Он сбежал от тренера и команды сразу после чемпионата мира и попросил политического убежища в США. На родине его назвали предателем и объявили в уголовный розыск, а он вернулся и не получил срок. Рассказываем, как сложилась судьба Александра Могильного — первого хоккеиста, который решился на побег из СССР.
Сбежал из СССР и попросил политическое убежище в США
Александр Могильный родился в феврале 1969 года в Хабаровске. Он рос активным ребенком, поэтому родители решили отдать сына в спорт. Так мальчик попал в местный хоккейный клуб «Юность». Он делал большие успехи в хоккее и буквально влюбился в свое увлечение.
В 1986 году Александр стал играть за ЦСКА, а к своим 20 годам считался одним из лучших хоккеистов в стране. Он трижды одержал победу в чемпионатах СССР с 1987 по 1989 годы, выиграл Олимпийские игры в 1988 и стал чемпионом мира в 1989 году в составе сборной СССР.
В 1988 году на очередных выездных соревнованиях к Александру подошел глава скаутской службы хоккейного клуба НХЛ «Баффало Сэйбрз» Дон Люс. Он дал спортсмену свою визитку и предложил перебраться за океан, чтобы играть за их команду.
Тогда эмиграция в СССР была под негласным запретом, поэтому Александр не сразу принял решение. Он понимал, что Кубок Стэнли ценится в мире хоккея едва ли не важнее олимпийского золота, и у него есть возможность туда попасть. Кроме этого Могильный начал задумываться и о материальном положении. Хоть в СССР он был одним из самых лучших игроков, но на тот момент у него даже не было однокомнатной квартиры в Москве. Хоккеист жил в гостиницах и на клубной базе.
«Мне страшно себе представить, что было бы, если б я этого не сделал! Нет, по советским меркам, у меня все было нормально. Но мне хотелось большего. Я видел, какое здесь отношение к старшим товарищам, понимал, что со мной будет, когда дойду до этого возраста. Заканчивая карьеру, они оставались ни с чем. Меня это не устраивало», — признавался однажды спортсмен.
Через год после предложения Могильный воспользовался той самой визиткой, связался с Доном Люсом и попросил его о помощи. Тот вместе с генеральным менеджером клуба Джерри Миханом в кратчайшие сроки организовал побег спортсмена.
В мае 1989 года Александр в свой единственный выходной, который ему дали после победы сборной СССР на первенстве планеты в Стокгольме, взял билет в один конец и оказался в США. До Могильного так не делал никто.
На родине поступок хоккеиста расценили как предательство и даже завели на него уголовное дело. За Могильного взялось КГБ, поэтому спортсмену пришлось просить у Америки статус политического беженца.
«Я уезжал из Москвы нищим человеком. Ладно, был бы олигарх — наворовал денег и свалил. Но у меня-то все иначе. Я был натуральный нищий!» — не жалел о своем выборе хоккеист даже много лет спустя.
Осуществил свою мечту и взял кубок Стэнли
Несмотря на подписанный контракт с «Баффало», Могильный в США оказался в затруднительном положении. Он опасался КГБ, сильно нервничал и потому первый год не мог играть в прежней форме. Вся семья Александра осталась в СССР, а у него обратной дороги не было.
Уже после двух сезонов в НХЛ Могильный освоился и взял себя в руки. Он стал лидером клуба, попал в сборную «Всех звезд» и в 2000-м году осуществил свою давнюю мечту — заполучил Кубок Стэнли.
Постепенно жизнь мужчины наладилась. Его побег стал первым звеном в цепочке последующего оттока хоккеистов из СССР за границу. И хотя Александр не помнит, когда он заработал свой первый миллион, момент беспечности навсегда остался в его памяти. К тому моменту у него была высокая зарплата и спортсмен уже ни в чем себе не отказывал. Правда деньгами Могильный распоряжался с умом.
«Брал кредит на стройку. Что ж не взять кредит — если платить надо три с половиной процента в год? Только идиот все отдаст кэшем сразу. А так свободные деньги можно с умом во что-нибудь инвестировать», — рассказывал спортсмен.
Вернулся на родину и осел в Хабаровске
Спортивную карьеру Александр закончил в 2006 году и с тех пор не любит вспоминать о былых успехах. Могильный редко общается с журналистами и не ведет соцсети. А если и удается взять у него интервью, то мужчина отмечает, что Америка его совсем не изменила. Все его мысли заняты Россией, где живет он сам и его близкие.
После громкого побега хоккеист впервые вернулся на родину в середине 90-х и оформил себе двойное гражданство. Здесь же он стал заниматься бизнесом и вести деятельность в Хабаровске в рамках хоккейного клуба «Амур».
«В том районе, где вырос, я сейчас бываю очень редко. Часть сердца осталась там. Старые друзья, начало хоккейной карьеры. Но я ненавижу оглядываться назад», — признавался Александр.
Подробностями своей личной жизни Могильный не делится. Известно только, что он давно женат и него двое взрослых детей. Зато Александр не прочь поделится секретом своей счастливой жизни. Мужчина уверен, что все деньги нужно вкладывать в себя — здоровье, образование, развитие и инвестиции.
«Что я видел, когда играл? Ничего! Рутина — тренировки, игры, снова тренировки. Переезды. Личной жизни или мало, или вообще отсутствует. А сегодня живу размеренно, не торопясь. Хватает времени на все», — отмечал Могильный.