«Большая перемена» по праву считается одним из самых любимых фильмов среди зрителей старшего поколения. Однако он имеет весьма неожиданную предысторию. Ведь изначально эта картина задумывалась отнюдь не как развлекательное кино. Расскажем удивительную историю создания фильма.
Еще до начала съемок фильму придали всесоюзную значимость — по заказу чиновников
В середине 1960-х в СССР прошла масштабная реформа школьного образования. Учебная программа средней школы серьезно усложнилась, особенно в старших классах. Многим ученикам это оказалось не по силам. После 8-го класса они нередко оставляли школу и шли работать или поступали в техникумы.
Чтобы как-то повлиять на ситуацию, Министерство просвещения заказало съемки пропагандистского фильма. Этот фильм должен был убедить подростков заканчивать полную среднюю школу. Вот только достойный сценарий никак не находился.
Несмотря на заказ Министерства, фильма могло и не быть
В основу сценария комедии «Большая перемена» легла автобиографическая повесть Георгия Садовникова «Иду к людям». Там драматург описал свой личный опыт преподавания в школе рабочей молодежи.
Однако, несмотря на актуальность темы, режиссеры «Мосфильма» не спешили экранизировать историю о классном руководителе и его учениках.
Сюжет картины многим казался слишком простым и незатейливым. Но спустя 10 лет после издания автором книги режиссер Алексей Коренев все же взялся за сценарий. И не прогадал.
Сразу после премьеры диалоги героев разлетелись на крылатые выражения. А зрители буквально завалили создателя фильма письмами с восхищением. В «Большой перемене» они узнавали себя и своих руководителей.
Название фильма спешно поменяли из-за недовольства зрителей
Изначально сценарий назывался «Похождения школьного учителя». Новость об экранизации повести сразу опубликовали в газете. Но вдруг советский народ взбунтовался.
Люди тоннами направляли жалобы в Министерство образования. Им категорически не нравилось название киноленты. Тандем из приключений и педагогики казался им несовместимым и неправдоподобным.
«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название „Большая перемена“, потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни», — поделился воспоминаниями оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей.
Режиссер четко знал, каким должен быть главный герой. Почему он отказал в роли Андрею Мягкову
На роль учителя Нестора Петровича пробовались Евгения Карельских,
Константин Райкин и Андрей Мягков. Но всех кандидатов забраковали. В Райкине было слишком много азарта, а Мягков казался чересчур серьезным и лишенным детской непосредственности, которая была так нужна режиссеру.
«С самого начала было принято решение, что главный герой картины — учитель Нестор Петрович — не будет эдаким молодым красавчиком. Задача заключалась в том, чтобы внешне неказистый человек смог завоевать любовь и уважение своих учеников», — отметил Мукасей.
Юрий Кузьменков тоже пробовался на роль учителя, но его Алексей Коренев не хотел упускать со съемочной площадки
Сыграть Нестора Петровича всерьез намеревался и актер Юрий Кузьменков. Но, несмотря на очевидный талант, артисту отказали. По мнению режиссера, он был слишком красив. Но место в фильме ему все же нашлось.
Кузьменков сыграл старосту класса Федоскина. А тем временем режиссер все же нашел идеального актера для главной роли.
Как только Кононов появился на пробах, режиссеру стало сразу все ясно
Когда на пробах появился Михаил Кононов, то сразу стало понятно: вот он — идеальный Нестор Петрович. Взрослый мужчина с той самой непосредственностью, которая и нужна была режиссеру в кадре. Даже коллеги артиста по съемочной площадке отмечали, что он в образе учителя предстает «мужчиной с детским лицом».
Утаенный от режиссера секрет Кононова чуть не стоил ему жизни
Кононов прекрасно справлялся с ролью учителя и работал на съемках в полную силу. Порой даже в обход своих возможностей. Так, артист не признался создателям фильма, что плохо плавает. Когда по сценарию его герою нужно было тонуть, он без раздумий бросился в Волгу.
Все удивлялись, насколько правдоподобно Михаил правдоподобно изображает утопающего. И только Ролан Быков заметив неладное, бросился его спасать. Это была единственная странность, которая приключилась с исполнителем главной роли на съемочной площадке.
Режиссер решил пошутить над героем Кононова и чуть было не попал в опалу
В одной из сцен киноленты «Большая перемена» Нестор Петрович дословно цитирует часть доклада Леонида Брежнева. Шутки ради Алексей Коренев вставил текст генсека в речь героя и чудом избежал проблем после выхода фильма в прокат. Ведь это чистой воды плагиат, за который режиссер мог и поплатиться.
Получилось слишком много блондинок на один квадратный метр
Не обошлось на съемочной площадке и без преображений. Когда стало понятно, что актриса Наталья Гвоздикова будет играть аспирантку Полину, то оказалось, что в киноленте одни сплошные блондинки. Жена Ганжи в исполнении Светланы Крючковой — светловолосая. Учительница русского языка, которую сыграла Наталия Богунова — тоже.
Для органичного кадра решено было покрасить Гвоздикову в брюнетку. Но актриса категорически отказалась. Решение придумала гример фильма.
Гвоздиковой доверили очень ценный инвентарь, который берегли больше золота
Для Гвоздиковой сшили шапочку и темноволосый парик. Сниматься в нем было жарко, но волосы смотрелись очень натурально. Вот только парик был в единственном экземпляре и его берегли, как зеницу ока. От того в кадрах, где актриса катается на водных лыжах задействовали дублершу. Но это была лишь одна из причин.
Сцены в воде с Гвоздиковой могло и не быть, если бы не помощь дублеров
Дублера пришлось пригласить еще и потому, что, несмотря на приглашенных инструкторов, Гвоздикова так и не научилась кататься на водных лыжах. Ее учителями стали мастера спорта, но у Натальи все равно ничего не вышло. В итоге ее снимали только на крупных планах и стояла она на специальной подставке.
Режиссер нашел в фильме место для своих друзей и родственников
Когда Алексей Коренев снимал сцены с массовкой, он активно прибегал к помощи близких. Так, его старшая дочь сыграла женщину с ребенком, а младшая появилась в эпизоде с библиотекой. А задние парты в школе и вовсе были отданы друзьям и приятелям режиссера.
Збруев не справился с музыкальной сценой и ему срочно пришлось искать замену
Нашлось в фильме место и импровизации. По сценарию в «Большой перемене» у Ганжи была прописана музыкальная сцена, но сыгравший героя Александр Збруев не впечатлил режиссера своими вокальными данными, а потому его заменили романсом в исполнении Светланы Крючковой.
О том, что актриса прекрасно поет, Коренев узнал случайно — проходя мимо ее гостиничного номер. Тогда было принято решение написать под нее песню «Черное и белое».
Юрий Кузьменков стал героем киноляпа из-за халатности на съемках
Монтаж киноленты не обошелся без киноляпов. Одним из самых явных стала рука Ганжи. В одних сценах она забинтована с левой стороны, в других — с правой. Создатели фильма решили не исправлять ошибку, поскольку пришлось бы восстанавливать декорации и возвращаться на шинный завод в Ярославль, а с ним и так было много проблем.
Съемки на шинном заводе в Ярославле оказались под угрозой срыва из-за местного охранника
По сценарию герой Александра Збруева работал на заводе. Для достоверности было решено поехать снимать одну из сцен на настоящую фабрику в Ярославле. Вот только охранник предприятия не поверил, что члены киностудии и правда заявились в цех.
Он отказывался пропускать их на территорию и прекращал любые переговоры с Роланом Быковым, Михаилом Кононовым и Александром Збруевым, пока не узнал одного из актеров — Савелия Крамарова.
Неожиданно в фильме поменялась и школа
Помимо настоящего шинного завода, в фильме были задействованы и другие реальные объекты. Одним из таких стала столичная школа, которая породила еще один киноляп.
Это хорошо видно в сцене, где учитель приходит на работу в свой первый день. Окна в школе квадратные, а дверь массивная. Вот только когда герой стоит уже внутри школы, так дверь уже не глухая, а застекленная. Да и окна там не квадратные, а арочные.
Сценарий пришлось изменять прямо на ходу из-за неожиданной реакции руководства СССР
Культовый фильм «Большая перемена» первоначально задумывался всего лишь двухсерийным. Однако после просмотра отснятого материала руководство «Мосфильма» приняло решение увеличить хронометраж до четырех серий. Из-за этого пришлось в срочном порядке дописывать сценарий уже в процессе съемок.
Так в ленте появился тот самый эпизод, где Леднев засыпает под звуки «третьей части приключенческой радиоповести «Битая карта» и во сне повторяет школьную программу. Виной тому стал сценарист Георгий Садовников.
За день до съемок он прочитал статью об особой методике усвоения информации во время сна. И тут же предложил добавить это в фильм режиссеру Александру Кореневу.
Съемки «Большой перемены» закончились 6 апреля 1973 года. Итог получился ярким, жизнерадостным и по-настоящему вдохновляющим. Это была кинолента о взрослении, дружбе и первой любви.