общества отведена нарядам. Художник по костюмам Мэрлин Вэнс подбирала для героини все образы, от вызывающего мини путаны до вечерних туалетов, достойных истинной леди. Одним из самых эффектных можно назвать красное платье, в котором Вив отправляется слушать оперу.
«Студия хотела сделать платье черным. Но я была абсолютно уверена, что тут нужен красный. Чтобы доказать это, мы сшили три разных модели в нескольких цветах и сделали множество фотопроб. В результате я смогла убедить всех в правильности выбора оттенка», — рассказывала Мэрилин историю выбора костюмов.
8. «Основной инстинкт», 1992 год
Фраза: «Страх усиливает наслаждение»
Лаконичное белое платье может быть более сексуальным, чем умопомрачительный вечерний наряд с декольте. Это доказала Шэрон Стоун с помощью дизайнера Нино Черутти и пары безупречных ног.
Да, именно основатель модного дома Cerutti создал костюм для знаменитой провокационной сцены из ставшего культовым фильма. Очень короткое белое платье с закрытым верхом наглядно продемонстрировало, что образ женщины-вамп не нуждается в излишней драматизации и может обойтись без набивших оскомину красного и черного.
Есть в наряде героини и киноцитата: по задумке режиссера он отсылает зрителя к образу Ким Новак в знаменитом триллере Хичкока «Головокружение».
9. «Искупление», 2007 год
Фраза: «Бескорыстная любовь не нуждается в словах»
Модные критики в один голос назвали наряд героини Киры Найтли «самым эффектым платьем в кино». Создала его дизайнер Жаклин Дюрран, опираясь на описание платья из оригинальной книги Иэна МакЮэна: «Она <…> перебрала вешалки в гардеробе и сняла зеленое выпускное, без спинки. <…> и моментально почувствовала себя хорошо одетой, неуязвимой и безмятежной; теперь из зеркала на нее смотрела наяда».
Но от задумки до воплощения идеи дизайнеру пришлось пройти непростой путь: в поисках идеального изумрудного оттенка она «обошла весь Лондон», но так и не нашла нужную ткань. В результате Дюрран обратилась к мастерам, которые выкрасили шелк смесью трех разных зеленых оттенков, а едва заметную перфорацию вдоль соблазнительного V-образного выреза на спине сделали лазером.
Платье получилось тонким и хрупким, как крылья бабочки, поэтому для сцены, в которой герои занимаются любовью, прислонившись к шкафу, пришлось сделать несколько его копий — партнер то и дело рвал наряд актрисы. В итоге после съемок Кире, мечтавшей оставить платье себе, не досталось ничего, о чем она очень сожалела.
10. «Секс в большом городе», 2008 год
Фраза: «Иногда женщине необходимо быть спасенной»
Художник по костюмам Патрисия Филд не обошла вниманием, наверное, ни одного из модельеров, подбирая наряды к фильму. Но изюминка любого фэшн-показа (каким, конечно, можно считать это кино) – свадебное платье. В картине его автором выступила Вивьен Вествуд. Роскошное, многослойное, еле помещавшееся в кадр шелковое платье цвета слоновой кости, в котором героиня Сары Джессики Паркер безутешно рыдала у алтаря, стало фаворитом и у поклонников фильма.
После выхода картины на экраны в бутиках Вествуд случился настоящий бум: модель раскупили буквально за несколько дней, несмотря на внушительную цену. Вскоре за платьем выстроилась настоящая очередь: заказать его можно было лишь в лондонском бутике дизайнера за £11 000 с ожиданием заказа около полугода.
Автор: Дмитрий Ковальчук