В СССР его любили миллионы. Почему Яака Йоалы пропал и что не так с его хитом «Лаванда»

Вика Пилипенко,
редакция Femmie

Ему было отвратительно все, что он делал.

«Хвост кометы» / ТВС

Яак Йоала — один из самых популярных музыкантов Советского Союза. Многие наверняка помнят его песни «Подберу музыку», «Лаванда» и многие другие. Но с распадом СССР Йоала навсегда покинул сцену. Рассказываем историю эстонского певца, куда он пропал и почему решил бросить карьеру, несмотря на народное признание.

С самого начала проявлял свой характер

То, что Йоала окажется на сцене, было предрешено чуть ли не с рождения. Его мать была директором Эстонской государственной филармонии, отец тоже увлекался музыкой — поэтому было решено отдать мальчика на учебу по классу флейты.

Впрочем, ни музыкальная школа, ни училище, куда парень затем поступил, ему не особо нравились. Он любил другое: в то время в Советский Союз начали попадать пластинки Beatles — и Яак увлекся рок-музыкой. Парень собрал ансамбль, с которым выступал на локальных концертах.

«Хвост кометы» / ТВС

Руководство музыкального училища этого не одобряло, и Йоалу поставили перед выбором: либо выступления с группой, либо продолжение учёбы. Разумеется, независимый по характеру парень выбрал первое и отчислился.

На родине его не любили

После армии Яак стал штурмовать музыкальные конкурсы — примерно по пять каждый год. На сцене, правда, он пел не рок, а вполне типичную эстрадную музыку. И всё равно мужчина с трудом вписывался в конкурсные стандарты. Длинные волосы, раскрепощенное поведение — всё это приводило к тому, что выступления музыканта часто вырезали из телеэфиров.

Но Йоала покорял зрителей и жюри невероятной харизмой и проникновенным голосом. Неудивительно, что талантливый музыкант то и дело получал премии и награды.

«Хвост кометы» / ТВС

Но существенный толчок его карьере дала победа на Международном песенном фестивале в Польше, масштабы которого в 1970-х годах были сопоставимы с нынешним «Евровидением». Выступление Яака настолько ошеломило публику, что английский продюсер даже звал музыканта переехать в Лондон. Правда, певец решил отказаться.

«Хвост кометы» / ТВС

С тех пор без Йоалы не обходился ни один крупный концерт, с ним сотрудничали известнейшие композиторы, каждый год он бывал на «Голубом огоньке». Но вот в родной Эстонии его не очень любили.

В прессе Яака пренебрежительно называли «Кремлёвским соловьём». Не уважала его Государственная филармония и Министерство культуры. Им было неприятно, что такой видный эстонский музыкант колесит по всему СССР, но редко выступает на родине.

«Я этой филармонии дал столько денег, что они должны были понять: гораздо выгоднее, если я буду выступать по всему Союзу», — недоумевал спустя годы Йоала.

Дуэт с Софией Ротару стал громким событием в его карьере

Накануне нового 1986 года вся страна услышала композицию «Лаванда» — пожалуй, крупнейший хит как у Йоалы, так и у Ротару. Альбом с этой песней разошелся тиражом в более миллиона копий.

Примечательно, что такую успешную песню музыканты исполнили совместно только раз — на «Новогоднем огоньке», где и состоялась премьера. Но запись этой передачи крутили по телевидению так часто, что казалось, будто Ротару и Йоала ещё не раз встречались, чтобы исполнить композицию.

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД/YouTube

Но стоит сказать, что самому Йоале песня категорически не нравилась.

«Разве можно такое слушать? Я это давно забыл и выбросил из головы», — возмущался певец спустя более чем десять лет.

Сам ушел со сцены

Несмотря на успех не только в СССР, но и за рубежом, с течением времени Йоала ощущал всё больший внутренний диссонанс между тем, что он делает, и тем, что ему нравится. Поэтому в конце 80-х он внезапно отказался от любых новых проектов, а сразу после распада Советского Союза и вовсе перестал выходить на сцену.

«Отец до сих пор говорит: это свинство — с таким голосом и материалом — и не петь. А я не хочу! Ну что я могу сделать? Не хочу», — рассказывал музыкант уже в нулевых.

Яак понимал, за что его любят зрители, но продолжать заниматься эстрадной музыкой он не хотел: ему всегда были ближе другие жанры, другие направления.

«Если бы я продолжил заниматься музыкой, у меня был бы один выход: продолжать петь такие же дурацкие песни. Поэтому я и ушёл», — объяснял он.

«Хвост кометы» / ТВС

Некоторое время Йоала преподавал в таллинском музыкальном училище — том самом, которое в свое время не закончил. Еще он продюсировал молодых музыкантов, однако позднее отказался и от этого.

Ближе к концу девяностых по стране прошёл слух, что Яак уехал жить на хутор вдали от столицы. Как оказалось, ничего подобного не было: эту версию придумал сам музыкант, чтобы отвадить от себя излишнее внимание прессы и поклонников. Сам же он до самой смерти жил в Таллине.

Под конец жизни замкнулся в себе

В свои последние годы Йоала замкнулся в себе, и даже с близкими друзьями почти перестал общаться. К старости у музыканта обнаружились проблемы со здоровьем: в период с 56 до 62 лет мужчина перенёс три инфаркта.

«Хвост кометы» / ТВС

Сосед Яака вспоминал слова музыканта, который тогда выглядел очень подавленно:

«Знаешь, сон какой-то странный приснился. Будто заходят ко мне в квартиру Урмас Отт и Джимми Хендрикс! Улыбаются, берут за руку и уводят за дверь. Я сразу проснулся. Вот пытаюсь понять, что бы это значило. Предчувствие очень нехорошее».

На следующий день Йоала скончался.

Хотя карьера Яака Йоалы складывалась удачно, на протяжении всей жизни его мучили внутренние конфликты. Конечно, нельзя обвинять его в уходе из музыки: это был смелый шаг — отказаться от творческой карьеры и народной любви. Но это не мешает спустя десятки лет с теплотой вспоминать о его музыке.

98
4
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook