Тайные музы Запада: 9 наших знаменитостей, ставших идолами для мировых звёзд

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Эти знаменитости оставили яркий русский след в мировой культуре.

Джонни Депп / Владимир Маяковский / Википедия

Арнольд Шварценеггер пьёт кофе из кружки, которую ему подарил советский тяжелоатлет, Джонни Депп цитирует Маяковского, а обладательница «Оскара» Хелен Миррен учится у Евгения Миронова. И это — реальные нити, связывающие российскую и западную культуру. Расскажем про 9 наших знаменитостей, которые стали кумирами для зарубежных звезд.

Хелен Миррен училась актерским секретам у Евгения Миронова

Британская актриса Хелен Миррен, обладательница «Оскара» и рыцарского звания, не скрывает своего восхищения российским актёром Евгением Мироновым. Их творческий диалог начался задолго до личного знакомства.

Википедия

Миррен, чьи предки происходили из смоленских дворян Мироновых, с юности интересовалась русской культурой. Во время визита в Москву актриса разыскала дальних родственников и посетила фундамент родовой усадьбы под Смоленском, где посадила розы в память о прабабушке.

«Я чувствую Россию через эти истории», — признавалась она после спектакля «Рассказы Шукшина», где Миронов играл восемь ролей.

Особое впечатление на Хелен произвела работа Миронова в постановке «Фрекен Жюли». Во время финальной сцены, где его персонаж-слуга Жан участвует в психологической дуэли с аристократкой, актёр неожиданно вытер партнёрше сопли, сохраняя драматический накал. Миррен назвала этот момент «гипнотической правдой», а позже использовала похожий приём в роли Екатерины II.

Их встреча в 2019 году на благотворительном вечере в Лондоне стала символичной. Хелен, одетая в красную косуху, не сдержала слез в гримёрке после спектакля.  Актриса не раз подчёркивала, что Миронов «оживляет классику через физический театр», сравнивая его подход с традициями Лоуренса Оливье. В интервью The Hollywood Reporter она отметила: «Его умение балансировать между иронией и трагедией — урок для любого актёра».

Интересно, что Миррен изучала видео Миронова из московской постановки «Аудиенция», готовясь к роли Елизаветы II в лондонской версии. Оба использовали минимализм жестов для передачи силы монарха. Хелен мечтает о совместном проекте с Евгением по русской классике.

Арнольд Шварценеггер с детства вдохновлялся рекордами тяжелоатлета Юрия Власова

Википедия

Задолго до голливудской славы юный Арнольд Шварценеггер нашел неожиданный источник вдохновения в СССР. В 1961 году на чемпионате мира по тяжелой атлетике в Вене 14-летний австриец пробрался за кулисы, чтобы пожать руку советскому чемпиону Юрию Власову. Тот, только что покоривший Олимпиаду в Риме с рекордными 537,5 кг в троеборье, сказал подростку:

«Сила — это характер, а не мышцы».

Эти слова стали путеводной звездой для будущего «Терминатора». Десятилетиями Шварценеггер копировал методы Власова: внедрил его «волновую» систему нагрузок, освоил вертикальный жим из-за головы. Но главным сюрпризом для актера стал интеллект кумира — Власов обсуждал поэзию Цветаевой и политику Хрущева, носил в сумке томики Гете вместо спортивного инвентаря.

Их легендарная встреча в Москве в 1988-м напоминала сюжет шпионского триллера. Шварценеггер, снимая «Красную жару», через ЦК КПСС разыскал атлета, попавшего в немилость властей.

Юрий Власов и Арнольд Шварценеггер в 1988 году / Википедия

В подарок Арнольд вручил фото с надписью «Моему идолу» на русском, а Власов — синюю фарфоровую кружку с гравировкой «Сила в правде». Шварценеггер до сих пор начинает каждое утро с кофе из этой кружки, называя ее «талисманом мудрости».

Когда в 2021 году Власова не стало, Арнольд опубликовал в соцсетях архивный снимок их встречи с подписью: «Он верил, что слова сильнее мышц». Парадоксально, но критик бодибилдинга Власов стал культовой фигурой для западных атлетов именно благодаря Шварценеггеру, переведшему его книгу «Справедливость силы» на английский.

Дастин Хоффман запоем читает поэзию Андрея Вознесенского

Голливудский актёр Дастин Хоффман, чьи предки эмигрировали из Российской империи, открыто называл поэта Андрея Вознесенского своим творческим ориентиром. Интерес к русской культуре у обладателя двух «Оскаров» оказался глубже семейных корней — в юности он открыл сборник «Антимиры», где стихи о социальных противоречиях сочетались с дерзкими метафорами.

«Вознесенский показал, как слова могут бунтовать», — позже объяснял Хоффман, вспоминая, как запоем читал переводы его работ.

Википедия

Особое впечатление на актёра произвела поэма «Треугольная груша» — ироничный цикл о поездке Вознесенского в США, где политическая сатира переплеталась с лирикой. Хоффман находил в этом смелость, которую позже пытался воплотить в ролях — от «Выпускника» до «Человека дождя».

«Стихи Вознесенского учили меня, что актёрская игра должна быть такой же непредсказуемой, как строфа», — признался он в интервью 2005 года.

Их личная встреча в 2004 году на фестивале «Русские ночи» в Лос-Анджелесе стала ярким символом взаимного уважения. Когда во время речи Хоффмана о русской литературе из зала крикнули: «Вознесенский здесь!», актёр, не раздумывая, спрыгнул со сцены и устроил поэту «объятия века». Этот момент, заснятый журналистами, позже обошел западные СМИ с подписью: «Голливуд встречает советского авангардиста».

Интересно, что творчество Вознесенского становилось вдохновением и для других звёзд. Например, Шэрон Стоун на том же фестивале прочла его стихи в собственном переводе на английский, а рок-опера «Юнона и Авось» (1981) с либретто поэта до сих пор вдохновляет бродвейских режиссёров.

Для Хоффмана же главным оставался «эффект треугольника» — так он называл способность Вознесенского соединять в стихах личное, политическое и философское.

Творчество Бориса Пастернака научило Квентина Тарантино видеть красоту в несовершенстве

В 2004-м Москва увидела неожиданную сцену: режиссёр, снявший «Криминальное чтиво», стоял под дождём у могилы Бориса Пастернака в Переделкино. Тарантино попросил оставить его наедине с гранитным памятником — так начался его личный ритуал поклонения русскому поэту.

Википедия

Оказалось, Пастернак стал для Квентина больше чем кумиром: стихи из сборников «Сестра моя жизнь» и «Второе рождение» он знал наизусть с юности, называя их «литературным топливом» для своих сценариев.

Интересно, что связь между голливудским постмодернистом и нобелевским лауреатом оказалась глубже поэзии. Тарантино не раз проводил параллели между «интонацией усталого гуманизма» в «Докторе Живаго» и моральными дилеммами своих героев. А в 2019-м министр культуры РФ Владимир Мединский вручил режиссёру редкий экземпляр первого издания стихов Пастернака.

СМИ долго спорили: позёрство или искренний жест? Но факты говорят сами за себя. Во время московского визита Квентин цитировал на память строчки из «Актрисы»: «Талант — единственная новость, которая всегда нова». А сорванная у могилы ромашка стала для него символом творческого бессмертия — позже режиссёр признался, что хранит засушенный цветок в рабочем кабинете.

Тарантино в интервью подчёркивал, что Пастернак научил его «видеть красоту в несовершенстве». Сегодня, планируя уход из кино, режиссёр не скрывает: мечтает адаптировать стихи Пастернака для аудиоспектакля, чтобы «дать им новую звуковую жизнь».

