Сыграли в известных фильмах и остались забытыми. 6 советских актеров

Редакция Femmie,
редакция Femmie

У этих актеров незабываемые роли, но их имена многие уже не помнят.

«Майор Вихрь», Мосфильм

Вадим Бероев прославился благодаря фильму «Майор Вихрь», Виктор Борцов — благодаря «Покровским воротам», а Анастасия Зуева была главной сказочницей в картинах Александра Роу. Но со временем так получилось, что многие зрители вспоминали только сыгранных ими персонажей, а не самих артистов. Расскажем про 6 советских актеров из популярных фильмов, которых сегодня незаслуженно забывают — в сравнении с кинозвездами эпохи СССР.

Валерий Зубарев снялся в культовом фильме с Вячеславом Тихоновым, а потом бросил кино

«Счастье — это когда тебя понимают»

Крылатую фразу из фильма «Доживем до понедельника» знают все — даже те, кто не смотрел картину. А вот кто ее произносит, помнят далеко не все. Она звучит из уст школьника Гены Шестопала, который был безответно влюблен в одноклассницу Риту.

«Доживем до понедельника», Киностудия им.Горького

Этого персонажа сыграл Валерий Зубарев, начавший карьеру в кино еще в раннем детстве. Ему не было еще и семи лет, когда он дебютировал на экране. Режиссер Юрий Победоносцев сразу заметил талантливого мальчика и взял его без проб на съемки в фильме «Спасённое поколение».

«Спасенное поколение», Киностудия им.Горького

Однако настоящей звездой Валерий Зубарев стал благодаря роли Генки Шестопала в фильме «Доживем до понедельника».

«Он был странный мальчик, очень замкнутый. Что и по роли требовалось. И в компанию классную не входил, держался отдельно», — вспоминал его коллега по фильму Игорь Старыгин.

Эта роль принесла ему всенародную любовь и признание, сделав из него одного из самых популярных актеров своего времени. Но парадокс в том, что именно после этой звездной роли карьера 17-летнего Валерия пошла на спад.

«Доживем до понедельника», Киностудия им.Горького

Попытки поступить во ВГИК не увенчались успехом: приемная комиссия считала, что он и так уже все умеет в актерской профессии, поэтому сможет работать и без диплома.

Валерий продолжал сниматься в кино, сыграв главные роли в таких фильмах, как «Нина» и «Спасённое имя». Однако с 1973 года пропал с экранов.

Валерий получил высшее образование в торговой сфере и завязал с актерской профессией. В разное время он занимал должность директора магазина и руководителя фирмы легкогрузовых перевозок.

«Советский Бельмондо» Геннадий Корольков в 90-е подавал одежду в гардеробе

Коллеги в шутку называли его «наш Бельмондо» из-за внешнего сходства с французским актером Бельмондо. В 70-80 годах Корольков был одним из самых известных советских артистов.

«Кольцо из Амстердама» / Мосфильм, «Вне закона», Cerito Films, Les Films Ariane

Признание ему принесла главная роль в социальной драме конца 1960-х «Три дня Виктора Чернышева». 26-летнего талантливого артиста заметили зрители и, главное, режиссеры. Фильм стал настоящим прорывом, собрав более 11 миллионов зрителей за первый год показа. Но главный успех был впереди.

«Три дня Виктора Чернышева», Киностудия им.Горького

В 1971 году вышел 7-серийный фильм «Тени исчезают полдень», где Королькову досталась роль Федора Морозова. После нее он проснулся всесоюзной звездой.

«Тени исчезают полдень», Мосфильм

В течение следующих 20 лет Геннадий Корольков снялся в более чем 50 фильмах, чаще всего исполняя положительные роли, такие как комсомольские или партийные вожаки, милиционеры, военные. Его наиболее известные работы включают фильмы «Илга-Иволга», «Юркины рассветы», «Потому что люблю», «Трактир на Пятницкой», «Голубка», «Кольцо из Амстердама», «Государственная граница» и многие другие.

Однако в начале 90-х годов Корольков, как и многие его коллеги, остался без работы. Он вынужден был устроиться гардеробщиком в ресторан, который находился в здании театра, где он ранее играл на сцене.

«Ресторан дорогой, приходили новые русские с дамами, дают чаевые, а я не беру. Так меня чуть не уволили: нельзя обижать господ, надо брать!», — вспоминал потом актер.

Спасением для Геннадия Королькова стал короткометражный фильм, который сняла  Галина Долматовская. В нем она рассказала историю гардеробщика, который еще совсем недавно был знаменитым актером. Этот фильм вызвал волну поддержки в кинематографическом сообществе.

«Президент и его внучка», Кинокомпания КиноМост

В 1998 году Корольков вернулся на экран, однако его роли уже не были такими большими и героическими, как в прежние времена. Поэтому зрители старшего поколения помнят актера по ролям советского периода.

Анастасия Зуева играла бабушку-сказочницу и стала  украшением фильмов Александра Роу

«Морозко», Киностудия имени Горького

А эту актрису отлично помнят все зрители, чье детство пришлось на советскую эпоху. Как только по телевизору начинались сказки, малыши с нетерпением ждали на экране бабушку, которая открывала ставни терема и начинала волшебное повествование: «В некотором царстве…»

Впервые в роли сказительницы она появилась в сказке «Морозко». Роу понял, что этот персонаж очень понравился аудитории, поэтому приглашал актрису в свои следующие фильмы: «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». Но в актерской судьбе Зуевой есть очень удивительная история.

«Варвара-краса, длинная коса», Киностудия им.Горького

Если взглянуть на ее фильмографию, то подавляющее большинство ролей — это бабушки. Первую старушку Зуева сыграла еще в…22-летнем возрасте! Дело было в театре — ее характерный талант поразил всех, а сам Станиславский произнес пророческую фразу: «Быть тебе вечной старухой на сцене!». И хотя для многих актеров такое амплуа могло бы стать вызовом, Зуева не испугалась.

«Родные поля», Мосфильм

У нее не было никаких проблем с тем, чтобы превратиться в старушку. Анастасия наблюдала за пожилыми женщинами повсюду, черпая вдохновение для своих персонажей. На сцене она одевала костюм старушки, скрывала свои красивые руки под перчатками и создавала неповторимые образы, которые оставались в памяти зрителей.

«Мертвые души» / Мосфильм

Одной из ярких работ Зуевой стала роль помещицы Коробочки в фильме-спектакле «Мертвые души» по произведению Гоголя. Актриса тщательно продумала образ героини, сшив пухлые перчатки и наложив щечки, что сделало ее образ незабываемым.

Но именно роль сказительницы в фильмах Роу помогла ей навсегда остаться в памяти зрителей. Правда, сегодня те советские сказки не так популярны, поэтому артистку помнят, в основном, зрители среднего и старшего возрастов.

Виктор Борцов не любил вспоминать роль, за которую его обожали зрители

«Покровские ворота» / Мосфильм

Савву Игнатьевича из «Покровских ворот» помнят все зрители. Именно эта роль принесла Виктору Борцову, который и до этого был весьма популярным, особую любовь аудитории. Интересно, что изначально эту роль должен был исполнить Никита Михалков, но, прочитав сценарий, отказался.

Роль Саввы Игнатьевича у Борцова шла как по маслу. Он ведь вырос в условиях коммунальной квартиры и отлично понимал своего персонажа. Актер даже подсказывал режиссеру, каким должен быть образ героя, какие детали костюма использовать и как вести себя. А некоторые фразы этого персонажа сразу ушли в народ.

«Покровские ворота» / Мосфильм

Удивительно, но, несмотря на успех «Покровских ворот», сам Виктор Борцов не любил вспоминать этот фильм. Он признавался, что у него было много других работ, которые были не менее успешными, а «Покровскими воротами» он насытился еще во время съемок — режиссер давал смотреть материал.

Но у актера была другая роль, которую он действительно очень любил — Гаврила в фильме «Гардемарины, вперед!».

«Виват, Гардемарины», Мосфильм

Борцов восхищался этим персонажем, который делает мази, продает их и помогает своему барину, одному из гардемаринов. Чтобы лучше вжиться в роль, он взял несколько уроков латыни. Это помогло ему создать неповторимый образ и произнести фразу, ставшую крылатой:

«Гардемарины, вперед» / Мосфильм

Вадим Бероев пропал с экранов сразу после звездной роли

Хотя в театре Вадим Бероев добился больших успехов, его кинокарьера была не такой выдающейся. Актер нередко отказывался от ролей — из-за их схожести с уже сыгранными им персонажами.

«Майор Вихрь», Мосфильм

Однако, когда режиссер Евгений Ташков предложил ему роль советского разведчика майора Вихря в одноименном фильме, Бероев сначала не был уверен, нужна ли ему эта работа. Но после встречи с Ташковым и обсуждения его видения образа, актер заинтересовался. Режиссер предложил сыграть Вихря не как стандартного героя без страха и упрека, а как обычного человека.

«Майор Вихрь», Мосфильм

Именно эта роль сделала Бероева всесоюзной звездой в 1967 год. Его майор Вихрь был необычайно популярен, и зрители полюбили его за тонкую игру и особенный взгляд. Парадокс: роль разведчика открывала перед ним двери к еще большему успеху, но кинокарьера пошла на спад.

Бероев больше не снимался в кино, отдавая предпочтения телеспектаклям. Несмотря на свой талант и популярность, он и не смог добиться большого успеха в киноиндустрии. Его карьера осталась скромной, но роль майора Вихря навсегда останется самой яркой в небольшой фильмографии. Правда, даже эту работу сегодня, в основном, помнят лишь зрители старшего поколения.

Борис Битюков взлетел на вершину популярности, но так же быстро упал с Олимпа

У Бориса Битюкова тоже удивительная актерская судьба и тоже не со знаком «плюс». У него не было актерского образования, но это обстоятельство не помешало ему стать известным артистом.

Его первой ролью, которая принесла ему широкую известность, стала роль Ивана Земнухова в фильме «Молодая гвардия» Сергея Герасимова в 1948 году. Эта работа позволила ему заявить о себе в кинематографе и вызвала интерес к его актерскому таланту.

«Молодая гвардия» / Мосфильм

В последующие годы Борис Битюков снялся в нескольких популярных фильмах, таких как «Жуковский» и «Кавалер Золотой Звезды», за которые был удостоен различных наград и премий. Однако настоящий успех пришел к нему в 1956 году — успех такой, что на него равнялись все милиционеры СССР.

Он сыграл роль капитана милиции Михаила Мозарина в детективе «Дело № 306». Персонаж стал в определенном смысле каноническим образом советского милиционера и на долгие годы запомнился зрителям. Однако сегодня этот фильм и игру Битюкова помнит только старшее поколение, поскольку актер быстро исчез с экранов.

«Дело № 306», Мосфильм

Дело в том, что у него появилась пагубная привычка, которая и разрушила кинокарьеру. Битюков упустил несколько главных ролей. Режиссеры стали избегать рисковать, предлагая ему ключевые роли из-за опасений, что артист может не явиться на съемки из-за своей привычки.

А дальше ему приходилось сниматься только в эпизодах, чтобы заработать на жизнь. Поэтому большинство зрителей достаточно быстро забыли про артиста.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook