Тещи в советских фильмах: 8 зятьев, которые страдают от них

Ирина Карпич,
редакция Femmie

Каждая из этих тещ была твердо убеждена, что поступает с зятем правильно.

«По семейным обстоятельствам» / Мосфильм

Думаете только в 2000-е добрая половина женатых мужчин вздрагивала от фразы: «Дорогой, моя мама приехала»? Вовсе нет. В Советском Союзе тему отношений тещи и зятя не только высмеивали, но и превращали в самую настоящую драму. Вот 8 легендарных советских фильмов, где показаны такие тещи, что врагу не пожелаешь. Попробуем разобраться, так ли они плохи на самом деле.

Роль зловредной тещи в фильме «Старый Новый год» затмила все предыдущие работы актрисы

По сюжету фильма «Старый Новый год» теща главного героя Пети недовольна им. Даже в полученной им просторной квартире, которая досталась семье после 11 лет его трудовой деятельности, теща хочет сделать все по-своему.

С виду милая старушка, а как начнет говорить, сразу понятно — характер там «мама не горюй» / Кадр из фильма «Старый Новый год», Мосфильм

Холодильник зятек приволок? На видное место надо ставить, да еще и «салфеточкой» накрыть. Чего его в кухне прятать. Ковер на стену? Никто, кроме нее, ровно не сможет повесить. Особенно зять, у которого вообще ничего нормально сделать не получается.

Ее слово вцелом в доме зятя должно быть последним. Достаточно вспомнить, как она внучку защищает: «Не нервируйте девочку!» А уж если зять рассердился, да голос посмел повысить, то теща театрально хватается за сердце и недоумевает, как такого хулигана и простофилю могла выбрать ее дочь. Последняя тоже, к слову, строптивая и вечно всем недовольная.

Примечательно, что роль вредной тещи была последней в фильмографии актрисы Валерии Дементьевой. Однако стала самой запоминающейся и даже принесла ей всесоюзную славу. Оно и понятно. Ведь такой яркий экранный образ тещи мгновенно врезается в память. Но мужская аудитория вряд ли хотела бы породниться с такой дамочкой.

Актриса так правдоподобно играет недовольную тещу в фильме «По семейным обстоятельствам» — и все благодаря личному опыту

В фильме «По семейным обстоятельствам» в главной роли фигурирует теща с довольно непростым характером. Образ ворчливой женщины Галины Аркадьевны, которая недовольна своим зятем Игорем, мастерски воплотила на экране Галина Польских. Оказалось, она просто «на опыте»: ей самой пришлось какое-то время жить со сварливой свекровью.

Теща совсем не одобряет выбор дочери. Не нравится ей зять Игорь / Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам», Мосфильм

Главная героиня в исполнении Польских далеко не в восторге от личного выбора дочери Лиды. От этого она и причитает постоянно. То любимая доченька не спросила материнского совета прежде чем выйти замуж. Ведь нужно к такому зятю еще присмотреться. Мол, непонятно, годится ли он вообще для серьезных отношений. То ей вдруг стала плохо после переезда к ним зятя. Видите ли теща не ощущает себя больше хозяйкой в своей же квартире.

Какому зятю такое понравится? Даже у самого терпеливого нервы сдадут. Но Игорь пытается оправдаться перед тещей. Он же пишет диссертацию. Ему некогда. Однако героиня Галины Польских тут же парирует ненавистному зятю — лучше бы мусор выносил.

Теща недоумевает: места этому «подселенцу» в квартире мало, да еще и уволиться ее просит! У Игоря же с Лидой дочка родилась. Кто с ней сидеть будет? Конечно, бабушка. Именно это и предлагает непутевый зять. Игорь настаивает, чтобы Галина Аркадьевна уволилась с работы. У него же учеба, а у Лиды репетиции.

Теща любит внучку, но она еще больше озлобилась на зятя. Оказалось, и в роли отца он ничего не умеет: и держит младенца неправильно, и окна в машине непредусмотрительно открыты: продует же внучку. Как он не понимает?

Работа Галины Польских в роли сварливой тещи пришлась по душе не только зрителям, но и режиссерам. А иначе как объяснить, что актриса еще раз воплотила образ вредной тещи на экране в другой советской картине — «Воскресный папа»?

Теща в «Воскресном папе» еще хлеще, чем в картине «По семейным обстоятельствам»

Фильм «Воскресный папа», где в роли противной тещи вновь выступила уже бывалая Галина Польских, вышел на советские экраны почти через 10 лет после киноленты «По семейным обстоятельствам». И теща в исполнении Польских снова крайне убедительна.

Не о таком зяте мечтала теща для своей красивой дочери / Кадр из фильма «Воскресный папа», Ленфильм

По сюжету супруги Юра и Тамара хоть и в разводе, но до сих пор питают чувства друг к другу. А как иначе? У них же есть общий ребенок — шестилетний сын Алеша, который надеется на воссоединение семьи, в отличие от матери Тамары — Зои Александровны.

Она рада, что дочь наконец освободилась от непутевого мужа и искренне желает Тамаре женского счастья. Теща зовет бывшего зятя «тютей» и уговаривает дочь связать свою жизнь с новым ухажером. Он кажется ей респектабельным и надежным. Именно такой достоин ее Томочки. Мать же всегда хочет дочери счастья, а этот «тютя» ей даже после развода нервы треплет. Что же до чувств маленького Алеши, то Зоя Александровна уверена — мальчик привыкнет к «новому папе».

И хотя теща в исполнении Галина Польских в этом фильме еще резче и сварливее, чем в картине «По семейным обстоятельствам», логика в ее нравоучениях есть.

Поведение Юрия и правда порой кажется нелогичным. Он ссорится с Тамарой при сыне, когда забирает его в единственный выходной. К нему же он мчится, нарушая правила дорожного движения. При мальчике же он вдруг делает предложение малознакомой девушке, но при этом каждое воскресенье звонит бывшей жене и молчит в трубку. Тут даже самая образцово-показательная теща вышла бы из себя, согласны?

Теща в «Экипаже» вроде и любит зятя, но явно не от чистого сердца

Многие помнят легендарное советское кино «Экипаж» исключительно как фильм-катастрофу. А ведь там очень драматичная сюжетная линия. Да причем еще и связанная с тещей.

Получается, что не сильно-то и любила зятя бабушка, раз меняет показания в суде / Кадр из фильма «Экипаж», Мосфильм

Семейная жизнь второго пилота Валентина Ненарокова с женой Алевтиной трещит по швам. Жена ревнует вечно летающего в небе мужа. Напряжение между некогда влюбленными друг в друга супругами настолько выросло, что привело в суд. Туда же в качестве свидетеля пригласили тещу, которая вдруг выдает себя с неожиданной стороны.

Когда призывают к ответу в суде тещу, поначалу Евдокия Петровна говорит, что все происходило на ее глазах и никаких бесчинств за зятем замечено не было. Но вдруг прямо в зале суда она меняет свои показания:

«А вообще я, может, чего и путаю. Вы лучше у Алечки спросите, она лучше помнит».

Получается, что Евдокия Петровна готова оклеветать честного человека ради благополучия своей дочери. А ведь жила тихо и мирно рядом все это время. Порой даже казалось, что она в восхищении от своего зятя. Ведь он так любит своего сына. А на деле что? Пусть и нехотя, но готова очернить репутацию честного и порядочного человека ради взбалмошной дочери? Такую тещу и представить себе страшно.

И если тещу за такое поведение зрители не осудили, то ее экранной дочери попало знатно. А точнее  сыгравшей Алевтину актрисе Ирине Акуловой. Из-за скандального и стервозного характера ее героини поклонники фильма обернули в сторону Ирины самый настоящий гнев, поскольку ассоциировали актрису с ролью Алевтины. Акуловой пришлось несладко. Актрисе понадобилось несколько лет и работа в других картинах, чтобы избавиться от ярлыка склочной и беспринципной дамы.

Главная героиня в фильме «Теща» умеет телепортироваться

В фильме «Теща» отношения будущего зятя Саши с Клавдией Ивановной — мамой его возлюбленной — не заладились буквально с их первой встречи. Когда он, водитель общественного транспорта, закрыл прямо позади тещи двери, чтобы втихаря назначить свидание понравившейся Наташе. То, что у Клавдии Ивановны склочный характер, Саша тогда понял сразу, а вот об одной ее «сверхспособности» даже не догадывался.

Ох уж эта теща! В глаза улыбается, а за спиной козни строит / Кадр из фильма «Теща», Беларусьфильм

Помогло об этом узнать только сожительство Саши с будущей родней. Зятю пришлось даже разыграть комедию перед Клавдией Ивановной, чтобы она пустила его к себе в качестве квартиранта. Тогда-то он Наташу и «украл», чтобы пойти с ней в загс. Теще такой расклад событий не понравился и она бежала за Сашей по всему городу с криком:

«Лучше б ты с уголовным розыском поссорился, чем со мной»

Вот только теща бегает за зятем городу, явно телепортируясь. Сюжет разворачивается в Минске, а некоторые улицы на самом деле — уголки Севастополя. Если смотреть сцену с погоней внимательно, то можно заметить: когда Клавдия Ивановна выходит из такси, она сразу попадает из Минска в Севастополь. Это выдает стенд на улице с призывом: «Севастопольцы, успешно претворим в жизнь решения…». А еще характерный троллейбус «Татра», который в Минске никогда не ходил, и стела с самолетом.

Причем в ходе «телепортации» теряется заметный аксессуар Клавдии Ивановны. Когда теща бегает за зятем в Минске, на ее лице красуются черные солнцезащитные очки. А когда погоня продолжается в Севастополе — очки таинственным образом исчезают.

Но где это видано, чтобы теща за зятем по городу бегала с угрозами? Ну, подумаешь, не захотела ее Наташа фиктивно замуж за кандидата наук выходить ради получения комнаты. Сердцу же не прикажешь. Удивительно, как такая любящая мать этого не понимает.

У скверного характера тещи из «Гори, гори ясно» есть оправдание

В советском фильме «Гори, гори ясно» теща тоже дала жару. Устиновну играет Лидия Федосеева-Шукшина — сцены с ее участием буквально пропитаны негативом.

Вот она появляется в доме, когда дочь накрывает на стол, а зять переодевает промокшего во время прогулки ребенка. И первое, что Устиновна делает, так это заставляет зятя Парфена снять с себя ее теплую жилетку. Ей жалко эту вещь для него. Хотя у него уже много лет радикулит.

Пусть зять с больной спиной ходит! Негоже ему жилетку тещину надевать / Кадр из фильма «Гори, гори ясно», Ленфильм

И если Устиновна сама не заботится о Парфене, что могло бы быть логичным, ведь у него есть жена, так теща напротив требует от зятя заботы о себе. Она считает его доходы своими, а потому так яро возмущается изменению в карьере Парфена.

Мужчина 18 лет пахал на фабрике без повышения. И вдруг, новый начальник предлагает ему перспективную должность мастера. Казалось бы, семья должна радоваться. Но у тещи в голове сразу работает калькулятор. Там на табло сразу высветилось:

«План его отдел выполнять не будет, минус 10 рублей из кассы в качестве депремирования. Отказывайся, Парфен, отказывайся!»

Но только Парфен не пошел у нее на поводу и поддался своим амбициям, теща сразу выказала свое фи — не стала кормить его обедом.

А когда предложение по работе у Парфена все же выгорело и ему дали квартиру в городе, Устиновна и вовсе закатила в доме истерику. И вроде теща эта прямо мерзкая, ее можно понять. Она сильно любит дочь и очень к ней привязана.

А еще ей нравится держать все под контролем. Жизнь молодой семьи в деревне проходит прямо у нее под носом. Ей кажется это привычным. А все привычное — безопасно. Она так долго подавляла зятя, а он бунтарь — распустился, хочет увезти дочь невесть куда.

Теща из «Маленькой Веры» не так плоха, как кажется

Главная героиня Вера — головная боль матери Риты. Поэтому, когда к ним в гости приходит знакомится ее ухажер Сережа, теща расплывается в улыбке. Казалось бы, жизнь непутевой дочери вот-вот устроится, Вера остепенится и заведет обычную среднестатистическую семью. Все будет, как у самой Риты с мужем. Но нет. Мечты тещи разбиваются о характер зятя. Хотя тещу здесь есть за что похвалить.

Как бы Рита ни старалась, а склочный характер не спрятать / Кадр из фильма «Маленькая Вера», к/ст имени М. Горького

Она какое-то время, действительно, старается «держать лицо» перед странноватым и неработающим Сережей, которому родители из «братской Монголии» щедро высылают деньги. Рита даже разрешила Вере поселить его в их квартире.

Женщине было важно, что окружающие будут думать об их семье. Однако с каждым новым днем Рита думает об этом все меньше. Ведь зять нервирует тещу все больше.

С таким зятем-бездельником, как Сергей, даже самая терпеливая теща устроила бы скандал / Кадр из фильма «Маленькая Вера», к/ст имени М. Горького

Рита нарочито и громко на всю квартиру говорит, что вместо чтения книг неплохо было бы устроиться Сереже на работу. А еще теща открыто конфликтует с зятем в диалогах, агрессивно отстаивая свои нравы. И, конечно, Рите потакает в этом ее муж — отец Веры. Он тоже не в восторге от выбора дочери, хотя и был к ней всегда более лоялен, чем мать.

Под конец фильма теща и вовсе возненавидела зятя. Винит его во всех несчастьях своей и без того своеобразной семьи. Хотя физически именно Сереже больше всех досталось в конфликте с тестем. И вот уже Рита агитирует за то, чтобы союз Веры с женихом распался, забыв как совсем недавно возлагала на него надежды.

Мордюкова в роли тещи из «Родни» была готова на все, но не ради экранной дочери

Мария Васильевна — мировая теща, которая при всех своих положительных качествах все же не очень хорошо относится к зятю. Так, по пути в город к дочери она не берет для него гостинец от общего знакомого, прикрываясь, мол, не успела и некуда класть.

Кадр из фильма «Родня», Мосфильм

А помните ее случайную встречу с зятем? Ох, как она его отчихвостила за то, что из семьи ушел. Да еще и по лбу дала. Такую тещу врагу не пожелаешь. Чуть что — сразу дерется, но не признается.

Новость о разводе дочери в целом тяжело дается Марии Васильевне. Она же и сама с мужем Вовчиком разошлась когда-то. Поэтому для дочери и внучки всегда хотела женского счастья, а к мужчинам впредь относится настороженно и сразу встает в боевую стойку.

Вот только даже взрослая дочь Нина замечает, что у ее мамы Марии Васильевны есть склонность давить на людей и заставлять всех вокруг жить так, как она хочет. Теща в исполнении Мордюковой получилась гордая. Она рубит с плеча, говорит только правду и бесцеремонно вмешивается в жизнь семьи дочери.

Однако, с точки зрения мамы, это ничто иное, как проявление всеобъемлющей любви и заботы. Именно это хотела сыграть, прожить и показать актриса Нонна Мордюкова, когда буквально выпросила создание сценария у Виктора Мережко. Ведь за несколько лет до съемок в «Родне» она воплотила на экране материнскую трагедию в киноленте «Трясина». Тогда ей было просто необходимо перекрыть трагическое послевкусие чем-то новым, добрым, душевным и полным любви.

«Она сказала: „Ты обязан мне написать какую-нибудь комедию. Напиши такую хорошую сельскую тетку“. Я подумал, что интересная история может получиться, очень быстро написал сценарий, дал ей почитать, она была в невероятном восторге», — поделился историей создания фильма «Родня» сценарист Виктор Мережко.

И пусть каждая из этих экранных тещ не предел мечтаний зятя. Но они — матери, и их поведением двигали чувства к дочерям. Кто-то боялся отпустить свою взрослую «крошку». Кто-то хотел для нее лучшего. А кому-то было больно смотреть на любовные переживания своего чада. И каждая из них видела истину в своих поступках. А вы как считаете, правильно ли они себя вели?

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook