«Цифровые наркотики» и дети: Все что вы хотели знать, но стеснялись спросить

Денис,
редакция Femmie

Тотальное увлечение детей гаджетами может вызвать сильную психологическую зависимость, сродни наркотической

Американский нарколог доктор Николас Кардарас считает, что тотальное увлечение детей гаджетами может вызвать сильную психологическую зависимость, сродни наркотической. Немецкий психиатр Манфред Спитцер уже выпустил две книги на эту тему в надежде привлечь внимание общественности к проблеме. А вот у нашего эксперта, кандидата педагогических наук Артура Кочаряна иное мнение.

Ограничения: за и против

Я бы не усугублял риск использования гаджетов. Зависимость может быть самой разнообразной. И даже крайний ее вариант – болезненная навязчивая потребность использования — может возникнуть не только относительно гаджетов. Однако человек сам решает, использовать их или не использовать. Каждый делает свой выбор. Я рекомендую использовать.

Иной вопрос, стоит ли ограничивать игры детей с девайсами? Тут все зависит от понимания термина «ограничение». Ситуации ограничения могут быть одинаковыми как в случае использования планшета ребенком один раз в неделю, так и в случае использования каждый день по два часа. Все очень индивидуально. Однако не стоит ограничивать ребенка, если вы видите, что он легко переключается на другие виды деятельности без смартфона. Не следует забывать и про физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе. Все это очень легко совмещать.

Я бы не давал конкретные рекомендации по ограничению, например, «используйте планшет не больше 15 минут в день». Безусловно, речь не идет о том, что ребенку можно целый день сидеть за компьютером или со смартфоном в руках. Не стоит впадать в крайности. Подчеркну еще раз: если в режиме дня вашего ребенка есть и пешие прогулки на свежем воздухе, и физическая активность, и игры с девайсами, то это самый оптимальный вариант. Но как только вы замечаете, что свободное время ребенок старается проводить только с приставкой или планшетом, попробуйте заменить их другими занятиями (рисование, лепка, например). И если замечаете малейшие признаки болезненного перехода от пользования гаджетом к альтернативным занятиям, стоит подумать о невозможности ребенком контролировать свои желания. Не можете справиться сами – обращайтесь к психологу.

Родительский контроль

Это работает. Проверено опытом на большой выборке родителей. Результат будет при условии соблюдения следующих важных моментов:

  • родители сами настраивают функцию родительского контроля,
  • родители говорят ребенку, для чего они это делают. Есть различные виды опасностей в интернете, и вы переживаете за своего ребенка. И поэтому устанавливаете специальную программу, которая поможет защитить его.
  • вы говорите ребенку, что не сможете и даже не планируете следить за его действиями в интернете, что ваша задача – проанализировать, какие программы и ресурсы более популярны, и что это поможет вам и ему в выборе правильного программного обеспечения. Ребенок должен знать, что вы не посягаете на его личное пространство. Как бы вам этого не хотелось.

Игры играм рознь

Есть мнение, что игры – это пустая трата времени. Однако существуют и обучающие игры, и YouTube-каналы, но что касается выбора, тут все очень индивидуально. Детям младшего возраста, к примеру, нравятся телепузики. Я же почти категорически против этого контента. Если говорить о моем личном мнении, то я бы советовал обучающие игры загружать только из официальных магазинов Google, Apple, Windows store. С осторожностью я бы относился к браузерным играм, сайты которых расположены не в доменной зоне EDU – есть большой риск направить ребенка на контент, созданный аматорами или непрофессионалами.

Относительно YouTube могу порекомендовать самому просмотреть канал и потом принять решение – можно смотреть ребенку или нет. Для этого достаточно или вместе с ребенком посмотреть сюжет, и вы сразу сориентируетесь в его контенте; или просмотреть историю посещения сайтов и исходить из этих данных.

Must reading

Многие родители и учителя опасаются, что дети скоро перестанут учиться читать и писать, ведь информацию любого рода можно найти при помощи поисковиков, задав голосовой запрос. Мое мнение – опасность большая. И это связано с психофизиологическими процессами головного мозга. Чтение стимулирует эти процессы. Сам голосовой поиск безопасен. Опасна утрата умения и навыка читать достаточного количества литературы. В Европе об этом уже говорят не первый год.

Украина, в частности педагоги в большинстве своем возлагают на современные технологии очень больше надежды. Европейские же коллеги уже прошли период использования современных технологий в образовании для стимуляции мотивации к обучению. Это в большинстве случаев не сработало. Именно поэтому в тренде STEAM-направление, когда наука, технология, инженерия, искусство и математика подаются ребенку комплексно на каждом уроке. Так вот, те же европейские коллеги еще в 2016 году добавили к STEAM «reading» (чтение) и STEAM стал STREAM. Правильное использование технологий позволяет активно вовлекать детей и к процессу чтения, что очень важно для развития.

Я бы даже назвал путь решения этой проблемы в Украине – делать акцент на чтение в процессе обучения, в том числе и с использованием технологий. Читать можно и с помощью девайсов. Для этого нужно владеть методикой использования современных технологий. Правильная методика использования технологий позволяет ребенку читать, писать, слушать и создавать, вовлекая в процесс обучения детей с различными типами мышления (аудиалов, визуалов, кинестетов и т.д.).

Книги vs. гаджеты

Некоторые считают, что красочный, понятный учебник с картинками лучше обучающей программы на смартфоне/планшете. Я считаю, важно то, для чего вы используете красочную книгу или интересную программу. Если ребенок может легко выучить новый язык с помощью программы на планшете – почему бы и нет? Если ребенку нравиться читать бумажную книгу, а не с планшета – отлично. Главное, что он читает. Я бы не ставил вопрос ребром, что лучше. Вопрос должен звучать так: какой результат из всего этого?

Как поговорить с ребенком об опасностях интернета

Просто сесть и поговорить. Рассказать, что может его ожидать и как защитить себя от этих рисков. Очень желательно говорить о конкретных историях и случаях. Вопрос с объяснением риска посещения сайтов со «взрослым» контентом может быть сложнее. Я бы пригласил специалиста в школу, который детям в тренинговой форме популярно прояснит все эти риски. А дома достаточно общаться с ребенком. Он должен знать, что в любой ситуации сможет обратиться к вам за советом или помощью.

Пару слов о пользе STRЕAM

Сейчас открывается много кружков по робототехнике и STEM-направлению, и я настоятельно рекомендую STEAM. Про него уже говорил выше. Робототехника – тоже хорошее направление, которое развивает технические способности вашего ребенка. Правильный же STEAM (или уже с 2016 года STRЕAM) позволяет всесторонне развивать вашего ребенка.

Автор: Артур Кочарян

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook