Вячеслав Бутусов проектирует станции метро, Александр Розенбаум спасает жизни в реанимации, а Виктор Цой моет полы в бане… Звучит как сюжет фантастического фильма? А это реальные страницы биографий известных артистов. Прежде чем покорить большую сцену, многие советские музыканты кем только не работали. Вот 11 певцов той эпохи, у которых неожиданные дополнительные профессии.
До карьеры рок-звезды Вячеслав Бутусов успел спроектировать станцию метро
Вячеслав Бутусов, фронтмен «Наутилуса Помпилиуса», мог бы стать не только рок-звездой, но и… архитектором. В 1978 году юный Слава поступил в Свердловский архитектурный институт, который успешно окончил в 1984-м. Но на этом его архитектурная карьера не закончилась. После выпуска Бутусов устроился в проектный институт «Уралгипротранс», где занялся проектированием станций Свердловского метрополитена. Представляете, каково это — спускаться в метро и знать, что к его облику приложил руку сам Бутусов?
Его архитектурный след можно увидеть на станциях «Проспект Космонавтов», где он разработал чертежи облицовки колонн, и «Уралмаш», для которой создал дизайн объемных букв в названии станции.
Но музыка всё-таки взяла верх. В 1986 году, после выхода альбома «Разлука» и начала всесоюзной славы, Бутусов решил полностью посвятить себя творчеству. Кто знает, может, именно архитектурное образование помогло ему так мастерски выстраивать композиции своих песен?
Александру Розенбауму было очень тяжело расставаться со своей первой профессией
Александр Розенбаум — человек, который буквально «родился в халате». Его родители были врачами, поэтому выбор профессии для юного Александра был предопределён. В 1974 году он окончил Первый Ленинградский медицинский институт и стал анестезиологом-реаниматологом. Почти шесть лет он трудился на первой подстанции скорой помощи в Ленинграде, спасая жизни в самых экстремальных условиях.
Работа на скорой стала не только школой жизни, но и источником вдохновения для его творчества. Именно тогда появились композиции «Песня врача скорой помощи», «Один день врача скорой помощи» и другие. Например, знаменитая «Песня врача скорой помощи» была написана ночью в машине под разведённым мостом, когда бригада ожидала возможности проехать на вызов.
Однако совмещать медицину и музыку становилось всё сложнее. В 30 лет Александр сделал выбор в пользу сцены.
«Уходить было очень сложно, потому что надо было твёрдо верить в то, что состоится это», — вспоминал он.
Но даже став известным артистом, Розенбаум не раз возвращался к своей первой профессии. В 2018 году он спас пассажирку самолёта Москва–Симферополь, оказав ей первую помощь прямо на борту. «Бывших врачей не бывает», — говорит он с улыбкой.
Сегодня Александр Розенбаум остаётся благодарным медицине за всё, чему она его научила. Его песни трогают за живое именно потому, что они о реальных людях и их судьбах. А слушатели благодарны ему за то, что он нашёл способ лечить их души.
Валерий Леонтьев освоил не одну рабочую специальность. Что ему пригодилось в жизни
Легендарный певец, чьи выступления собирали стадионы, в юности перепробовал столько профессий, что хватило бы на несколько жизней. Валерий Леонтьев успел поработать в самых неожиданных местах.
Например, на льнопрядильной фабрике в Юрьевце он был тесемщиком-смазчиком. А до этого успел побывать почтальоном, электриком и даже портным. Кстати, навыки шитья пригодились Леонтьеву позже — он участвовал в создании своих эпатажных сценических костюмов.
Не менее экзотично звучит его опыт работы оператором на молочном заводе и лаборантом в научно-исследовательском институте. Но самый тяжелый труд ждал будущую звезду на кирпичном заводе: там 18-летний Валерий откатывал вагонетки с сырым кирпчем и таскал готовую продукцию на склад.
«Петь — единственное, что я умею», — скромно заявлял Леонтьев, но его биография доказывает обратное: он мастер на все руки. Даже в Горном институте Воркуты, куда поступил ради диплома, параллельно работал чертежником.
Этот калейдоскоп профессий не только закалил характер, но и подарил артисту уникальный опыт — он до сих пор гордится, что «мужчина с руками», способный починить проводку или смастерить костюм.
Константин Кинчев: от администратора баскетболисток до рок-легенды
Будущий лидер группы «Алиса», Константин Кинчев когда-то…позировал будущим художникам Суриковского училища. При росте 177 см и весе 65 кг спортивное телосложение Кинчева оказалось идеальным для этой работы.
Но это была лишь одна из его подработок. Днем Кинчев был учеником фрезеровщика на заводе «Наука», чертежником и художником-оформителем. А по ночам разгружал хлеб в булочной. График «сутки через трое» оставлял время для репетиций, а зарплата в 60 рублей по тем временам считалась неплохой. А еще Кинчев занимал должность администратора женской баскетбольной команды «Спартак».
«Не брезговал ничем, лишь бы семью кормить», — объясняет музыкант свой выбор профессий.
Совмещая несколько работ, он зарабатывал до 400 рублей в месяц — втрое больше средней советской зарплаты. После оглушительного успеха в группе «Алиса» в 1984 году Константин оставил все подработки.
Виктор Цой сделал из ленинградской котельной культовое место для рокеров
Виктор Цой когда-то работал… ночным уборщиком в бане № 19 Кировского района Ленинграда. Он трудился всего час в день, но с 10 до 11 вечера.
«Когда все тусовки начинались, ему надо было срываться, ехать в баню и брандспойтом обдавать помещения», — вспоминал друг музыканта Сергей Фирсов.
А в середине 80-х Виктор работал в знаменитой котельной «Камчатка» на улице Блохина в Ленинграде. Туда он устроился после месячных курсов, хотя специального образования эта работа не требовала. График «сутки через трое» оставлял время для творчества, но работа была физически тяжелой — приходилось постоянно загружать уголь в котлы и следить за температурой.
«Камчатка» быстро превратилась в настоящий культурный центр — здесь собирались будущие рок-музыканты. Именно в этих стенах родились легендарные песни «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце».
«Трудно считать себя „звездой“ и работать в котельной», — иронично добавлял музыкант.
После оглушительного успеха альбома «Группа крови» в 1988 году он наконец смог полностью посвятить себя музыке.
Лев Лещенко в молодости работал и в Большом театре, и на заводе
После неудачной попытки поступить в театральные вузы юный Лев Лещенко сначала устроился рабочим сцены в Большой театр. Днем он суетился около сцены, а вечерами, затаив дыхание, смотрел спектакли с последних рядов. Но отец, кадровый военный, считал работу в театре «бездельем» и настоял на переходе сына к более «серьезному» занятию.
Так он получил работу слесаря-сборщика на заводе точных измерительных приборов и собирал барометры.
«Слесарем-сборщиком я стал не по желанию, а по необходимости. Но это был важный этап, который закалил характер», — признается артист.
Работа требовала невероятной точности — погрешность при сборке приборов не должна была превышать 0,1%. «Любая профессия — это школа. Слесарное дело научило меня терпению», — философски замечает Лещенко.
Олег Газманов хотел посвятить себя науке, но музыка оказалась сильнее
Олег Газманов был специалистом по холодильным установкам. В 1973 году будущий певец с отличием окончил Калининградское высшее инженерное морское училище по специальности «холодильные и компрессорные машины и установки».
После учебы Газманов три года служил на морозильном траулере «Волжанин», базировавшемся под Ригой. Там он отвечал за работу холодильных установок, сохранявших улов.
«На флоте я начал писать первые песни, играя на гитаре, пел их сослуживцам», — вспоминает артист.