Андрей Тарковский стал главным учителем для режиссера Алехандро Иньярриту

Википедия

Оскароносный мексиканский режиссёр Алехандро Иньярриту, создатель «Выжившего» и «Бердмена», не скрывает: его творческая вселенная выросла из фильмов Андрея Тарковского. Впервые увидев «Сталкера» в юности, он испытал шок — «как будто открыл новый язык, где кадр становится молитвой».

«Я не понимал, что происходит, но чувствовал: это касается меня лично», — вспоминал Иньярриту в интервью Film Comment.

Спустя годы это потрясение превратилось в диалог. В «Выжившем», где Леонардо Ди Каприо борется за жизнь в снегах Дакоты, Иньярриту встроил 17 визуальных цитат из Тарковского. Сцены с церковными руинами отсылают к «Андрею Рублёву», а медленные панорамы леса — к «Зеркалу». Даже гризли в фильме, по замыслу режиссёра, стал аллегорией «Зоны» из «Сталкера» — пространства, где герой сталкивается с собой.

Когда российские зрители заметили сходство кадров, Иньярриту не стал отрицать:

«Это не плагиат, а страстный оммаж. Тарковский показал, что кино может быть философией в движении».

«Выживший» / Regency Enterprises

Критики поддержали его: Александр Голубчиков назвал заимствования «данью уважения гению, а не кражей». После успеха «Выжившего» в США переиздали «Сталкера» с комментариями Гильермо дель Торо.

«Тарковский научил меня, что каждый кадр должен нести экзистенциальный вопрос. Даже в Голливуде» — говорит Иньярриту.

Влияние русского режиссёра простирается далеко за пределы работы Иньярриту. Кристофер Нолан в «Интерстелларе» и «Начале» развивал тему памяти и времени, отсылая к «Солярису». В «Дюнкерке» он использовал стихии — огонь и воду — как визуальные метафоры, вдохновляясь «Зеркалом».

Турецкий режиссёр Нури Бильге Джейлан, получивший прозвище «турецкий Тарковский», в фильме «Отчуждение» включил сцену с просмотром «Сталкера».

Алла Назимова вдохновила титанов американской драматургии

Русская актриса XX века Алла Назимова не просто покорила Голливуд, но и перевернула представление о театре для двух выдающихся американских писателей — Теннесси Уильямса и Юджина О’Нила.

Википедия

Её новаторский подход к актёрскому мастерству, основанный на системе Станиславского, стал откровением для США. Когда 18-летний О’Нил в 1906 году десять раз посмотрел её в «Гедде Габлер», он заявил: «Это открыло мне новый мир драмы».

Позже он создал трилогию «Траур — участь Электры», специально доверив Назимовой роль Лавинии — трагической героини, воплощающей родовые проклятия.

Для Теннеси Уильямса судьбоносным стал спектакль «Привидения» (1936), где Назимова сыграла фру Альвинг.

«После её игры хотелось существовать ради театра», — признавался драматург.

Её умение раскрывать табуированные темы отразилось в его пьесах «Трамвай „Желание“» и «Кошка на раскалённой крыше». Интересно, что Назимова не только вдохновляла, но и напрямую влияла на их творческие методы.

О’Нил, восхищённый её «мимикой и паузами», ввёл подробные ремарки в свои тексты, а Уильямс заимствовал её приёмы «внутреннего монолога». Даже после провала её фильма «Саломея» (1923) оба драматурга ценили её смелость: Уильямс называл картину «квинтэссенцией модернизма», а О’Нил — «визуальной поэзией».

Парадокс Назимовой в том, что в России её считали «средней актрисой» (как заметил Прокофьев), но в Америке она стала мостом между Чеховым и авангардом, доказав, что искусство не знает границ. Её наследие живёт не только в пьесах, но и в словах О’Нила: «Она превратила сцену в храм, где каждое движение — молитва».

Не только балет. Чем Майя Плисецкая покорила Пьера Кардена

Их встреча в 1971 году на Авиньонском фестивале стала началом творческого альянса, который перевернул представление о моде и балете. Пьер Карден, увидев Плисецкую в «Кармен-сюите», был ошеломлён её способностью перевоплощаться:

«Она заставила меня забыть, что танцует русская балерина — это была испанская стихия».

Для модельера, искавшего вдохновение в смелых экспериментах, Плисецкая стала живым воплощением авангарда.

Википедия

Несмотря на политические барьеры, Карден создал для неё более 100 нарядов, включая 10 платьев к балету «Анна Каренина». Интересный нюанс: костюмы шили из лёгких синтетических тканей, чтобы сохранить викторианские силуэты, но не сковывать движений.

Советские власти запрещали указывать имя Кардена на афишах, а финансирование постановок шло из личных гонораров балерины. Тем не менее, кутюрье называл эти проекты «творческими паломничествами» и приезжал в СССР более 30 раз.

Их дружба длилась 45 лет, выходя за рамки профессионального сотрудничества. Карден, восхищённый её стилем, приглашал Плисецкую на парижские показы, где она дефилировала в вечерних платьях наравне с топ-моделями.

А балерина, в свою очередь, познакомила Запад с советской культурой: благодаря ей Карден получил доступ к редким материалам вроде каракуля и организовал первое в истории дефиле на Красной площади. Когда великой Плисецкой не стало в 2015 году, модельер признался:

«Она научила меня, что красота — это смелость».

Пабло Пикассо увидел Татьяну Самойлову в «Летят журавли» и не скрывал восторга

Триумф фильма «Летят журавли» на Каннском фестивале 1958 года стал не только прорывом советского кино, но и личным триумфом Татьяны Самойловой. Её Вероника, сочетающая хрупкость и силу, произвела фурор.

Википедия

Пабло Пикассо, посмотрев фильм до церемонии, настоял на личной встрече с актрисой. Художник, известный своей эксцентричностью, не скрывал эмоций:

«Ваши глаза — бездна, где можно утонуть», — говорил он Самойловой.

По воспоминаниям актрисы, Пикассо курил без остановки, обсуждая её «гипнотическую» игру, а затем неожиданно заявил: «Рисовать вас не стану — вы скоро станете недоступной звездой».

Пикассо, симпатизировавший СССР как член Французской коммунистической партии, видел в Самойловой мост между культурами. Вместо портрета он подарил ей керамическую плитку с изображением Христа. В саду Канн в честь Самойловой посадили два апельсиновых дерева — честь, которой до неё удостаивались только французские звёзды.

Как поэт-футурист Владимир Маяковский покорил сердце голливудского бунтаря Джонни Деппа

Джонни Депп, известный своей любовью к эпатажу и нестандартным образам, нашел неожиданный источник вдохновения в творчестве Владимира Маяковского. Актер впервые столкнулся со стихами поэта в 11 лет, когда брат подарил ему книгу с супрематическими иллюстрациями Малевича. Образ Маяковского — «бритоголовый бунтарь с огненными строчками» — сразу запал ему в душу.

«Его стихи били, как молотом: резко, страстно, без компромиссов», — вспоминал Депп в интервью 2018 года.

Википедия

Во время гастролей с группой Hollywood Vampires в Москве актер первым делом отправился в музей-квартиру поэта на Большой Пресне. Там он провел несколько часов, изучая рукописи и фотографии.

Особое впечатление на него произвели архивные кадры, где поэт, «словно вулкан», заряжал энергией толпу на выступлениях. Депп позже признался, что именно эта «ярость живого слова» повлияла на его сценический стиль.

Любопытно, что интерес актера к русской культуре не ограничился Маяковским. В разных интервью он упоминал Достоевского, Чехова и даже мечтал сыграть Распутина. Но именно поэт с его бунтарским духом стал для Деппа символом творческой свободы.

3
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook