Эта женщина 40 лет работала няней в американских семьях и никогда не пускала кого-либо в свое личное пространство — ни в душу, ни в комнату. Казалось, она хранит какую-то тайну, а строгий образ лишь усиливал это впечатление. Меняя места работы, няня неизменно перевозила за собой огромное количество коробок, к которым никому не давала прикасаться. Расскажем о судьбе Вивиан Майер и о том, что она прятала в ящиках.
Все началось с одной коробки фотонегативов
В 2007 году житель Чикаго Джон Малуф почти вслепую купил на одном из местных аукционов коробку. За лот он отдал 400 долларов и с нетерпением ждал, когда сможет увидеть содержимое. Джон работал агентом по недвижимости, а свободное время обожал блошиные рынки. Он хотел найти интересные исторические фотографии своего города, чтобы включить их в книгу об архитектуре Чикаго.
И вот Малуф открыл коробку, в которой лежали снимки зданий и людей, сделанные в 1960 годах. Перед покупкой он не смог как следует рассмотреть содержимое коробки, но все равно купил ее. Разочарованный тем, что негативы не пригодились для его проекта, он спрятал их и забыл о них.
Однако два года спустя интерес Малуфа к негативам возрос, он отсканировал их и понял, какое сокровище купил. Мужчина заинтересовался автором этих снимков. Знал ли он тогда, что начнет распутывать удивительную историю одной женщины?
Странная няня никого не пускала в свою комнату
В начале 1960-х в Чикаго приехала Вивиан Майер. В чужом городе одинокая женщина нашла работу няни в одной из семей. В следующие 30 лет она присматривала за детьми во многих семьях. Лишь в одном доме она задержалась на долгие 11 лет, но в основном меняла места работы весьма часто. Всякий раз, когда она приходила в новую семью и получала собственную комнату, она ее запирала в свое отсутствие и запрещала кому-либо входить.
Похоже, у нее не было романтических отношений и было мало личных связей. При разговоре с незнакомыми людьми женщина часто говорила, что работает шпионкой. Лишь многие десятилетия спустя станет понятно, почему.
Вивиан одевалась в чопорном стиле: строгая белая блузка с воротником и юбка ниже колена. Она носила старомодные плотные чулки и не могла перейти на капроновые прозрачные колготки. Все это было прикрыто большими мужскими пальто бежевого и серого цвета, а сверху — фирменная шляпа с широкими полями. На ногах — мужские туфли 46 размера: Майер была весьма высокой.
В общении с подопечными детьми она придерживалась строгости и дисциплины, часто употребляла французские фразы, разрешала обращаться к себе только «мадемуазель Майер» и изредка могла шлепнуть детей, если они не слушались ее.
Продала наследство и уехала в большое путешествие
Вивиан родилась в Нью-Йорке в 1926 году в семье американца Чарльза Майера и француженки Мари Жоссо. У супругов был еще старший сын, появившийся на свет в 1920-м. Чарльз работал инженером и с годами пристрастился к бутылке. Жить с ним под одной крышей стало невыносимо, поэтому в 1932 году Мари уехала с дочерью в родную Францию. А сын Карл остался с бывшим мужем.
Проведя во Франции 6 лет, Мари с Вивиан вернулись в Нью-Йорк. Известно, что в 1950 году Вивиан вновь уехала во Францию. Там у нее умерла бабушка, которая оставила в наследство небольшую ферму в Эльзасе.
Продав имущество, Вивиан отправилась в долгое путешествие и посетила Бангкок, Пекин, Египет, Италию, Манилу и Лос-Анджелес. Ее единственной спутницей была фотокамера Rolleiflex. Майер фотографировала все, что казалось ей интересным: архитектуру, людей, машины, животных. Но она делала это незаметно для всех, словно подглядывая за окружающими через объектив камеры.
Примерно до 1960 года в ее биографии белое пятно — неизвестно, что с ней происходило. Но, устроившись няней, Майер не оставляла свое увлечение фотографией ни на день.
Вивиан Майер подглядывала за незнакомыми людьми через фотокамеру
Строгая няня всегда брала на прогулку с детьми свою камеру и снова снимала все и всех подряд.
«Она видела объект, открывала камеру, фокусировала ее и делала снимок. Это было моментально. Переход от фокусировки к съемки занимал менее секунды. Субъект даже не успел бы среагировать», — рассказывала Ингер Рэймонд, которая в детстве часто гуляла со своей няней.
Майер явно не проявляла особого уважения к частной жизни других людей, когда фотографировала их. Она не боялась подойти близко ради хорошего кадра и была бесстрашна в ситуациях, в которых могли бы засомневаться профессиональные фотожурналисты.
Семьи, в которых работала Вивиан, не придавали большого значения ее увлечению фотографией. К тому же она и не афишировала свое хобби. Единственное, что удивляло ее работодателей, так это огромное количество личных вещей — запечатанные тяжелые коробки, которые она прятала от всех. Но никто из них не посмел бы переступить ее личные границы (которые она зачастую нарушала).
Майер перестала работать няней уже в почтенном возрасте. Ей не хватало денег, поэтому некоторое время женщина жила в приюте. Когда об этом узнали дети, у которых она была няней, они купили ей хорошую квартиру в одном из престижных районов Чикаго и оплачивали ее счета. В знак благодарности за все то, что любимая няня когда-то им дала.
К этому времени Вивиан уже давно положила фотоаппарат на полку. Уличный фотограф-самоучка перестала снимать в 1999 году. За почти 50 лет она отсняла 500 рулонов цветной пленки, но не обработала ни одну из них. Негативы она хранила в тех самых коробках, к которым запрещала даже прикасаться. Чтобы спрятать их подальше от всех, Вивиан арендовала ячейки для хранения.
В конце жизни женщина перестала платить за их использование, поэтому в 2007 году содержимое было продано без ее ведома. Местный аукционист Роджер Гандерсон купил содержимое шкафчиков за 250 долларов и разделил его на более мелкие лоты для продажи. Что было с ними дальше, уже известно: Джон Малуф стал владельцем одного из этих лотов.
А потом он скупил большую часть архива Майер: более 140 000 изображений, большинство из которых не были проявлены Пару лет спустя он загрузил несколько фотографий в группу уличной фотографии на Flickr и сразу же получил признание. Фотографии Вивиан Майер представляют собой обширный и невероятно интересный альбом уличной жизни Америки за пять десятилетий. Малуф сделал многое для сохранения и популяризации работ Майер.
Но Вивиан не дожила до своего звездного часа. В 2008 году она поскользнулась на льду и ударилась головой. Майер не полностью выздоровела и умерла в 2009 году в возрасте 83 лет.
Она полвека оставалась преданной своему делу и стала открытием и талантливым фотохудожником, хоть и была самоучкой.
* Экстремистская организация, запрещенная в России.