В нашем кинематографе актеры нередко бросали вызов времени. Они перевоплощались в героев, которые были значительно моложе их самих. Георгий Вицин в 46 лет блистательно сыграл 25-летнего Бальзаминова, Сергей Бондарчук в 42 года перевоплотился в 20-летнего Пьера Безухова. Вот 6 советских артистов, которые сыграли героев младше себя, и зрители им поверили.
Георгий Вицин в 46 лет сыграл 25-летнего Бальзаминова, но никто и не заметил разницы в возрасте
Георгий Вицин — уникальный феномен советского кино. Его называли «человеком без возраста», и не зря: он одинаково убедительно играл как стариков, так и юных героев. Но особенно впечатляют его роли молодых персонажей, которых он воплощал с поразительной легкостью, несмотря на значительную разницу в возрасте. Два ярких примера — Вася Веснушкин в «Запасном игроке» и Михаил Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова».
В спортивной комедии «Запасной игрок» (1954) Вицин сыграл 18-летнего футболиста Васю Веснушкина, будучи уже 37-летним. Режиссер Семен Тимошенко, впервые увидев актера, был уверен, что перед ним молодой человек лет 25. И только после утверждения на роль узнал правду — Вицину было почти сорок!
Чтобы соответствовать образу, актер упорно тренировался на стадионе, сбрасывал вес и даже менял манеру поведения: его герой выглядел трогательно застенчивым, но при этом уверенным в себе на футбольном поле. Мягкие черты лица и худощавая фигура сделали перевоплощение абсолютно достоверным.
Но настоящий подвиг Вицин совершил через десять лет в фильме «Женитьба Бальзаминова» (1964). Здесь он сыграл 25-летнего мечтательного жениха Михаила Бальзаминова, хотя ему самому было уже 46. Режиссер Константин Воинов специально писал сценарий под Вицина, но худсовет возражал: актер выглядел слишком взрослым для роли. Тогда Вицин взял дело в свои руки.
Он отправился в Сухуми, где занимался йогой и тренировался с футболистами, чтобы привести тело в форму. Затем придумал кудрявый рыжий парик, рисовал веснушки и добавлял красный пигмент в грим для эффекта румянца. Сам актер с юмором называл фильм «Женитьбой бальзамированного».
Эти роли стали триумфом актерского мастерства Вицина. Он доказал, что возраст — лишь цифра, а талант способен стереть любые границы.
Александр Демьяненко: когда возраст — не помеха для роли студента
28-летний актер сыграл юного студента, и весь Советский Союз поверил каждому его движению! Именно такое чудо случилось с Александром Демьяненко в «Операции Ы»1. Режиссер Леонид Гайдай, просмотрев более сотни претендентов, выбрал его по одной лишь фотографии — настолько точно актер попадал в образ.
Но цена этого перевоплощения оказалась высокой. Жгучему брюнету Демьяненко пришлось пережить настоящую пытку красотой: его волосы безжалостно осветляли бланкитом — агрессивным красителем, вызывавшим волдыри на коже головы. А знаменитые очки Шурика? Они не были просто реквизитом — актер и правда страдал сильнейшей близорукостью.
Демьяненко не пытался «играть моложе», а просто был собой, что сделало образ Шурика невероятно достоверным.
Парадокс: роль, принесшая всенародную любовь, стала для актера настоящим испытанием. Каждый встречный считал своим долгом похлопать «Шурика» по плечу или предложить выпить. А Демьяненко, человек тонкой душевной организации, мучительно переживал такое панибратство. «Я вам не Шурик, а Александр Сергеевич», — отвечал он с болью в голосе.
Михаил Боярский в 30 лет стал 18-летним мушкетером
В 1978 году 29-летний Михаил Боярский спешил на самолет и почти случайно заглянул на кинопробы к фильму «Д’Артаньян и три мушкетера». Он рассчитывал получить роль коварного Рошфора, а в итоге стал легендарным Д’Артаньяном, которому по сюжету было всего 18 лет.
Изначально на роль юного гасконца претендовали Александр Абдулов и даже Владимир Высоцкий. Однако судьбу Боярского решил… его голос. Композитор Максим Дунаевский, услышав, как Михаил исполняет «Пора-пора-порадуемся», немедленно заявил режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу: «Это наш Д’Артаньян!»
Интересно, что для создания образа молодого героя Боярскому не потребовалось сложного грима или особых ухищрений. Его природная харизма, стройная фигура и энергичность сделали образ убедительным без дополнительных усилий. Правда, был один забавный инцидент: гримерша случайно сожгла плойкой часть его знаменитых усов, и пришлось срочно использовать накладные.
Боярский полностью погрузился в атмосферу XVII века: освоил верховую езду, фехтование и даже выполнял опасные трюки без дублеров. Актер навсегда остался для зрителей юным, отважным гасконцем, хотя сам он поначалу не придавал этой роли особого значения.
42-летний Сергей Бондарчук рискнул и сыграл персонажа вдвое моложе себя
Эта история началась с отчаяния. Сергей Бондарчук, взявшись за грандиозную экранизацию «Войны и мира», никак не мог найти актера на роль Пьера Безухова. Перепробовав десятки кандидатов, включая даже знаменитого штангиста Юрия Власова, он решился на неожиданный шаг — сыграть 20-летнего героя самому. В свои 42!
Многие крутили пальцем у виска. Но Бондарчук упрямо шел к цели. Набрал 10 килограммов для достоверности образа неуклюжего Пьера. Отказался от сложного грима, решив брать не внешним сходством, а глубиной проживания роли.
За кадром осталась страшная цена этого перевоплощения. Совмещая функции режиссера и актера, Бондарчук работал на износ. Но продолжал снимать и сниматься, одержимый идеей создать идеальную экранизацию.
Критики разделились во мнениях. Одни упрекали его в возрастном несоответствии, другие восхищались точностью попадания в образ. Но главное — зрители поверили. Поверили настолько, что его Пьер стал каноническим. А фильм получил «Оскар», доказав: талант и самоотдача важнее паспортного возраста.
Интересно, что Бондарчук-режиссер был безжалостен к Бондарчуку-актеру. Снимал по 20-30 дублей, добиваясь идеального результата. Зато теперь, спустя полвека, его Пьера Безухова называют одним из самых убедительных образов в истории мирового кино. Чтобы достоверно сыграть юного идеалиста, понадобился зрелый мастер.
Как потомственный дворянин Петр Глебов стал молодым и лихим казаком
Петр Глебов пришел на пробы к фильму «Тихий Дон», чтобы подработать в массовке, а ушел… главным героем! Но 42-летнему актеру предстояло сыграть 20-летнего Григория Мелехова. Потомственный дворянин, родственник Сергея Михалкова, стал самым убедительным донским казаком в истории кино.
Режиссер Герасимов разглядел в нем что-то особенное. После проб они до утра катались по Москве — Глебов рассказывал о босоногом детстве и любви к лошадям. А когда начались съемки, местные казаки приняли его за своего: вместе ходили на охоту, пели песни, косили сено. «Наш казак, что ни есть настоящий!» — говорили они.
Правда, не обошлось без конфликтов. Элина Быстрицкая (Аксинья) наотрез отказывалась играть с «пожилым» партнером. Оператор грозился уйти из-за «старого» Григория. Но все изменилось, когда гример создал знаменитый «мелеховский» нос с горбинкой. А когда Михаил Шолохов увидел пробы, он воскликнул: «Он! Он живой и есть!»
Глебов так глубоко погрузился в роль, что после съемок часто выступал перед зрителями в образе Мелехова — читал отрывки из романа, пел казачьи песни под гитару. А Брежнев, узнав, что актер воевал, лично распорядился представить его к наградам. Вот так случайная подработка превратила скромного театрального актера в легенду советского кино.
Как 45-летний Арчил Гомиашвили переиграл самого Бендера
Арчил Гомиашвили, грузинский актер с биографией, достойной приключенческого романа, в 45 лет сыграл 27-летнего Остапа Бендера. И сделал это так, что зрители десятилетиями спорят: где заканчивается актер и начинается великий комбинатор?
За 13 лет до съемок Гомиашвили колесил по СССР с моноспектаклем, где один играл всех персонажей «12 стульев». Его Бендер был философом-циником, почти трагическим героем.
Но когда Гайдай позвал в кино, то потребовал: «Меньше глубины, больше гэгов» Актер бунтовал — хотел показать «настоящего Остапа», а не клоуна. В итоге родился странный симбиоз: внешне — искрометный комедийный герой, внутри — уставший от жизни мужчина, чей возраст вдруг стал преимуществом.
Как убедить зрителя, что 45-летний мужчина — юный авантюрист? Гомиашвили нашел гениальный ход: его Бендер не скрывает жизненного опыта. Он старше всех вокруг, но ведет себя как подросток — дерзко смеется над условностями, будто проверяя мир на прочность. Актер добавил едва уловимую грусть в улыбку, будто говоря: «Да, я знаю, как все закончится. Но игра стоит свеч».
Фильм стал культовым, но для Гомиашвили это была пиррова победа. Его грузинский акцент «исправили» голосом Юрия Саранцева, превратив Остапа в этакого «советского Джеймса Бонда» с бархатным тембром. Актер не разговаривал с Гайдаем годами. Зато зрители и не заметили подмены — образ получился цельным.
Сыграв мечтателя о миллионах, Гомиашвили стал первым советским легальным миллионером! В 1980-х он открыл кооператив «Аншлаг» — клуб для элиты с джазом и дефицитными блюдами.