Роль Егора Трофимова в культовом советском фильме «Офицеры» была самой первой в карьере актера Александра Воеводина. И, между прочим, вполне могла стать и последней — на съемках одного из эпизодов артист просто чудом остался жив. Кстати, работа в «Офицерах» наложила отпечаток на всю дальнейшую карьеру Воеводина в кино — после нее большинство режиссеров видели в нем исключительно «молодого человека в погонах».
Вот и сейчас Александр Воеводин снова снимается в роли офицера полиции. В популярном сериале про Мухтара он играет полковника Николая Николаевича Хрулева — опять-таки «человека в погонах», правда, уже не молодого.
«Я и сам был тогда таким же открытым, романтичным юношей, как Егор»
На съемочной площадке «Офицеров» Александр Воеводин находился почти что нелегально. Дело в том, что в то время парень учился на 4 курсе Школы-студии МХАТа, руководство которой строго-настрого запрещало своим студентам сниматься в кино.
Но роль Егора настолько запала в душу будущему артисту, что он даже всерьез подумывал бросить учебу. К счастью, идти на такие серьезные жертвы Воеводину не пришлось — нашлись преподаватели, которые поддержали его желание сниматься и пообещали в случае чего «прикрыть» перед ректоратом.
Отправляясь в Севастополь, где снималось большинство довоенных сцен картины, Воеводин очень переживал, сумеет ли он оправдать надежды режиссера Владимира Рогового. Ведь опыта работы в кино у него не было. Но, как оказалось, никакого «врастания в образ» от молодого артиста не требовалось, достаточно было просто оставаться самим собой.
«Я и сам был тогда таким же открытым, романтичным юношей, как мой Егор. И мое волнение от первых съемок совпадало с состоянием моего героя, поэтому все шло в плюс», — вспоминает Воеводин.
По словам Воеводина, больше всего ему запомнился первый рабочий день, когда снималась сцена, где Егор пускает зайчиков в окно любимой девушки. Несмотря на раннюю весну, погода тогда стояла солнечная и очень теплая. Поэтому Александра не оставляло ощущение большого светлого праздника.
«Есть у меня мечта – съездить в Севастополь, найти ту улочку и вновь почувствовать, как я был тогда счастлив», — признается артист.
«Ветер вдруг подул прямо на меня и по моему лицу стали хлестать огненные языки»
Зато от работы над финальным эпизодом картины у Воеводина остались уже не светлые, а весьма неприятные воспоминания. По сценарию, Егор, стоя в дымящемся комбинезоне возле горящего танка, яростно отстреливается из автомата от приближающихся к нему фашистов и, в конце концов, погибает.
Чтобы сцена получилась достоверной, на Воеводина одели разорванный в нескольких местах ватный комбинезон, который обильно смочили бензином. Но когда артиста показали Роговому, тот возмутился: «Одежда-то на нем подходящая, а сам-то он почему такой чистенький-умытенький?».
Чтобы исправить оплошность, реквизитор, недолго думая, макнул какую-то ветку в близлежащую лужу и от души размазал грязь по лицу актера. Как потом выяснилось, в луже была не только грязная вода, но и пролитый бензин.
Как, назло, перед самой съемкой заклинило автомат, и он перестал стрелять. Но искать другое оружие было уже поздно, поэтому артисту пришлось вспомнить детство и просто делать: «Ды-ды-ды-ды».
Но самое страшное началось после команды «Мотор», когда на Воеводине подожгли комбинезон.
«Мне надо было развернуться на камеру, а ветер вдруг подул прямо от нее, и по лицу стали хлестать огненные языки. И вот я, как в детской игре, имитировал стрельбу и еще уворачивался от пламени. Не обгорел, к счастью, но было очень неприятно», — рассказывал Воеводин.
«Это было просто невероятное везение для начинающего артиста»
Зато после выхода «Офицеров» на экраны 21-летний Александр Воеводин в одночасье стал знаменитым. На студию в его адрес приходило много писем, причем не только от восторженных девушек, но и от ветеранов войны. По словам артиста, на улице к нему часто подходили незнакомые люди и благодарили за отлично сыгранную роль.
Успешный кинодебют наложил отпечаток на дальнейшую карьеру Воеводина. После окончания Школы-студии его приняли в штат Московского Театра Сатиры, где сразу же доверили главную роль Керубино в спектакле «Безумный день или Женитьба Фигаро».
«Буквально с первых же дней играть на сцене вместе с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Верой Васильевой, Татьяной Пельтцер — это было просто невероятное везение для начинающего артиста», — сказал в одном из интервью Александр.
Большинство режиссеров видели в Воеводине «молодого человека в погонах»
Карьера в кино Александра Воеводина тоже продолжалась вполне успешно. Правда, после роли Егора Трофимова большинство режиссеров видели в нем «молодого человека в погонах», этакого простого, немного наивного и романтичного парня, готового на подвиг во имя Родины.
Неудивительно, что во многих фильмах артисту пришлось играть роли военных: «Горячий снег» (младший лейтенант Беленький), «Свеаборг» (подпоручик Евгений Кохановский), «Битва за Москву» (политрук Василий Клочков), «У времени в плену» (Всеволод).
Тем не менее, было у Воеводина немало и «гражданских» ролей. Самыми заметными из них стали Дима в остросюжетной картине «Найти и обезвредить», Виктор Легкостаев в криминальной драме «SOS над тайгой», Николай в «Частной жизни».
Кроме того, с 1978 года Воеводин — один из самых востребованных актеров дубляжа. За эти годы он принял участие в озвучивании более 60 кинофильмов и мультфильмов. Его голос можно услышать в картинах «Утиные истории», «Мишки Гамми», «Алладин», «Невезучие», «Моя ужасная няня», «Пила», «Зеленый шершень» и многих других.
«Меняются люди, собаки, а мой Хрулев остается»
В последние годы Александр Воеводин часто появляется на экране, в основном в многосерийных картинах. Одна из самых больших и «долгоиграющих» его ролей — подполковник (а в последних сезонах уже полковник) Николай Николаевич Хрулев в популярном сериале «Возвращение Мухтара».
«Играю эту роль с 2003 года. Меняются люди, собаки, а мой герой, начальник полиции, полковник Николай Николаевич Хрулев остается», — смеется Воеводин.
В Театре Сатиры Воеводин служит без малого 50 лет
Несмотря на плотную занятость в кино, Воеводин продолжает выходить на сцену любимого Театра Сатиры, в котором служит без малого 50 лет. Московским театралам хорошо знакомы его работы в спектаклях «Роковое влечение» (Шлезингер), «Укрощение строптивой» (Баптиста), «Хомо Эректус» (Николай Егорович), «Как пришить старушку» (Джо Янки).
В 2003 году за заслуги перед отечественным искусством указом президента РФ Александру Воеводину было присвоено звание Заслуженного артиста России.
К большому разочарованию поклонников, Александр Воеводин не любит рассказывать о своей личной жизни.
Тем не менее, известно, что артист был женат один раз и счастлив в браке. У него есть сын Михаил и двое внуков, с которыми знаменитый дедушка проводит все свое свободное время.