В 1986 году он унес 423 жизни. Глупая ошибка на пароходе «Адмирал Нахимов», которая стала роковой

Вика Пилипенко,
редакция Femmie

Особенно невыносимо было слышать плач детей.

wikimedia.org

31 августа 1986 года из-за столкновения с сухогрузом затонул пароход «Адмирал Нахимов». Это стало крупнейшей катастрофой на Чёрном море, а также самым страшным морским событием в истории СССР. В результате столкновения погибла почти половина пассажиров корабля. Рассказываем, как это было.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, как избавиться от мыслей в голове, которые портят жизнь. Увидишь, как помочь себе при стрессе, тревоге и беспокойстве. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Найдешь путь к душевному спокойствию.

Ничто не предвещало беды

В тот день пароход «Адмирал Нахимов» с богатой историей и отличной репутацией выплыл из Новороссийска в Ялту. Пассажиры и не подозревали, что жить им осталось считаные часы. На борту была дискотека, музыкальный концерт, кинопоказ. Большинство детей уже спали в каютах.

Пассажиры вышли полюбоваться ночным пейзажем и заметили сухогруз. Он плыл навстречу. Правда, тогда они не догадывались, что это станет чуть ли не последним, что они увидят в своей жизни.

Капитаны связались друг с другом, но это не помогло

Разумеется, экипаж «Нахимова» знал о приближении сухогруза и связался с его капитаном Ткаченко. Они договорились, что сухогруз пропустит судно. Борта уже опасно приближались друг к другу. Капитан сухогруза приказал заглушить двигатели, но судно по инерции продолжало движение вперёд. Рулевой «Нахимова» пытался уклонить пароход влево, но было поздно: сухогруз протаранил борт.

Катастрофы можно было избежать, если бы капитан Ткаченко действовал быстрее. Но он слишком доверился на автоматическую навигационную систему, которая показывала неверное положение парохода. Если бы Ткаченко отвлёкся от неё, то увидел невооружённым глазом, что суда находятся в опасном положении: мерцающий огнями пароход было трудно не заметить.

На «Нахимове» началась страшная паника

Сигнал тревоги объявить не успели, пароход накренился и стал тонуть. Паникующие люди стремились выбраться: в коридорах начались давки, кто-то пытался спасти запертых в каютах детей и погибал вместе с ними. Пассажиры прыгали в воду, но плавсредств на всех не хватало. Вдобавок по воде разлился мазут, он застилал глаза и лез в рот.

Кто-то влезал в драку, отвоёвывал места на шлюпках, а кто-то, наоборот, снимал с себя спасательные жилеты, чтобы отдать их людям слабее. Очевидцы рассказывали, что самым страшным в ту ночь было слышать плач детей, которые не могли самостоятельно выбраться.

Спасательная операция длилась несколько дней

На помощь потерпевшим прибыло 64 судна со спасателями и бригадами скорой помощи на борту. Последний выживший провёл в воде 15 часов. Спасённых доставляли в ближайшие гостиницы и больницы: у всех был нервный шок, переохлаждение, от мазута слипались веки. Постояльцы гостиницы делились с потерпевшими одеялами и полотенцами.

Следующие две недели вертолёты кружили над морем, а водолазы искали тела. Несколько спасателей погибли под водой, будучи не в состоянии выбраться с парохода. Но не все тела смогли вытащить: на дне до сих пор лежат ещё 64 умерших.

Родственники погибших просили расстрелять виновных

Марков и Ткаченко получили штрафы и 15 лет заключения. Хотя родственники погибших настаивали на высшей мере наказания — смертной казни. Спустя шесть лет капитаны освободились благодаря амнистии. Никто из пострадавших не получил компенсации.

Причина катастрофы до сих пор до конца неизвестна

Гибель стольких людей из-за странной ошибки породила много версий о причинах катастрофы. Кто-то считает, что это было спланированным покушением на генерала КГБ — он действительно был среди пассажиров.

Некоторые думают, что виной стал корабль-призрак: капитан Ткаченко утверждал, что видел на радарах третье судно, которого в округе на самом деле не было. Есть даже версия, что в это время кто-то испытывал над морем электромагнитное оружие, которое и стало виной сбоя в работе системы навигации.

Скорее всего, настоящая причина в том, что система на сухогрузе показывала движение парохода «Адмирал Нахимов» с опозданием, из-за чего капитан другого судна не смог сориентироваться. Но об истинных причинах остаётся только гадать.

Затонувший пароход можно увидеть в море и сейчас: он лежит под толщей воды всего в нескольких километрах от берега. И, учитывая историю судна, это довольно жуткое зрелище.

19
10
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook