Она была простой станочницей на «Уралмаше», а он сыном китайского правителя, который застрял в СССР. Они так и не узнали о существовании друг друга, если бы иностранца не отправили обучаться социализму на предприятие. Рассказываем, как работница завода стала первой леди Китайской Республики.
Будущий муж жил под псевдонимом
Президент Тайваня отправил сына Цзян Цзинго учиться в Москву. Чтобы местным было проще к нему обращаться, он сменил имя: фамилию взял у сестры Ленина, у которой он жил, имя — псевдоним вождя, а отчество — его настоящее имя. В итоге получился Николай Владимирович Елизаров.
В СССР к нему относились с подозрением. За ним велась постоянная слежка, а Сталин в один момент даже не дал разрешение на выезд, поэтому Николаю пришлось остаться в Союзе.
«Сталин не отпустил Цзян Цзинго в Китай, не доверял. И как бы оставил его в заложниках. Сначала он его послал на завод „Динамо“, потом он раскулачивал крестьян, а потом его отправили подальше от Москвы, сюда, на Урал. Это было обучение социализму на практике. И попал на Уралмашзавод, потому что здесь социализм был в самом ярком своем проявлении. Всё это под жестким круглосуточным контролем, с дежурствами НКВД», — рассказал научный сотрудник музея истории Уралмашзавода Сергей Агеев.
Влюбился в станочницу
Елизаров занимался социальными вопросами: раздавал карточки работникам, распределял жилье. Потом он перешел в производственную газету и стал ее редактором. На заводе к нему относились с недоверием, постоянно писали доносы. Причем, многие из них были надуманными. Например, Елизарова подозревали в шпионаже из-за того, что он каждый вечер выставлял для редакции несколько бутылок водки. Откуда, спрашивается, у советского человека так много денег?
Однажды на территории завода он встретил Фаину Вахреву. Ей тогда было 17, а ему 23. Отношения между ними развивались стремительно. Елизаров выделялся своими манерами и интеллектом.
«Она ведь из деревни, окончила тут наше техническое училище заводское, жила в общежитии. Воспитывала ее старшая сестра Анна, родители умерли. Захотелось ей попасть под крыло сильного мужика. В одиночку ведь пропадешь», — говорит Сергей Агеев.
Поженилась пара в 1935 году. Они зарегистрировали отношения в местном ЗАГСе, а завод подарил им свадебное путешествие в Сочи. Паре выделили комнату в коммуналке, где в 1935 у них родился сын, а на следующий год — дочь.
Переехали в Китай
В 1937 году вся семья отправилась в Китай. Точная причина отъезда неизвестна, но по одной из версий — Сталин отправил Елизарова повлиять на политику своего отца.
Здесь пара снова сыграла свадьбу, но теперь по китайским обычаям. Фаину тепло приняли в семье и дали ей новое имя на местный манер: Цзян Фанлян — правильная, добродетельная. Народ тоже принял иностранку и удивлялся ее простоте.
«Когда Цзян Цзинго был губернатором провинции Шаньси, он удивлял всех тем, что не берет взяток, за что получил прозвище Большевик, а Фаина удивляла всех тем, что сама копала и сажала огород и мыла окна. Люди не могли этого понять, потому что для них губернатор и его семья были почти небожителями», — говорит Сергей Агеев.
Но не все было так радужно. Супруг нашел себе женщину на стороне, которая родила ему детей, и ушел из семьи. Тогда подключился его отец, который заставил сына вернуться в семью и перестать творить глупости.
В 1988 году Фаина похоронила мужа, затем детей и осталась одна без дома и наследства. Оказалось, что Цзян отдавал все на благотворительность, а у него самого не было никакой собственности. Поэтому Фаина поселилась в доме престарелых и жила на пенсию. Умерла женщина в 2004 году, ее похоронили со всеми почестями, а проститься с ней пришли первые лица государства.