Тайный роман с Кончаловским и замужество за братом Марины Влади. Яркая жизнь 73-летней Ирины Купченко

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Далеко не все поклонники знают о некоторых фактах биографии любимой актрисы.

К/ф «Обыкновенное чудо» / Мосфильм при участии Гостелерадио СССР

Ирину Купченко называют одной из самых загадочных, непубличных и немногословных актрис. Даже соглашаясь на интервью, она старается говорить только о своем творчестве и не затрагивать личную жизнь.

Поэтому далеко не все поклонники знают о некоторых фактах биографии любимой актрисы. Например, что она была замужем за двоюродным братом Марины Влади. Или о том, что в молодости у нее был роман с режиссером Андреем Кончаловским.

«А еще я мечтала стать балериной»

Ирина Купченко появилась на свет 29 февраля 1948 года в Вене, где ее отец, военный летчик, проходил службу. Однако, во всех документах записано, что актриса родилась 1 марта. Как объясняла Ирина, родители сделали это специально, чтобы дочка могла праздновать свой день рождения ежегодно, а не раз в четыре года.

Раннее детство Ирины прошло в переездах. Наконец, семья обосновалась в Киеве, где девочка пошла в школу. Кроме того, еще в младших классах она сама отправилась во Дворец Пионеров и записалась в драмкружок и кружок операторов.

«А еще  я мечтала стать балериной. Но была высокой, метр семьдесят пять, поэтому не сложилось. Я очень страдала, ходила на низких каблуках, сутулилась…», — вспоминала актриса.

«Ира самозабвенно занималась»

Расставшись с мечтой о балете, Купченко решила, что станет театральной актрисой. Но родители были против и настояли, чтобы дочка получила «серьезную» профессию. Поэтому сразу после школы Ирина поступила в Киевский университет на факультет иностранных языков.

С Леонидом Кулагиным в к/ф «Дворянское гнездо» / Мосфильм

Однако уже в первый год учебы в их семье произошли трагические события — один за другим ушли из жизни бабушка, дедушка и отец. Оставшись вдвоем с дочерью, мать Ирины приняла решение переехать в Москву, где жили их родственники.

Оказавшись волею судьбы в столице, Ирина поняла, что такой шанс нельзя упускать и подала документы в Театральное училище имени М. Щукина. Фактурная внешность, неповторимый «бархатный» голос и талант  девушки сделали свое дело — она с первой же попытки поступила на курс к знаменитым педагогам Борису Захаве и Марианне Тер-Захаровой.

«Ира самозабвенно занималась и почти никогда не принимала участия в студенческих посиделках с гитарами. А больше всего она радовалась, что ей, одной из немногих, позволяют сниматься в кино», — вспоминала Наталья Дрожжина, однокурсница Купченко.

«Огромные серо-голубые глаза-блюдца, нос уточкой, очень красиво очерченный рот»

Действительно, уже на втором курсе Купченко повезло попасть в кино, причем сразу на главную роль в фильм Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо». Правда, получилось это совсем случайно.

Ирина, как и другие ее однокурсники, тайком от преподавателей время от времени снималась в массовке на Мосфильме. Однажды девушка заплутала в коридорах киностудии и зашла не в ту дверь. И внезапно попала прямо на кастинг к Кончаловскому.

Режиссер как раз просматривал очередную партию кандидаток на роль Лизы Калитиной, но ни одну из них не нашел подходящей. И вдруг Кончаловский увидел в дверях девушку, которая была точь в точь похожа на главную героиню.

«Огромные серо-голубые глаза-блюдца, нос уточкой, очень красиво очерченный рот. А я, уже матерый режиссер, сижу в кресле, рассматриваю ее. Она молчит, и я молчу. Наконец она вспыхнула: «Я могу уйти!» «Нет, зачем же?», — говорю я. Мы начали ее одевать, сделали пробы — получилось замечательно»,  — вспоминал Кончаловский.

 

С Беатой Тышкевич в к/ф «Дворянское гнездо» / Мосфильм

«Раньше после таких откровений люди становились руконеподаваемыми»

Андрей Кончаловский всегда придерживался мнения, что хорошо сыграть на экране любовь актриса может только в случае, если сама влюблена. Поэтому работая над большинством своих картин, он непременно заводил страстный роман с исполнительницей главной роли. Не избежала этой участи и Ирина Купченко.

Ее отношения с Кончаловским вспыхнули в начале съемок и угасли, едва был снят последний кадр. Сама Купченко об этом мимолетном «служебном» романе с маститым режиссером никогда даже не упоминала. И он вполне мог остаться тайной, если бы не Андрей Кончаловский.

В своей книге «Возвышающий обман» режиссер подробно описал свои отношения с Ириной.

Андрей Кончаловский в к/ф «Ирина Купченко. Необыкновенное чудо» / ЗАО «ГАЛА КОНЦЕРТ» по заказу ОАО «Первый канал»

«К концу картины мы были просто друзьями. Никогда не видел ни обиды, ни претензий, ни следов горечи на ее лице, хотя натура она интровертная: что переживает, что чувствует — не отгадаешь», — писал Кончаловский.

Всегда сдержанная Купченко оставила откровения бывшего возлюбленного без внимания. А вот ее супруг, Василий Лановой, не мог скрыть возмущения.

«Раньше после таких откровений люди просто-напросто становились руконеподаваемыми», — горячился Лановой.

«Когда у Кончаловского заканчивается роман с девушкой, на ней тут же женится Двигубский»

На съемках «Дворянского гнезда» у Купченко был еще один поклонник — художник Николай Двигубский. Но зная об отношениях Ирины с Кончаловским, он ничем не выдавал своих чувств. И только когда роман актрисы и режиссера угас, Двигубский понял, что пришло его время.

Николай Двигубский в к/ф «Вкус хлеба» / Мосфильм, Казахфильм

Николай Двигубский родился во Франции в семье эмигрантов. Между прочим, он приходится двоюродным братом знаменитой Марине Влади.

Закончив в Париже Французскую академию художеств, Николай в середине 50-х перебрался в СССР. Познакомившись с Кончаловским, Двигубский стал художником-постановщиком его некоторых фильмов. Кроме того, он сотрудничал с Андреем Тарковским, Юлием Райзманом, Глебом Панфиловым.

Позже в актерских кругах появилась шутка: когда у Кончаловского заканчивается роман с девушкой, на ней тут же женится его друг Двигубский. Потому что, помимо Купченко, женами художника были актрисы Жанна Болотова и Наталья Аринбасарова, у которых тоже в свое время были отношения со знаменитым режиссером.

Но тогда, в 1969-м, сразу после выхода «Дворянского гнезда» Ирина об этом даже не догадывалась. Поэтому с радостью ответила на ухаживания Двигубского.

Совсем скоро они сыграли свадьбу. Жили молодожены в мастерской художника, спали на стареньком диване с торчащими пружинами, варили луковый суп и завели таксу — все это в богемной среде считалось экстравагантным.

Однако прошел всего год и отношения между супругами из пылко-романтических превратились в чисто дружеские. И тогда, по обоюдному согласию, они подали заявление на развод.

А свою настоящую любовь Купченко встретила немного позже, когда, закончив училище, поступила в труппу Театра имени Е. Вахтангова.

Ирина Купченко и Василий Лановой в спектакле «Маленькие трагедии» / Театр имени Е. Вахтангова

«Когда я ее увидел, я понял, что это моя судьба»

За красивой молоденькой актрисой пытались ухаживать многие мужчины в театре. Но Ирина всегда держалась очень строго и никогда не давала повода для сплетен. Возможно, именно этим она и привлекла Василия Ланового.

Купченко было всего 23 года, а Лановому — 37. За его плечами уже было два несчастливых брака. С актрисой Татьяной Самойловой он развелся, потому что та не хотела иметь детей. А вторая супруга Василия, Тамара Зяблова, погибла в автокатастрофе вместе с их нерожденным ребенком.

Поначалу коллеги по театру не верили, что у Ланового и Купченко что-то получится: Василий считался в коллективе первым донжуаном, а Ирине это никак не могло понравиться. Но совсем скоро все смогли убедиться, что ошибались.

«Когда я ее увидел, я понял, что это наконец моя судьба. Все увлечения и флирты были брошены», — рассказывал Лановой.

Ирина Купченко и Василий Лановой в к/ф «Странная женщина» / Мосфильм

В 1972 году Василий и Ирина стали мужем и женой и прожили вместе почти 49 лет. В следующем году они могли бы отпраздновать золотую свадьбу, но в январе актер скончался от осложнений, вызванных коронавирусом.

У пары родилось двое сыновей — Александр и Сергей. Их назвали в честь любимых поэтов Ланового — Пушкина и Есенина.

Супруги очень не хотели, чтобы их дети становились артистами и оба парня выбрали себе другие профессии. Александр  закончил исторический, а Сергей — экономический факультет МГУ.

К сожалению, судьба младшего сына сложилась трагически — в 37 лет он скончался от острой сердечной недостаточности.

А незадолго перед этим выяснилось, что у Сергея Ланового есть в Архангельске внебрачная дочка Аня. С ее матерью у мужчины был непродолжительный роман во время командировки в этот город.

После этого Аня несколько раз приезжала в Москву, где познакомилась с бабушкой и дедушкой. Лановой и Купченко с теплотой приняли свою единственную внучку.

«Ирочка Купченко — это уникальный самородок»

Творческая судьба Ирины Купченко сложилась тоже очень удачно. Вот уже более полувека она выходит на сцену театра Вахтангова, который давно стал для актрисы вторым домом.

За это время она сыграла немало героинь — Октавию в «Антоний и Клеопатра» по трагедии Шекспира, Долли в постановке «Анна Каренина», Луизу Симоне в «Белом Кролике» по М. Чейзу, Роксану в «Сирано де Бержераке» и многих других.

С Алексеем Баталовым в к/ф «Звезда пленительного счастья» / Мосфильм

В кино после успешного дебюта в «Дворянском гнезде» Купченко тоже всегда была нарасхват. Среди самых известных работ актрисы — Люда в «Романсе о влюбленных», княгиня Екатерина Трубецкая в «Звезде пленительного счастья», Евгения Шевелева в «Странной женщине», мисс Берилл Степлтон в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона», Клавдия в «Одинокая женщина желает познакомиться», Анна в «Старых клячах», Хозяйка в «Обыкновенном чуде», Таня в «Приходи на меня посмотреть».

К/ф «Обыкновенное чудо» / Мосфильм при участии Гостелерадио СССР
К/ф «Собака Баскервилей» / Ленфильм

Судьбе (а скорее режиссерам) было угодно, чтобы во многих картинах партнером Купченко был Олег Янковский. Причем в большинстве фильмов им приходилось играть пару.

Неудивительно, что молва тут же приписала актерам роман. На самом же деле, они всю жизнь, вплоть до смерти Янковского, оставались коллегами и просто хорошими друзьями.

«Ирина — очень самостоятельная, глубоко чувствующая любую роль актриса. Мы давно снимаемся вместе, научились понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда. Я очень дружен с Ирочкой — это уникальный самородок. Несмотря на всю свою серьезность и строгость, она влюбляет в себя людей», — сказал в одном из интервью Олег Янковский.

С Олегом Янковским в к/ф Поворот» / Мосфильм

В 2000-х Ирина Купченко продолжила сниматься не только в полнометражных фильмах, но и в сериалах. Среди наиболее значительных картин с ее участием — «Московская сага», «Бесы», «Юленька», «Бедные родственники».

В 2008 году актриса стала лауреатом премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» в за картину «Розыгрыш».

Еще одна особенно удачная роль Купченко — учительница Наталья Георгиевна в популярном телесериале «Земский доктор».

С Лией Ахеджаковой и Людмилой Гурченко в к/ф «Старые клячи» / Мосфильм (Киностудия «Гулливер», Киностудия «Луч», Кинокомпания «КиноМост»)

«Жизнь — как пьеса: не то важно, длинная ли она, а то, хорошо ли сыграна»

Ирину Купченко недаром называют одной из самых закрытых актрис — она никогда не мелькает в разных телешоу и крайне редко дает интервью. А уж если соглашается беседовать с журналистами, то говорит исключительно о работе.

К/ф «Земский доктор. Любовь вопреки» / кинокомпания SF Produstion

Но иногда все-таки удается услышать из уст Купченко откровенные признания. Так, например, в одном из интервью актриса призналась, что она очень азартный человек.

«Раньше я играла в покер. Нервничала ужасно, поэтому забросила это дело. А еще я очень люблю водить машину. Поэтому, если бы я была мужчиной — стала бы дальнобойщиком», — сказала Ирина.

В свои 73 года актриса сумела сохранить невероятное обаяние, притягательность и загадочность, которые всегда так нравятся мужчинам. А с годами к этому прибавились опыт и жизненная мудрость.

«Последнее испытание»/корпорация «Русская фильм группа»«СтартФильм»

Недаром актриса любит на досуге перечитывать древних философов и часто цитирует слова Сенеки:

«Жизнь — как пьеса: не то важно, длинная ли она, а то, хорошо ли сыграна».

23
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook