Тихо жил и тихо ушел. Печальная судьба благородного актера Игоря Васильева

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Коллеги по МХАТу дали Васильеву прозвище «денди» за аристократические манеры и безупречный вкус.

К/ф «Вариант «Омега» / ТО «Экран»

Роль немецкого офицера барона Георга фон Шлоссера в приключенческой ленте «Вариант «Омега» одна из самых удачных в карьере Игоря Васильева. Причем многие черты характера этого героя — немногословность, сдержанность, порядочность были присущи самому артисту.

Все, кто знал Васильева, утверждали, что аристократические манеры, безупречный вкус и мужская харизма отличали его не только на сцене и экране, но и в реальной жизни. Недаром коллеги по МХАТу дали ему прозвище «денди».

Игорю вполне хватало книжных героев

Алексей Васильев, известный в 30-40-х годах московский архитектор, был человеком очень образованным и большим любителем хорошей литературы. Собранная им огромная библиотека насчитывала более тысячи томов.

Любовь к книгам передалась по наследству сыну Васильева Игорю. Едва научившись читать, мальчик часами просиживал в кресле, прочитывая одну книгу за другой.

Игорь рос замкнутым и даже в школьные годы мало общался со сверстниками. Ему вполне хватало книжных героев. Позже, когда Васильев увлекся театром, начитанность и развитое с ранних лет воображение помогли ему без усилий проникать в суть своих персонажей.

Постоянное мысленное перевоплощение в героев любимых книг дало Игорю толчок к выбору профессии — он понял, что хочет стать артистом. В старших классах Васильев начал посещать театральную студию. А, закончив школу, без труда поступил в Школу-студию МХАТ на курс известного педагога Александра Карева. В 1961 году, сразу после получения диплома, Васильева зачислили в труппу МХАТа.

В спектакле «Сладкоголосая птица юности» / МХТ имени А. Чехова

«Невероятно красивый мужчина и интересный человек»

Это было непростое время — МХАТ бушевал и буквально разрывался на части от распрей. Но Васильев сумел остаться в стороне от склок и не примкнул ни к одной из противоборствующих сторон. Правда, через два года он все же не выдержал и покинул театр.

В 1963 году Олег Ефремов, с которым Васильев был знаком еще по школе-студии, пригласил его к себе в «Современник». И Игорь, которому надоело находиться в «террариуме единомышленников» (так МХАТ-овцы называли свой коллектив) принял это приглашение.

И только через шесть лет, когда Ефремов был назначен главным режиссером МХАТа, Васильев вновь вернулся на родную сцену. И оставался верен своему театру до самой смерти.

С Иннокентием Смоктуновским в спектакле «Кабала святош» / МХТ имени А. Чехова

Самые известные постановки, в которых участвовал Игорь Васильев за эти годы, — «Сладкоголосая птица юности» Теннесси Уильямса (Чанс Уэйн), «Три толстяка» Ю. Олеши (канатоходец Тибул), «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (американский солдат), «Последние дни» М. Булгакова — (Дантес), «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — (Глумов), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (Лестер), «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Мозгляков; «Утиная охота» А.Вампилова (Зилов) и другие.

Наделенный природной интеллигентностью и особой мужской харизмой, Васильев даже в небольших ролях запоминался зрителями. И многие театралы ходили во МХАТ именно «на Васильева».

«Он был ни на кого не похож. Невероятно красивый мужчина и интересный человек. Он много читал, много знал. Удивительная личность. Ничего напоказ», — вспоминала режиссер Марина Брусникина.

Васильев перешел в разряд модных артистов

На экране Игорь Васильев начал появляться еще в середине 60-х. В основном это были модные в то время телевизионные спектакли — «Былое и думы» А. Чернышевского, «Интервью у весны», «Служить добру», «Ждите моего звонка».

Первую большую роль в кино Васильев сыграл только в 1972 году. В трехсерийной социальной драме «Инженер Прончатов» по мотивам произведений Виля Липатова он воплотил образ главного героя — молодого талантливого инженера, отстаивающего идею строительства большого лесокомбината.

К/ф «Инженер Прончатов» / Мосфильм

Но по-настоящему грандиозный успех пришел к Васильеву через три года, когда по телевидению состоялся показ 5-серийной приключенческой ленты «Вариант «Омега».

К/ф «Вариант «Омега» / ТО «Экран»

Роль расчетливого, педантичного и холодного немца барона Георга фон Шлоссера стала звездной для Игоря Васильева. Несмотря на то что его герой был отрицательным, зрителям он понравился и полюбился ничуть не меньше (а может, даже и больше), чем советский разведчик Пауль Кригер, которого в фильме сыграл Олег Даль.

Неудивительно, что после «Омеги» Васильев сразу же перешел в разряд модных артистов. И многие режиссеры считали большой удачей, если им удавалось пригласить его в свои фильмы.

В 70-80-х годах Игорь Васильев довольно часто появлялся на экране. «Кафе «Изотоп», «Прощальная мазурка», «Трактир на Пятницкой», «Бархатный сезон», «Поэма о крыльях», «Кодовое название «Южный гром», «Черный замок Ольшанский», «Долгий путь в лабиринте» — вот только малая часть картин с участием артиста.

К/ф «Вариант «Омега» / ТО «Экран»

Васильеву довольно часто приходилось играть главных героев. Например, Корецкого в драме «Единственный мужчина», Крумова в производственной ленте «Линия жизни», доктор Роберт Корна в фантастическом фильме «Завещание профессора Доуэля», ученого Мартин Конта в пятисерийной картине «Оружие Зевса».

К/ф «Завещание профессора Доуэля» / Ленфильм

Васильев предложил свое пальто

В 2001 году режиссер Кирилл Мозгалевский задумал снять фильм о знаменитом английском актере Дирке Богарде, но никак не мог найти исполнителя главной роли.

«Мне говорили, что найти актера на роль Дирка Богарда — это все равно что решить теорему Ферма. Таких актеров, которые могли бы играть, как Богард в «Зоне молчания», только глазами, практически без слов, не осталось. Олега Даля нет, Янковский занят», — рассказывал впоследствии Мозгалевский.

И тогда кто-то из ассистентов режиссера вспомнил про барона Шлоссера из «Варианта «Омега» и предложил пригласить Игоря Васильева.

Позже Мозгалевский не раз вспоминал, насколько удачным был этот выбор: аристократизм, обаяние и безупречность манер Васильева-Богарда буквально притягивали к себе зрителя.

Кстати, любопытный факт о съемках этой картины и об артисте. Костюмеры долго не могли подобрать для главного героя пальто — стильное и дорогое. И тогда Васильев сказал, что может сниматься в своем собственном. Как оказалось, это пальто Игорю подарил Вячеслав Зайцев, с которым они много лет дружили.

К слову, все, кто был знаком с Васильевым, говорили не только о его аристократических манерах, но и о безукоризненном вкусе. Он умел и любил хорошо одеваться и всегда был в курсе всех модных тенденций.

«Ему не очень-то хотелось сниматься в сериалах»

Роль в картине «Искушение Дирка Богарда» стала последней значительной работой Васильева в кино. После этого его приглашали исключительно в сериалы.

И хотя артист снялся в нескольких многосерийных проектах — «Время жестоких», «МУР есть МУР», «Гражданин начальник», такое кино его не прельщало.

«Игорь Алексеевич был человеком замкнутым. И ему не очень-то хотелось сниматься в сериалах: как человека интеллектуального, его это явно не притягивало. Кроме того, он глубоко индивидуальный актер, с нетипичным для героев настоящего времени лицом», — вспоминала актриса Алена Яковлева.

Ушел тихо, а коллеги посвятили последний спектакль его памяти

В сентябре 2008 года на экраны вышла 12-серийная мелодрама «Возьми меня с собой», в которой Васильев сыграл Николая Сергеевича Каретникова, отца главной героини. Но увидеть этот фильм артист, к сожалению, уже не смог.

Позже выяснилось, что Игорь Алексеевич долгое время страдал от болезни сердца, но никогда никому не жаловался. А железная дисциплина и привычка к порядку, выработанные с ранней юности, не позволяли ему пропускать репетиции или съемки даже при плохом самочувствии.

К/ф «Возьми меня с собой» / кинокомпания «Аврора» при участии киностудии «Эффект»

Последняя роль, которую сыграл Васильев на театральной сцене — старик Али в спектакле-притче «Тутиш». Премьерный показ этой постановки состоялся 16 декабря 2007 года. А спустя неделю, 23 декабря, 69-летний Игорь Васильев скончался от обширного инфаркта.

Следующий показ спектакля, который был назначен на 30 декабря, мхатовцы посвятили памяти своего коллеги.

«И все. Не получилось»

Замкнутый и не слишком общительный, Игорь Васильев никогда не афишировал свою семейную жизнь. Тем не менее, известно, что артист был трижды женат.

Первый раз он женился еще в студенческие годы на своей однокурснице. Но, как это обычно бывает в актерской среде, брак оказался недолговечным.

Второй женой Васильева стала его коллега по МХАТу Ирина Мирошниченко. Их роман начался в 1974 году на съемках советско-югославской картины «Единственная дорога».

К/ф «Единственная дорога» / Filmski Studio Titograd, Мосфильм, Zeta Film

Мирошниченко и Васильева называли одной из самых красивых пар не только во МХАТе, но и во всем артистическом бомонде. И они действительно целых пять лет были не только самой красивой, но и самой счастливой парой.

Но Васильев очень хотел детей, а Мирошниченко, увлеченная карьерой, не была готова стать матерью. А потом Игорь узнал, что его жена тайно сделала аборт. Этого он простить не смог и подал на развод.

Правда, несколько лет назад в программе «Судьба человека» Ирина Мирошниченко рассказала эту историю немного по-другому. По словам актрисы, она не собиралась избавляться от ребенка. Но и пожертвовать работой ради него тоже не смогла.

«Мне надо было ложиться на сохранение, а это целый год. Я в это время репетировала, надо было бросать репетиции и бросать съемки. Я этого не сделала. В результате оказалась в больнице. И все. Не получилось», — рассказывала Ирина.

Кстати, несмотря на развод, Васильев и Мирошниченко сохранили теплые дружеские отношения. И, даже создав новые семьи, продолжали общаться.

К/ф «Трактир на Пятницкой» / Мосфильм

Третьей и последней женой Игоря Васильева стала женщина по имени Людмила. Она не имела никакого отношения к искусству. Однако этот брак оказался самым крепким — с Людмилой артист прожил больше 20 лет до самой своей смерти. Детей у них тоже не было.

100
17
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook