В советском кино есть незабываемые героини, которых объединяет одно обстоятельство — каждую бросил любимый человек. От колхозницы Шуры в «Здравствуй и прощай» до трепетной Ларисы Огудаловой в «Жестоком романсе» — все они пережили момент, когда мужчина сделал выбор не в их пользу.
Но удивительно другое: как по-разному эти героини справлялись с ударом судьбы. Одни превращали боль в созидательную силу, другие ломались под тяжестью обстоятельств, третьи находили неожиданные способы мести или самопожертвования. Разбираем самые пронзительные судьбы брошенных героинь советского экрана.
Шура из «Здравствуй и прощай»
Колхозный плотник Митька год назад уехал в город искать «смысл жизни», бросив жену Шуру с тремя детьми. Вернувшись, он встречает холодный прием — семья не простила предательства. А у Шуры тем временем появляются три поклонника: милиционер Буров, шофер Васька и брат колхозника.
Умная женщина назначает всем встречу одновременно у реки — остроумная месть за мужское легкомыслие. Буров все же признается ей в чувствах после просмотра индийского фильма в сельском клубе, и начинается новая жизнь. Но Митька вмешивается, заявляя милиционеру, что тот разрушает «ячейку общества». Буров дает слово больше не встречаться с замужней женщиной, жертвуя счастьем ради мужской солидарности.
Митя пытается вернуться в семью, но Шура заявляет, что не любит его и раньше не любила — просто не знала этого. Финал символичен: главная героиня с тремя детьми месят глину ногами, запевая песню. Это метафора женской стойкости — способности строить новую жизнь своими руками, несмотря на предательство и общественные предрассудки.
Лариса Огудалова — «Жестокий романс»
Красивая, умная, получившая прекрасное воспитание Лариса имеет массу поклонников, но никто не хочет брать в жены бесприданницу. От отчаяния она принимает предложение мелкого почтового чиновника Карандышева. Но в город возвращается богатый купец Паратов, в которого Лариса влюблена.
Встреча вновь разжигает чувства, но Паратов сообщает о предстоящей свадьбе по расчету для поправки материального положения. Для него, как и для других мужчин, «недурно с такой барышней в Париж на выставку прокатиться», но жениться он не собирается.
После связи с ним репутация молодой Ларисы окончательно погублена в обществе, где все продается и покупается. В решающий момент, когда девушка ждет объяснения с любимым, он отказывается от нее.
Трагедия Ларисы — это судьба женщины, знающей себе цену в мире, где ее достоинства ничего не стоят без денег. Идти замуж за Карандышева она не готова — ничего, кроме отвращения, к нему не испытывает. В столкновении с миром, где правят деньги, Огудалова гибнет, не в силах ему противостоять.
Катерина Тихомирова — «Москва слезам не верит»
Первая же любовь обернулась для Кати Тихомировом ударом. Рудольф, узнав всю правду о простой девушке, порвал с ней. Даже когда она сообщила ему о беременности, это ничего не изменило. Самовлюбленный и эгоистичный Рудик ушел от Кати по осенней парковой аллее.
Так главная героиня осталась одна, но не позволила себе быть слабой. Катерина направила всю энергию на карьеру и воспитание дочери. Она стала воплощением нового типа советской женщины — успешного руководителя.
В эпоху, когда женщины-начальницы были редкостью, Тихомирова построила карьеру вопреки обстоятельствам. Она не ожесточилась после того, как ее бросил мужчина, а трансформировала переживания в силу. Работа для нее стала не только способом заработка, но и самореализации, доказательством собственной ценности. Своей дочери Саше она на своем примере показала, как можно справиться с жизненными трудностями в одиночку.
Уже когда Тихомировой было около 40, она вновь встречает того самого Рудольфа. И, как ни странно, благодарит его за то, что когда-то он ее бросил. Но сразу дает понять: на большее он не имеет права рассчитывать на что-либо, в том числе и на общение с дочкой.
В тот же период Катерина получила долгожданное счастье — со слесарем Гошей. И этого мужчину она считает наградой за то, что тогда, в ситуации с Родионом, не сломалась.
«Как же долго я тебя ждала», — говорит героиня, пока Георгий ест сваренный ею борщ.
Екатерина считает Гошу заслуженной наградой за свою стойкость, за труд и умение ждать. Да, сегодня много споров о том, уж так ли хорош этот Гога. Но, кажется, в то время это была нормальная модель отношений. Главное, что Катя счастлива и больше не чувствует себя «брошенкой».
Раиса Захаровна — «Любовь и голуби»
Василий перечеркивает свой многолетний брак, когда лечит «органы движения» на курорте. Именно там он заводит роман с элегантной городской дамой Раисой Захаровной. А жена Надюха и дети вмиг забываются.
Раиса воплощает образ «другой женщины» — утонченной, образованной, не обремененной бытом. В отличие от Нади, Раиса умеет красиво одеваться, интересно говорить и создавать атмосферу праздника. Она кажется воплощением мечты простого сельского механика о красивой жизни. Но за внешним лоском скрывается тотальное одиночество. Именно оно заставляет зрелую женщину цепляться за случайного мужчину как за последний шанс на счастье. Раиса искренне верит в их будущее, обустраивает быт, планирует совместную жизнь.
Противопоставление двух типов женственности — домашней и «светской» — оборачивается жестокой иронией судьбы. Когда Василий понимает цену разрушенной семьи и возвращается к жене, Раиса остается у разбитого корыта. Она потеряла мужчину, за которого боролась, и вернулась к прежнему одиночеству, но уже с разбитыми надеждами.
Медсестра Лида — «Забытая мелодия для флейты»
Леонид Филимонов, мелкий чиновник из министерства, встречает простую медсестру Лиду. Она становится для него глотком свежего воздуха в мире казенщины и формальностей. Искренняя, непосредственная женщина дает ему почувствовать себя живым человеком, а не функцией в государственной машине.
Их роман — это побег от серой реальности в мир настоящих чувств. Лида не требует от него регалий и статуса, она любит его таким, какой он есть. Но когда приходит время выбора между искренним чувством и привычной статусной жизнью, Леонид выбирает последнее. Он бросает Лиду, возвращается к супруге и к прежнему существованию, предав любовь ради социального положения.
Даже когда вскоре после разрыва Лида буквально возвращает его с того света во время сердечного приступа, он не делает ничего, чтобы остаться с ней. Лида лишь на мгновение становится его ангелом-спасителем, а потом вновь возвращается в статус брошенной женщины и удаляется из его жизни.
Ее история отозвалась многим зрительницам, которые полюбили женатых мужчин и тем самым обрекли себя на такие испытания.
Нина и Алла — «Осенний марафон»
В «Осеннем марафоне» брошенными оказываются сразу две героини. Нина — терпеливая жена переводчика Андрея Бузыкина. Она знает, что у него есть роман на стороне, но годами ждет, когда муж наконец определится с жизненными приоритетами. Алла — его любовница, которая надеется на его развод и официальный брак с ней.
Обе женщины стали заложницами мужской нерешительности. Бузыкин — типичный интеллигент, который не может сделать выбор между семьей и страстью. Он мечется между женщинами, обманывая обеих и в итоге разрушая жизнь каждой.
Нина устала от недосказанности и фальши в отношениях, но продолжает верить в возможность изменений. Алла готова ждать, пока он решится на развод, жертвуя своими годами ради призрачной надежды.
Вся драма в том, что обе женщины заслуживают большего, чем получают от нерешительного мужчины. Финал жесток: обе остаются ни с чем, потеряв годы на несостоявшиеся отношения. Бузыкин же продолжает свой «осенний марафон» — бесконечный бег по кругу без цели и результата, оставляя за собой сломанные женские судьбы.
Анна — «Сладкая женщина»
Анна Доброхотова (Наталья Гундарева) из деревни переехала в город и работает на кондитерской фабрике. Знакомство со студентом-медиком Лариком оборачивается беременностью, которую она сохраняет только из меркантильного интересе — для получения отдельной квартиры. Ни сын, ни отец ребенка Анне не нужны — важна лишь обеспеченная жизнь.
Проходит несколько лет. Брак с фронтовиком Николаем Егоровичем, готовым усыновить мальчика, мог бы все изменить, но материальные запросы женщины растут. Николай не выдерживает ее мещанства и бросает ее, оставив записку «ухожу».
Во второй раз «сладкую» Анну отвергает Тихон в исполнении Олега Янковского. Сначала он пугается ее богатой квартиры: «Богато жить привыкла. Со мной богато не получится». Затем окончательно выгоняет из полуразрушенного дома, поняв, что для Анны он не человек с уникальной душой, а лишь «подходящий» мужчина.
В 42 года она остается одна не из-за внешних обстоятельств. Мужчины отворачиваются от главной героини потому, что она не умеет воспринимать их как личностей. Для нее все поклонники, ухажеры и партнеры — лишь средство для улучшения жизни.
Галя — «Ирония судьбы»
Галя проводит Новый год в одиночестве, став брошенной невестой из-за нелепой случайности. Ее жених Женя по ошибке улетает в Ленинград и встречает там Надю. Галя — практичная москвичка, которая планировала размеренную семейную жизнь, внезапно оказывается отвергнутой ради незнакомки из другого города. Для нее это совершенно неожиданный удар, поскольку она только что получила «гарантии» от Жени — предложение стать его супругой.
У Нади есть Ипполит, но знакомство с Женей переворачивает ее жизнь полностью. Она вынуждена выбирать между абсолютно привычными отношениями с предсказуемым Ипполитом и внезапно вспыхнувшей страстью к случайному гостю. Контраст между героинями очевиден: Галя олицетворяет практичность и расчет, Надя — романтичность и спонтанность.
Интересно и то, что именно женщины принимают ключевые решения в этой истории, а мужчины лишь следуют за развитием событий.
Лида — «Не могу сказать прощай»
Сергей провел с Лидой одну ночь, но женился на другой — Марте. Лидия же полюбила с первой встречи и тяжело переживала его выбор в пользу разлучницы. История могла бы закончиться типично, если бы не трагедия: Сергей получил тяжелую травму и остался прикован к постели. Марта не выдержала испытания и бросила мужа, когда он больше всего нуждался в поддержке.
Лида узнает о беде и принимает решение, которое характеризует ее как человека исключительной нравственной силы. Она бросает все в городе и едет к любимому, отказавшись от предложения другого мужчины — Василия. Находит Сергея в состоянии глубокого отчаяния, готового свести счеты с жизнью.
В момент, когда он предлагает ей лекарство для этой цели, Лида просит оставить половину для себя — не из желания умереть, а чтобы показать: она не оставит его одного ни в жизни, ни после нее. Эта жертвенная любовь побеждает: история заканчивается рождением ребенка как символом новой надежды для двух судеб.