Павел Луспекаев известен большинству зрителей всего по одной роли. Его Верещагин из «Белого солнца пустыни» стал одним из любимых советских киногероев. Сам актер прожил всего 42 года, почти половину из которых он боролся с тяжелой болезнью, оставившей его без ног. Как сложилась судьба Луспекаева и почему актер так и не дожил до своего триумфа?
На фронте Луспекаев убедил врача не ампутировать ему руку
Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы
Северо-Кавказского края. Отец его был родом из нахичеванских армян, а мать— донская казачка. В начале 40-х Павел поступил в Луганское ремесленное училище, затем эвакуировался во Фрунзе (сейчас — Бишкек, столица Киргизии), где работал слесарем.
В 1943-м шестнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попав в один из партизанских отрядов, он участвовал в боевых операциях в составе разведгруппы. Там Луспекаев получил тяжелое ранение — разрывная пуля раздробила локтевой сустав. Его в срочном порядке доставили в Саратовский военный госпиталь и начали готовить к ампутации руки. Но будущий актер отказывался от операции, пока врач не пообещал спасти ему руку.
У Луспекаева был непростой характер
В 1944 году Павел демобилизовался. Спустя несколько лет Луспекаев поступил в Щепкинское театральное училище на курс Константина Зубова. Причем приемная комиссия закрыла глаза на южный акцент юноши, грубые манеры и татуировки на обеих руках.
Во время учебы Павел познакомился с Инной Кирилловой, которая училась на два курса старше. Вскоре пара поженилась, у них родилась дочь Лариса. Отношения не были безоблачными — Луспекаев периодически увлекался другими женщинами, но жена не уходила от него.
Коллеги вспоминали, что актера был непростой характер — его постоянно бросало из одной крайности в другую, а приступы злобы быстро сменялись слезами раскаяния. Например, однажды Луспекаев запустил в Олега Басилашвили ножом. К счастью, актер не попал, и нож вонзился в стену. Той же ночью он на коленях просил у друга прощения.
Не сумев устроиться в столице, актер уехал в Грузию
После окончания Щепкинского училища в 1950 году Павел надеялся попасть в труппу какого-либо столичного театра, но за четыре года ему так и не удалось избавиться от акцента. Попытки устроиться на работу не увенчались успехом и Луспекаев с семьей переехал в Тбилиси.
Там он поступил на службу в театр русской драмы и стал одним из самых заметных актеров. Кинематографисты «Грузия-фильм» предложили Павлу небольшие роли в двух кинофильмах — “Они спустились с гор” (1954 г.) и “Тайна двух океанов” (1956 г.). К сожалению, дебют Луспекаева в кино большого успеха не имел.
Но в Тбилиси актера заметил режиссер Леонид Варпаховский и оценил его талант. В 1957 году, переехав в Киев, он позвал Павла за собой в Театр русской драмы им. Леси Украинки. Несколько лет спустя актер переехал в Ленинград и поступил в труппу БДТ — играл в спектаклях «Не склонившие головы», «Поднятая целина» и других.
В начале 60-х актер снялся в фильме «Капроновые сети»
В 1962 году, после окончания съёмок фильма «Капроновые сети», Луспекаев попал в больницу — обострилась старая болезнь. Дело в том, что во время войны Павлу как-то пришлось около четырех часов пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и в 26 лет врачи поставили Луспекаеву диагноз атеросклероз сосудов ног.
Актер перенес несколько операций. В 1965 году он уже официально вышел на пенсию по инвалидности. Актер вынужден был часто ложиться в больницу, что не могло не отразиться на его работе в театре. Но в конце 60-х актер всё же снимался в нескольких картинах: “Три толстяка” (1966), “Жизнь Матвея Кожемякина” (1967) и “Зависть” (1967).
Мешок семечек, чтобы не сойти с ума от боли
В 1966 году режиссер Геннадий Полока пригласил Павла в свою картину “Республика ШКИД” на одну из главных ролей учителя физкультуры.
Во время съемок фильма «Республика ШКИД» в 1966 году у Луспекаева вновь обострилась болезнь и актер снова оказался в больнице. В результате роль пришлось сократить почти вдвое.
Хирурги настаивали на ампутации обеих ног до колен. Когда стало ясно, что выхода нет, а медлить нельзя, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног, после которой его невыносимо мучила фантомная боль.
Врачи рекомендовали принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик. Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Луспекаев решил избавиться от зависимости, как бы тяжело это ни было. Он попросил жену принести ему мешочек семечек, чтобы хоть как-то отвлекаться. Но это, предсказуемо, не помогало и неделю актер провел в полубессознательном состоянии.
Тем не менее, Луспекаев справился с зависимостью, но нуждался в зарубежных лекарствах, достать которые по тем временам обычному человеку было нереально.
О состоянии Луспекаева стало известно министру культуры Екатерине Фурцевой — она, услышав о страдающем от болей актере, помогла достать нужные лекарства и протезы из-за границы.
Актер продолжал сниматься не смотря на боль
В 1969 году во время съёмок фильма «Белое солнце пустыни» здоровье актера опять ухудшилось. Жена носила повсюду за ним маленький складной стул, поскольку Павел вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов.
На роль Верещагина актер согласился с радостью. Учитывая состояние актера, режиссер Владимир Мотыль готов был изменить сценарий. Но Луспекаев не принял его предложение, сказал, что “на костылях сняться еще успеет”. Для съемок актеру сделали специальные сапоги, которые немного облегчали ходьбу.
Съемки фильма проходили в Дагестане, в августе. Жара и раскаленный песок стали испытанием для всех, кто участвовал в создании картины. Что говорить о Луспекаеве, который недавно перенес очередную операцию на ноге. Съемочная группа ежедневно добиралась пешком до объектов съемки около километра, а потом предстоял еще и обратный путь.
Для всех оставалось загадкой, как актеру удавалось устоять на качающейся палубе. Все сцены драки, по его просьбе, снимались без дублера, кроме той, в которой Верещагин пинками сталкивал бандитов за борт. Актерская игра Луспекаева сильно повлияла на сценарий — глядя на актера, режиссер увеличил изначально почти эпизодическую роль таможенника до главной и изменил имя героя: вместо Александра Верещагин стал Павлом.
Актер всего три дня не дожил до своего 43-летия
Незадолго до смерти Луспекаев успел сняться в части телесериала по мотивам романа Роберта Уоррена “Вся королевская рать”, сыграв главную роль политика Вилли Старка.
Во время съемок актер поселился в гостинице “Минск». Днем 17-го апреля, Луспекаев позвонил из своего номера актеру Михаилу Козакову, вместе с которым снимался, и пожаловался на скуку. А через несколько часов стало известно, что артист скончался. Смерть произошла мгновенно от разрыва сердечной аорты. Актер не дожил до своего 43-летия 3 дня. Павла похоронили на Северном кладбище Ленинграда, а роль Вилли Старка в итоге сыграл Георгий Жженов.
Государственную премию за съемки в «Белом солнце пустыни» Луспекаев получил уже посмертно, в 1997 году.
Семья актера
Супруга Павла Луспекаева Инна Кириллова до выхода на пенсию работала в БДТ, затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Она скончалась в 1988 году, ее похоронили рядом с мужем.
Дочь Лариса окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета, сейчас работает в гостиничном бизнесе. Внучка Дарья закончила Петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне. Внук актера Александр учится в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.