Трижды женился, а потом потерял любовь, дочку и внучку. Личная драма директора «Таганки», которому скоро 100 лет

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Именно Николай Дупак сделал звездой Высоцкого и Любимова.

К/ф «Линия жизни» / Мосфильм

Николая Дупака в театральных кругах называют не иначе, как легендарной личностью. Ведь это он создал знаменитую Таганку и 25 лет был бессменным директором этого театра. Именно он привел на сцену Владимира Высоцкого и покровительствовал ему до самой смерти артиста. И это благодаря ему в 60-80-х Таганка была самым посещаемым театром столицы.

5 октября Николаю Дупаку исполнится 100 лет. В преддверии этой даты мы решили рассказать о том, как он смог сделать такую карьеру.

«Партия решила все очень просто»

Николай Дупак родился 5 октября 1921 года в селе Старобешево на Донбассе. Он был пятым и младшим ребенком в многодетной крестьянской семье.

Вскоре после окончания гражданской войны Луке Ильичу, отцу Николая, выделили большой надел земли и он вместе с женой Анной Артемовной и старшими детьми взялся за хозяйство.

Работали Дупаки от зари до зари не покладая рук — пахали, сеяли, косили, жали, молотили зерно. Совместными усилиями построили  амбар, посадили фруктовый сад, возвели мельницу, обзавелись домашней скотиной и птицей. И через несколько лет из наибеднейших бедняков превратились во вполне зажиточных крепких хозяев.

Но долго жить в достатке Дупакам не пришлось — местные власти признали Луку Ильича кулаком и выслали в Архангельскую область на лесоповал. А имущество, нажитое трудом и потом всей семьи, отобрали.

«Донецкому краю нужен был лес, и партия решила все очень просто: 18 теплушек битком набили молодыми мужиками и отправили на Север. Лес валить. В один из вагонов затолкали и моего отца», — вспоминал Николай Дупак.

Через полгода Луке Ильичу удалось бежать. В одном из вагонов, перевозивших на Донбасс заготовленный лес, его товарищи соорудили нишу, куда положили несколько бутылок воды и немного сухарей. Больше 10 суток провел Дупак в этом деревянном склепе, пока наконец-то не добрался домой.

Однако оставаться в родных краях человеку, бежавшему с каторги, было очень опасно. И Лука Ильич, забрав всю семью, перебрался в Таганрог, где устроился на трубопрокатный завод.

«Меня всегда тянуло к актерскому делу»

Даже в такой тяжелой обстановке Николай умудрялся хорошо учиться. А в свободное от школьных занятий время с удовольствием посещал театральный кружок.

«Меня всегда тянуло к актерскому делу, я очень много читал, никогда не стеснялся публики. В театральном кружке меня хвалили за роль мальчика в спектакле «Бородино», — рассказывал Николай.

К/ф «Правда» / Киностудия имени А. Довженко

Однажды после спектакля к Николаю подошел режиссер городского театра и предложил роль Дамиса в спектакле «Тартюф» по Мольеру. А еще через несколько месяцев  в Таганрог приехал режиссер Юрий Завадский, руководивший театром в Ростове-на-Дону. В то время его труппа гремела на весь Советский Союз — в ней играли Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов.

«Сергей говорил: «Мыкола, пошли погуляем»

В тот год Завадский набирал курс в Ростовском театральном училище. Конкурс был огромный — 300 человек на место. Но Николай Дупак своим талантом сумел покорить приемную комиссию и его зачислили студентом. Однокурсником и соседом по квартире у Николая (общежития у училища не было) оказался Сергей Бондарчук, будущий знаменитый режиссер.

Как рассказывал впоследствии Дупак, мизерной стипендии едва-едва хватало на еду. А вот на папиросы Бондарчуку, который был заядлым курильщиком, уже не оставалось.

«Сергей говорил: «Мыкола, пошли погуляем». Это значило пойти на автобусную остановку и пособирать бычки, которые не докурил кто-то. Дома Бондарчук это все шелушил, подогревал на печке, крутил цыгарки и курил», — вспоминал  Дупак.

Однако скоро их студенческой дружбе пришел конец. Как-то раз в училище приехали ассистенты с Киевской киностудии. Побывали на спектакле, пофотографировали некоторых студентов, в том числе Дупака и Бондарчука, и уехали.

А спустя пару недель Николай получил телеграмму:

«Прошу срочно прибыть на пробы в роли Андрея в кинофильме «Тарас Бульба». Александр Довженко».

Этого Бондарчук, уверенный, что киношники выберут именно его, Дупаку простить не смог.

К/ф «Вера, Надежда, Любовь» / Киностудия имени А. Довженко

«И чудо! Я ее услышал!»

Но Николаю тоже не суждено было сыграть роль Андрея. Буквально через несколько дней после начала съемок «Тараса Бульбы» началась война и на Киев посыпались немецкие бомбы.

Дупак тут же отправился в военкомат и попросил направить его в кавалерию  — еще в деревне парень научился мастерски сидеть в седле.

К/ф «Служили два товарища» / Мосфильм

Поначалу Николая отправили в Новочеркасское кавалерийское училище, из которого он вышел в звании младшего лейтенанта. А с марта 1942 года он воевал на Брянском фронте в Седьмом кавалерийском корпусе, где дослужился до звания гвардии лейтенанта. Трижды Дупак был ранен (два раза — тяжело) и трижды возвращался в строй. И только после тяжелой контузии, потеряв слух, вынужден был  остаться в тылу.

К/ф «Тайник у Красных камней» / Киностудия имени А. Довженко

«Лечился в одном из госпиталей Москвы, но слух не возвращался. Как-то добрел до Красной площади. Вдруг грянула песня: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». И чудо! Я ее услышал, у меня мурашки пошли по коже», — вспоминал артист.

«Я попросился „в самый плохой театр Москвы»»

В 1943 году Николай Дупак стал артистом Театра имени Станиславского, в котором прослужил почти 20 лет. За это время он сыграл более 60 ролей и в последние годы считался одним из ведущих артистов театра.

Уже тогда Дупак показал себя не только как талантливый артист, но и как замечательный руководитель. Он был секретарем сначала комсомольской, а потом партийной организации театра и даже некоторое время исполнял обязанности директора.

И, тем не менее, в 1963 году Дупак оставил прославленный Театр Станиславского и перешел в никому тогда неизвестный Театр Драмы и Комедии, который собственными руками превратил в знаменитую Таганку.

К/ф «Капитан Немо» / Одесская киностудия

«Тогда было очень популярно Вагановское движение: люди искусства добровольно шли на самые трудные участки работы. Я попросился на работу «в самый плохой театр Москвы»», — рассказывал Николай Лукьянович

Выступая на первом собрании труппы, Дупак сказал, что не считает себя хорошим артистом, а вот стать хорошим директором попробует. И пообещал работать на совесть. Слово свое он сдержал.

«Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком»

В 1964 году, увидев в Щукинском училище постановку Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», Дупак пригласил режиссера к себе в театр. И вскоре о любимовских спектаклях заговорила вся Москва.

Именно Дупак привел в театр Владимира Высоцкого и все годы поддерживал артиста, всячески противодействуя его увольнению и предоставляя возможности для киносъемок и поездок на гастроли.

«Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком, всегда приходил на помощь. Как он помогал мне, директору, в бесконечных стройках и ремонтах — словами не передать. Один его концерт открывал десятки дверей…», — вспоминал Дупак.

Дупак неоднократно выдвигал Владимира Высоцкого на присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР. Однако наверху фамилию Высоцкого обычно вычеркивали первой.

«Быть иль не быть?»

Мы зря не помарали.

Конечно — быть, но только начеку.

Вы помните, конструкции упали?

Но живы все, спасибо Дупаку…», — пел Владимир Высоцкий.

В июле 1980 года, когда неожиданно умер Высоцкий, Николай Дупак руководил организацией и проведением его похорон. Это он, подключив связи и авторитет, «выбил» для барда престижное место на Ваганьковском кладбище, а потом организовал с коллегами прощание и проводы Высоцкого.

К/ф «Берег его жизни» / Одесская киностудия

Николай Дупак спроектировал и построил новое здание Таганки, ставшее в 1980-х одним из символов Москвы. При его руководстве в 60-80-х годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по стране и за рубежом. Более 30 раз выезжала Таганка на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени было очень большой редкостью.

Позже при непосредственном участии и активном содействии Николая Дупака были построены культурный центр-музей Владимира Высоцкого, Дом русского зарубежья имени А.И.Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи Высоцкого и музеи Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Особенно хорошо Дупаку удавались люди в погонах

Интересно, что, будучи главным руководителем Театра на Таганке, Дупак принципиально, чтобы не использовать служебное положение, отказался от ролей в спектаклях.

Зато с удовольствием снимался в кино. Правда, при его хлопотной должности, уделять много времени съемкам он не мог. Поэтому обычно соглашался только на небольшие роли или эпизоды.

К/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» / Мосфильм

И, тем не менее, даже самые маленькие персонажи, сыгранные артистом, сразу же запоминались зрителям. Особенно хорошо удавались Дупаку роли людей в погонах и различных руководителей. Наверное потому, что, играя их, он мог быть самим собой.

Всего фильмография Николая Дупака насчитывает около 60 картин. Самые известные его работы — командующий армией («Служили два товарища»), Прохоров «Вера, Надежда, Любовь»), мельник («Стрелы Робин Гуда»), полковник Бунро («Капитан Немо»), председатель Московской милиции («Черный треугольник»), председатель совета министров («Любовь с привилегиями») и другие.

Последний раз на экране Дупак появился в 2014 году в короткометражном фильме «Подъемная сила».

Дупак с удовольствием общается со зрителями

В 1990 году Николай Дупак подал заявление об уходе с должности директора театра. После этого он десять лет возглавлял Культурный центр на Таганке, был главным режиссером-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам.

Да и сейчас, несмотря на более, чем почтенный возраст, Николай Дупак с удовольствием принимает участие в различных мероприятиях, встречается со зрителями. А, кроме того, консультирует нынешних руководителей театра.

Дупак всегда открыт для общения с журналистами. И, давая интервью, в мельчайших подробностях рассказывает о своей работе, о ролях и даже наизусть цитирует целые диалоги из театральных постановок, в которых играл в далекой юности.

А вот на вопросы о личной жизни Николай Лукьянович отвечает очень скупо.

Жизнь Ванновской сложилась трагически

Тем не менее, известно, что артист был женат трижды. Его первой супругой стала советская и армянская актриса Алла Ванновская, с которой он познакомился еще в Ростове. В 1939 году они стали мужем и женой, но война их разлучила.

Алла Ванновская в спектакле Ереванского драмтеатра

Николай ушел на фронт, а Алла, работая в тылу, его не дождалась. Впоследствии Ванновская вышла замуж за Армена Джигарханяна, который был ее младше на 15 лет.

Жизнь этой красивой и талантливой актрисы сложилась весьма трагически. Ей было чуть больше 40, когда врачи диагностировали у нее тяжелое неизлечимое заболевание — хореический гиперкинез, больше известное, как «пляска святого Витта». Последние годы Алла провела в психиатрической больнице и скончалась в возрасте 46 лет (по некоторым сведениям, покончила жизнь самоубийством).

«Я ушел с одним чемоданом навстречу новой любви.»

Второй раз Николай Дупак женился уже после войны на Вере Камишкерцевой, приемной дочери героя гражданской войны Василия Чапаева.

Они прожили вместе 20 лет и все эти годы Николай мечтал о ребенке. Но, к сожалению, Вера не могла иметь детей. Однако это была не единственная причина, почему супруги расстались.

«Отца Вера не помнила, но его дух витал в нашей семье постоянно. С этим духом жить было непросто, и я ушел с одним чемоданом навстречу новой любви.», — рассказывал Дупак.

Последней женой Николая Дупака стала официантка театрального буфета Раиса Михайловна. По словам Дупака, все 40 лет совместной жизни у них была просто сумасшедшая любовь и полное взаимопонимание.

В браке родились двое дочерей — Елена и Оксана. В 2009 году Раиса скончалась из-за врачебной ошибки.

А спустя всего год Николаю Лукьяновичу пришлось пережить еще две страшные потери — трагически погибли его дочь Елена и внучка Настя.

«Живу на полной автономии»

К счастью, у артиста осталась младшая дочь Оксана, которая продолжает заботиться о престарелом отце. Хотя в особой заботе Николай Дупак, по его словам, еще не нуждается.

wikimedia.org

«Живу один, до сих пор вожу машину. За сегодня вот накрутил 120 километров — и еще нужно в два места съездить. Живу на полной автономии, дочь в соседнем подъезде, часто приходит, проведывает, но я все еще делаю сам», — говорил Дупак всего четыре года назад.

Тем не менее, возраст у Николая Лукьяновича все-таки солидный — в октябре прошлого года ему исполнилось 99 лет.

28
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook