Советский фильм «Угрюм-река» пересняли через 52 года. Что возмутило зрителей и какие киноляпы там нашли

Юлия Мельникова,
редакция Femmie

Разбираемся, что не так с новым сериалом, который снят по одноименному роману Вячеслава Шишкова.

«Угрюм-река» / Первый канал

Режиссеры, которые делают ремейки классических произведений, снятых в советское время, оказываются в практически безнадежном положении. Большинство зрителей (особенно старшее поколение) изначально настроены критично и обращают внимание на малейшие промахи.

Молодость вне возраста. Как одеваться, чтобы выглядеть моложе

Вы научитесь подбирать и сочетать одежду, чтобы она не подчеркивала ваш возраст, а, наоборот, создавала образ женщины вне возраста. Поймете, какие модные вещи точно нельзя носить, а какие — способны сбросить 10-20 лет. Узнаете, какие хитрости используют звезды, чтобы казаться моложе.

Аналогичная история случилась и с «Угрюм-рекой» Юрия Мороза, вышедшим на экраны в 2020 году. Разбираемся, что не так с новым сериалом и чем он уступает своему предшественнику, вышедшему на экраны в 1968 году.

Можно ли войти в одну реку дважды?

«Угрюм-река» / Свердловская киностудия

В романе «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова рассказывается история «золотой лихорадки» в Сибири на примере одной семьи. Сибиряк Данила Громов всю жизнь занимался разбоем, а перед смертью передал все деньги своему сыну. Отпрыски сумели сохранить и приумножить кровавое наследство, но его проклятие преследует семью всю жизнь.

Впервые эпопею экранизировал режиссер Ярополк Лапшин в 1968 году — с тех пор фильм считается эталонным. Главные роли в картине сыграли Георгий Епифанцев, Виктор Чекмарев, Людмила Чурсина и другие актеры. Картина завоевала огромную популярность, и за последние 50 лет никто не решался повторить этот успех.

Мороз не хотел делать просто ремейк старого фильма

«Угрюм-река» / Первый канал

Самым смелым оказался Юрий Мороз, который сразу же сказал, что не пытается снять ремейк, а хочет создать новую экранизацию романа. Главные роли в сериале исполнили Александр Балуев, Юлия Пересильд, Александр Горбатов, Александр Яценко и Дарья Мороз.

Съемки были масштабными — технику приходилось доставлять в труднодоступные места, а многие кадры снимали с помощью дронов.

Работа проходила в нескольких регионах — Московской, Ивановской и Свердловской области. Часть эпизодов снимали в местах, где 50 лет назад побывала команда Ярополка Лапшина. Тогда частью пейзажа была деревня Слобода, сейчас — Каменка.

К зрелищной составляющей претензий нет — суровая и по-своему опасная природа Сибири действительно показана отлично. А вот в остальном новая «Угрюм-река» сильно не дотягивает до старой. Зрители нашли в ней множество недочетов, несмотря на то, что Юрий Мороз настоятельно просил не сравнивать две версии.

«Старая экранизация — это старая экранизация, там другой объем, совершенно иные задачи ставились, другие идеи рассматривались. По уму это не нужно сравнивать. К тому же, мы ведь не снимаем ремейк фильма, мы экранизируем книгу», — говорил он.

Новая Анфиса уступает советской

«Угрюм-река» / Свердловская киностудия

Самый колоритный женский персонаж романа — Анфиса Козырева. Внучка местной знахарки, красавица и роковая женщина привлекла внимание купца Петра Громова, а потом влюбилась в его сына Прохора. Людмиле Чурсиной удалось воплотить образ Анфисы безупречно и передать всю гамму чувств, которую вложил в нее Шишков. В ее исполнении это развязная, бесстрашная, безжалостная, но вместе с тем глубоко несчастная женщина.

«Угрюм-река» / Первый канал

В новой версии Анфисой стала Юлия Пересильд, которая зрителей абсолютно не впечатлила. Несмотря на привлекательность актрисы, невозможно поверить в то, что она способна сводить мужчин с ума одним взглядом. Восьмидесятилетняя Людмила Чурсина дала молодой коллеге сдержанную оценку.

«Надеюсь, что ей удастся в «Угрюм-реке» по-своему осмыслить этот самобытный мощный женский характер, эти чувства», — говорила Чурсина.

Еще Чурсина пошутила, что «смотрит фильм одним глазом — открывать второй пока боится».

А вот зрители и критики не скупились на отрицательные характеристики:

«Актерка Пересильд на фоне великой Чурсиной — что светлячок на фоне светила. Ну бледно!»

«Актеры отличные, но Анфиса слишком «фарфоровая» для этой роли», — писали они в комментариях.

«Пресная» Нина и рыжий Ибрагим

«Угрюм-река» / Первый канал

Как это часто случается в отечественном кино, в сюжете нашлось место для родственных связей. Роль ссыльной революционерки досталась Дарье Мороз, а купеческую дочь и жену Прохора Громова Нину — супруге Константина Эрнста — Софье.

Если прославленная дочь режиссера справилась с задачей, то Нина, по мнению зрителей, оказалась абсолютно «пресной». Вместо женщины с трудной судьбой, которая разрывается между христианскими чувствами и мужем, зрители увидели невнятную и невыразительную героиню с вялой речью.

«Угрюм-река» / Первый канал

Немало шишек досталось и «Ибрагиму» Юрию Миронцеву. В первую очередь, из-за его рыжей бороды. Жгучий брюнет со сверкающими глазами и животной энергетикой в исполнении Гиви Тохадзе получился настолько колоритным, что забыть его образ оказалось сложной задачей.

Миронцева действительно утвердили на роль за несколько часов — после того, как грузинский актер не смог приехать на съемки. Зрители отзывались о нем со скепсисом.

«На роль черкеса Ибрагима зачем-то взяли русского актера, который изображает акцент на уровне скетчей BadComedian», — говорили они.

Непокрытые головы и сибирский виноград

«Угрюм-река» / Первый канал

Исторических ляпов внимательные зрители отметили на удивление мало, но все же они есть. Серьезные претензии предъявляли к внешнему виду жительниц сибирской деревни — они ходят с распущенными волосами и непокрытой головой.

Однако на Руси неубранные локоны считалась символом бесчестия и позора. Достаточно вспомнить слова с негативной окраской «опростоволоситься» и «распущенная женщина», которые дошли до наших дней.

Если дерзкая Анфиса могла не обращать внимания на пересуды, то для купеческой дочери и жены Нины подобное поведение было немыслимым.

«Женщина без платка в конце XIX века сравнима с современным человеком, который носит штаны спущенными до колен. Вот непокрытая голова настолько же неприлична, поэтому волосы всегда покрывали», — пояснял историк Михаил Серенко.

«Угрюм-река» / Первый канал

Еще одна странная и несоответствующая эпохе деталь — виноград на тарелке во время застолья. Причем не просто какие-то ягодки, а отборные грозди двух сортов — не иначе как Петру Громову их доставили самолетом из самого Крыма.

4
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook