Этот советский фантастический фильм в свое время потряс миллионы зрителей и кинематографистов со всего мира. А еще он вдохновил Джорджа Лукаса на создание саги «Звездные войны». Наша «Планета бурь» вышла на экраны в годы космической гонки СССР и США. Но американцы не просто посмотрели эту кинокартину — они ее дважды присвоили себе и выдали за свою. Звучит как сюжет для детектива? А между тем это реальная история, о которой мало кто знает. Расскажем, как один советский фильм 1962 года стал основой сразу для двух голливудских картин. Причем американцы даже не упомянули, что это переделка.
Советский шедевр из эпохи космической гонки
Чтобы понять масштаб «преступления», нужно вспомнить, что представляла собой оригинальная «Планета бурь». Режиссер Павел Клушанцев создал настоящий прорыв в советской фантастике — фильм о совместной советско-американской экспедиции на Венеру. Представьте себе: 1962 год, самый разгар холодной войны, а наши кинематографисты уже мечтают о сотрудничестве с американцами в космосе!
Премьера состоялась 14 апреля 1962 года — всего через два дня после полета Гагарина. Совпадение? Вряд ли. Страна буквально дышала космосом, и «Планета бурь» попала точно в настроение эпохи.
Сюжет завораживал: международная команда астронавтов отправляется на Венеру, где их ждут невероятные приключения, встречи с динозаврами и загадочными явлениями.
Фильм имел огромный успех не только в СССР. Права на показ купили 28 стран — для советского кино тех лет это была просто фантастика. Но самое интересное началось потом, когда до картины добрались американские дельцы.
Наши спецэффекты, которые опередили время
Теперь самое захватывающее — почему американцы вообще заинтересовались советским фильмом? Дело в том, что Клушанцев создал визуальные эффекты, которые были на годы впереди всего, что умел делать тогдашний Голливуд. Пока американцы снимали космос на картонных декорациях, советский режиссер изобретал настоящие чудеса кинотехники.
Взять хотя бы знаменитые подводные сцены Венеры. Клушанцев снимал их через огромный аквариум с живыми рыбами — получалось ощущение, что герои плавают в инопланетном океане. Кстати, эту же технику потом использовал Джеймс Кэмерон при съемках «Титаника».
А вот еще один невероятный факт: робота Джона играл мастер спорта по борьбе и самбо Борис Прутковский. Оказывается, только тренированному атлету оказалось по силам передвигаться в тяжелом металлическом «доспехе».
Но самое поразительное — это история с ракетой. Во время съемок выяснилось, что модель, созданная для фильма, оказалась слишком похожа на секретную разработку Сергея Королева. Пришлось скрывать ее внешний вид.
Получается, что художники фильма интуитивно угадали, как должна выглядеть настоящая космическая ракета.
А эту машину на воздушной подушке для Клушанцева создавали инженеры ЗИЛа — и на нее очень похож флиппер из «Звездных войн» Лукаса. Только советская машина появилась на экране на 16 лет раньше.
А планетоход обошелся в 400 тысяч рублей — это стоимость 60 автомобилей «Волга». Кстати, снимали всё это великолепие в том же павильоне студии «Леннаучфильм», где позже создавали кулинарные шоу про супы и винегреты.
Даже скафандры оказались пророческими — их дизайном потом воспользовалась отечественная космонавтика, а еще позже Ридли Скотт в «Прометее». Американские продюсеры смотрели на эти кадры и не верили глазам. У них в 1962 году самые крутые фильмы снимались примерно как школьные спектакли, а тут советский фильм, который выглядел так, будто его сняли на десять лет позже. Только об этом почему-то никто не говорит.
Первое присвоение: как Корман украл советскую фантастику
И вот здесь начинается самое интересное. Роджер Корман, известный американский продюсер дешевых фильмов категории B, увидел «Планету бурь» и понял: вот оно, золотое дно! Качественный фильм с потрясающими эффектами, который можно купить за копейки и переделать под американскую аудиторию.
Его студия «Американ Интернешнэл Пикчерз» купила права на прокат, но на этом не остановилась. Корман решил сделать из советского фильма «настоящий» американский. Из картины удалили всю советскую символику, заменили имена актеров в титрах на американские. Например, Георгия Жженова подписали как Курт Боден.
А главное — добавили новые сцены с голливудскими звездами. Кюнну Игнатову, сыгравшую члена экипажа Машу Иванову, вообще вырезали. Вместо нее этого же персонажа, но с именем Марсия, сыграла Фэйт Домерг.
Получился фильм «Путешествие на доисторическую планету», который вышел в 1965 году. Советское происхождение картины тщательно скрывалось — в титрах значились только американские имена. Зрители и критики даже не подозревали, что смотрят переделанный советский фильм.
Самое обидное, что это сработало. Американская версия имела коммерческий успех, а про советский оригинал в США никто не знал. Типичная история того времени: взяли чужое, переделали и выдали за свое.
Второе «присвоение»: как из нашего шедевра сделали дешевую фантастику про амазонок
Но история на этом не закончилась! Корман решил, что одной переделки советского фильма мало. В 1968 году он запустил второй проект — еще более наглый и циничный. На этот раз режиссером стал не кто иной, как Питер Богданович, правда, под псевдонимом Дерек Томас.
Молодой режиссер взял все тот же советский материал и добавил к нему совершенно новые сцены с «венерианскими амазонками». Получился фильм «Путешествие на планету доисторических женщин» — уже не научная фантастика, а кино для мужской аудитории.
Представьте себе: серьезный советский фильм о космических исследованиях превратили в нечто дешевое про соблазнительных инопланетянок. Клушанцев снимал поэтичную историю о человеческом стремлении к звездам, а американцы сделали из нее приманку. Советские кадры с их удивительными спецэффектами теперь перемежались сценами танцующих красоток в бикини.
Самое обидное, что этот «шедевр» тоже имел коммерческий успех. Американские зрители даже не подозревали, что смотрят дважды переделанный советский фильм. А будущий знаменитый режиссер Богданович предпочел не афишировать свое участие в этом проекте — недаром же скрывался под псевдонимом.
Что подтолкнуло американцев к такому некрасивому поступку
Почему вообще американцы решили так нагло присвоить чужой фильм? Причин было несколько, и все они говорят не в пользу голливудской киноиндустрии тех лет.
Во-первых, холодная война. Признать, что советские кинематографисты создали что-то выдающееся, было просто немыслимо. Лучше украсть и выдать за свое, чем допустить, чтобы американская публика узнала о достижениях «красных». Идеологическая борьба была важнее честности.
Во-вторых, банальная жадность. Корман специализировался на дешевых фильмах категории B, и советская картина была для него находкой. Качественный фильм с потрясающими эффектами можно было купить за копейки, добавить несколько сцен с американскими актерами — и готов «оригинальный» продукт.
В-третьих, правовая безнаказанность. Международного авторского права в нашем понимании тогда просто не существовало. Американцы могли делать со студийными фильмами все что угодно — советские режиссеры не могли их даже судить.
Получается, что «Планета бурь» пострадала не только от идеологической борьбы, но и от примитивной алчности. Американские дельцы просто не могли упустить такую возможность — взять чужой готовый шедевр и заработать на нем деньги.
Как наша «Планета бурь» повлияла на всю мировую кинофантастику
Оказывается, влияние «Планеты бурь» на мировой кинематограф было гораздо больше, чем многие предполагают.
Джордж Лукас, создатель «Звездных войн», неоднократно признавал, что советский фильм Клушанцева стал одним из источников вдохновения для его саги, а самого режиссера считал «крестным отцом».
Современные кинообозреватели все чаще говорят о недооцененном вкладе советского кинематографа в развитие жанра научной фантастики. Павел Клушанцев наконец получает заслуженное признание как новатор, опередивший свое время.
Ирония судьбы: фильм, который американцы дважды «украли» и исказили, в итоге оказал огромное влияние на развитие голливудского кино. Только об этом долго молчали — неудобно признавать, что твои главные достижения основаны на чужих идеях.
Сегодня «Планета бурь» воспринимается как классика мирового кинематографа, а история с американскими переделками — как напоминание о том, что талант и новаторство не знают границ. И что иногда лучший способ победить — это просто создать что-то настолько прекрасное, что даже конкуренты не смогут устоять перед соблазном это украсть.