Вернувшись на берег, Олег решил заняться наукой. Он преподавал в родном училище и даже начал писать диссертацию по термодинамике. Однако музыка все равно стала главным делом в его жизни. В начале 80-х Олег понял, что его призвание — сцена, а не холодильные камеры.
Олег Митяев
Автор и исполнитель знаменитой песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» в прошлом был… профессиональным тренером по плаванию. В 1981 году Олег Митяева получил красный диплом Челябинского института физической культуры и четыре года преподавал в родном вузе, параллельно работая заведующим клубом в пансионате «Сосновая горка».
Но даже в те годы музыка не отпускала будущего барда — свой главный хит он сочинил прямо во время учебы. Песню «Как здорово…» написал на лекции по плаванию.
В 1985 году судьба сделала крутой поворот — Челябинская филармония пригласила Митяева в штат. С того момента и началась его музыкальная карьера.
От авиационных двигателей до «Любэ»: какой путь прошел Николай Расторгуев
Кто бы мог подумать, что брутальный исполнитель хита «Комбат» когда-то крутил гайки в авиационном институте? Николай Расторгуев начинал свой путь слесарем в Центральном институте авиационного моторостроения.
«Сначала меня по знакомству устроили лаборантом. Но поскольку зарплата лаборанта составляла всего 90 рублей, я перевелся в слесари — на 110 рублей», — вспоминает артист.
Но даже среди авиадвигателей Николай не забывал о музыке. Все свободное время он проводил на репетициях и выступлениях. Днем — слесарь, вечером — музыкант.
Сегодня, глядя на харизматичного Расторгуева, сложно представить его в роли слесаря. Но, возможно, именно эта «авиационная» закалка помогла ему стать тем самым исполнителем, которого слушают миллионы поклонников.
Даже когда Павел Лисициан стал певцом, не бросил работу, которая его кормила
Обладатель бархатного баритона, покоривший сцену Большого театра, когда-то работал… клепальщиком и электросварщиком. Павел Лисициан, чей голос заставлял трепетать сердца, в молодости орудовал не микрофоном, а сварочным аппаратом.
После окончания школы-девятилетки 15-летний Павел отправился в самостоятельное плавание по жизни. Его путь лежал через геолого-разведочные экспедиции, где он был учеником бурильщика и разнорабочим.
Но судьба готовила ему новый поворот. В 1930 году Павел приехал в Ленинград поступать в консерваторию. До экзаменов оставалось несколько месяцев, и юноша устроился на Балтийский завод.
«Освоил профессии клепальщика и электросварщика, молотобойца», — рассказывал певец.
Но даже в заводском шуме Лисициан не забывал о музыке. Параллельно с работой он брал уроки вокала у педагога М. М. Левицкой и учился на курсах имени Римского-Корсакова. Интересно, что даже став солистом Большого театра, Лисициан продолжал работать электросварщиком до 1935 года.
Как кумир 70-х Валерий Ободзинский оказался сторожем на фабрике
В конце 80-х, после головокружительного успеха, в карьере Валерия Ободзинского началась черная полоса. Из-за запрета на выступления певец оказался в отчаянном положении. Жена буквально не пустила его домой с гастролей.
Ободзинский устроился контролером КПП в отдел охраны Бауманского района, где сторожил склад стройматериалов и галстучную фабрику «Красная Звезда». Жил прямо там же — в бытовке, спал на стульях.
«Я на это пошел специально — не хотел унижений», — признавался певец в интервью.
В окружении простых работяг он чувствовал себя счастливее, чем среди чиновников от культуры. Вечерами, чтобы не потерять голос, пел в церковном хоре.
Этот период длился до 1991 года, когда судьба свела его с поклонницей Анной Есениной. Она помогла артисту вернуться на сцену, и в 1994 году состоялся его триумфальный концерт в зале «Россия». Несмотря на годы забвения, уникальный тембр Ободзинского сохранился — зрители встретили овациями его легендарные «Эти глаза напротив».