От культового Буратино до дочери миссис Даутфайр — их детские роли стали билетом в славу и ловушкой одновременно. Эти дети-актеры пытались сбросить амплуа «вечного ребёнка», но так и остались в нем, лишившись ролей. Вот 6 наших и зарубежных артистов, которые прославились в детстве, а во взрослом возрасте стали не нужны в кинематографе.
Маленькая звезда из фильма «Белые росы» Юлия Космачёва так и не выросла из своей роли
Первоклассница Юлия Космачева снималась по 12 часов в день, зарабатывая больше родителей, но мечтала о блокноте за 4 копейки. А в 8 лет она стала всесоюзной знаменитостью, сыграв Галю в фильме «Белые росы» — дочь героя Караченцова.
За четыре года Юля снялась в 11 лентах, включая культовые «Сказки старого волшебника», где самостоятельно придумала танец для Красной Шапочки. Но к 12 годам карьера рухнула, и причин тому было несколько.
Режиссёры отмечали: Юлия теряла «кинематографичность» по мере взросления. Её детская непосредственность, которая покоряла зрителей в ролях 6-летних героинь, стала помехой для подростковых образов.
«Она больше не „цепляет“ камеру — обычная девочка», — сказал оператор на пробах для нового проекта 1987 года. Больше ей не предлагали роли в кино.
В начале 90-х Юлия, мечтавшая о Щукинском училище, под давлением матери поступила на журналистику.
«В кино тогда царила чернуха, а я не хотела играть маргинальных персонажей», — вспоминала она позже.
При этом её телевизионные проекты на белорусском ТВ стали неожиданным творческим прорывом: в программе «Столичный хит» она импровизировала с гостями, а в пилоте детского шоу «Тропинка» совмещала роли сценариста и ведущей.
В середине декабря 2000 года Юлия получила предложение от «Беларусьфильма» на роль в ностальгическом проекте о советском детстве. Возможно, это могло стать возвращением Космачевой в кинематограф, но ее жизнь оборвалась.
Дмитрий Иосифов: как Буратино «застрял» между детством и взрослой жизнью
Дмитрий Иосифов в 10 лет стал символом советского детского кино, сыграв Буратино. Но слава обернулась ловушкой: в школе его дразнили «деревянным мальчишкой», а в 17 лет рост актера составлял всего 158 см — режиссеры видели в нем лишь «вечного ребенка».
Во ВГИКе Иосифов скрывал свое прошлое, играя трагические роли вроде Николая Ростова, чтобы доказать: он не кукла из сказки. Но даже диплом не помог — в 1990-х киноиндустрия рухнула, а взрослые роли сводились к эпизодам вроде «милиционера в аэропорту» или «деда» в армейской драме «Караул». Большего потенциала режиссеры в Иосифове как будто и не видели.
Финансовая реальность перечеркнула актерские амбиции. Зарплата в театре тогда была $2, рекламные ролики — $200. Иосифов выбрал выживание: снимал ролики для Tefal и Panasonic, работал тамадой на вечеринках, ставил реалити-шоу «Последний герой».
Парадокс в том, что даже став успешным режиссером («Екатерина», «Диверсант. Крым»), Иосифов остался для зрителей тем самым мальчишкой с длинным носом. В 42 года Дмитрий сыграл эпизод в сериале «Чемпион мира», но даже там его герой — тренер, которого подопечные дразнят «Буратиной».
Джонатан Липники: «мальчик из „Джерри Магуайра“» потерял Голливуд, но нашёл себя
В 6 лет Джонатан пленил зрителей своей искренностью в «Джерри Магуайре», а в 10 уже озвучивал мышонка Стюарта в блокбастере Спилберга. Но к 18 его карьера напоминала американские горки: кастинг-директоры видели в нём только «того самого ребёнка», а взрослые роли уходили к другим.
«Я стал плохим актёром, — признавался Липники. — Детская харизма исчезла, а учиться пришлось с нуля».
Его попытки вернуться в 2000-х напоминали бег по кругу: сотни проб, эпизоды в сериалах вроде «C.S.I.: Место преступления» и роль «парня из толпы» в независимом триллере.
Джонатан не сидел сложа руки. Он бросил Лос-Анджелес ради изучения кинопроизводства, но даже диплом не смог переломить шаблон.
«Мне предлагали играть 16-летних, когда мне было 28», — вспоминал Липники.
Переломным стал 2015 год — актёр переехал в Оклахому, сменил амплуа на преподавателя актёрского мастерства и… стал чемпионом по бразильскому джиу-джитсу.
«Спорт дал то, чего не дало кино — уверенность, что я могу расти», — объяснял он в интервью.
Он вернулся в индустрию через продюсирование, основав компанию Buffalo 8, которая снимает фильмы о проблемах ветеранов. Его история не о провале, а о системе киноиндустрии, где лишь 3% детей-актёров переживают пубертат на экране. Липники не стал исключением, но нашёл свободу за кадром.
Джейк Ллойд: как «мальчик со световым мечом» остался без ролей в Голливуде
В 1999 году 8-летний Джейк Ллойд стал лицом новой эры «Звёздных войн», сыграв юного Энакина Скайуокера. Но к 12 годам он объявил об уходе из кино, заявив, что «больше не хочет быть куклой напоказ». За четыре года карьеры Ллойд успел сняться лишь в пяти проектах, включая рождественскую комедию с Арнольдом Шварценеггером.
В «Звездных войнах» критики называли его игру «деревянной», а фанаты дразнили звуками светового меча в школе — но главной проблемой стал «эффект заморозки». Голливудские кастинг-директоры видели в нём только «того самого ребёнка из космической саги».
Когда подросток попытался вернуться в профессию, предложения сводились к эпизодам в низкобюджетных фильмах. Парадоксально, но сам Джордж Лукас, открывший ему дорогу в кино, позже признался: «Дети-актёры — как кометы. Их яркость кратковременна».
В 15 лет Ллойд, рост которого едва достигал 160 см, прошёл пробы на роль подростка-гения в сериале «C.S.I.», но получил отказ с формулировкой:
«Вы выглядите на 10 лет — зрители не поверят».
Ллойд пробовал перейти «по ту сторону камеры» — основал продюсерскую компанию Pumpkin Pact, изучал режиссуру в Колумбийском колледже Чикаго. Но в итоге у него начались проблемы с ментальным здоровьем — от карьеры в киноиндустрии пришлось отказаться навсегда.
Дэнни Ллойд сыграл в «Сиянии» с Джеком Николсоном и растворился в обычной жизни
В шесть лет Дэнни Ллойд стал лицом одного из самых мрачных фильмов в истории — кубриковского «Сияния». Его пронзительный взгляд и шёпот «Redrum» вошли в поп-культуру, но уже к 14 годам актёр навсегда исчез с экранов. И причин тому было несколько.
Родители Ллойда, изначально отправившие его фото на кастинг «ради шутки», после успеха картины не стали погружать сына в голливудскую круговерть.
«Это был разовый опыт, как поездка в Диснейленд», — объяснял позже Дэнни.
Интересно, что мальчик даже не подозревал, что снимается в хорроре — Кубрик убедил его, что это «история про семью в отеле». Настоящий сюжет Ллойд узнал лишь в 10 лет, посмотрев урезанную версию фильма. \
После «Сияния» была лишь одна роль — юный Гордон Лидди в телепроекте 1982 года. Кастинг-директоры не видели в Дэнни потенциала для взрослых амплуа, а отсутствие агента и связей в индустрии закрыло двери студий. «К 14 я понял: это не моё», — вспоминал он.
Парадоксально, но Ллойд не бежал от прошлого — в 2019-м он согласился на камео в сиквеле «Доктор Сон», сыграв… отца другого «сияющего» ребёнка. Это стало символичным жестом, но не попыткой вернуться в профессию.
С 2007 года Дэнни — преподаватель биологии в колледже Кентукки, где ведёт занятия с ироничной самоиронией: «Представьте, ваш учитель когда-то разъезжал по отелю на трёхколёсном велосипеде».
Ллойд выбрал тихую жизнь на ферме с женой и четырьмя детьми, доказав: можно быть легендой кино, даже сыграв всего один раз.
Лиза Якуб: как «девушка из „Миссис Даутфайр“» осталась без взрослых ролей
Лиза Якуб, сыгравшая старшую дочь в культовой комедии «Миссис Даутфайр», к середине 2000-х оказалась в списке актрис, чьё амплуа «застряло» в подростковом возрасте.
Её фильмография после 16 лет — это череда попыток вырваться из образа «умной девочки из приличной семьи», но Голливуд упорно видел в ней только Лидию Хиллард. Даже в 19 лет Якуб продолжала получать роли 14-летних: в проекте «Королевские дневники» (2000) она изображала инфанту Изабеллу, хотя разница в возрасте с персонажем составляла пять лет.
Кастинг-директоры словно не замечали, что актриса взрослеет. В «Прогулке по Луне» её героине Мире — 17, но сценарий сохраняет инфантильные черты. Голливуд не предложил ей ни одного взрослого драматического персонажа. В то время как её ровесницы вроде Кирстен Данст переходили от образов «девочек-соседок» к сложным ролям («Вечное сияние чистого разума»), Лиза оставалась запертой в рамках 1990-х.
«Она могла бы стать отличной характерной актрисой, но её имя ассоциировалось с другим поколением», — отмечал режиссёр Майкл Катлиц.
Интересный нюанс: даже внешность сыграла против Якуб. Её хрупкое телосложение и «кукольные» черты в 20 лет выглядели подростково, что сужало диапазон ролей. Лиза не стала ждать милости от кастингов и в 22 года ушла из кино, сменив актёрство на писательскую карьеру. Её мемуары «Ты похожа на ту девчонку» стали ироничной точкой в истории:
«Я поняла, что не хочу вечно быть „той самой Лидией“ — пора стать собой».