Фильм «Профессионал», премьера которого состоялась в 1981 году, у себя на родине во Франции до сих пор считается одним из самых сильных и захватывающих боевиков. Большая заслуга в этом принадлежит исполнителю главной роли — знаменитому французскому актеру Жан-Полю Бельмондо. Кроме того, немалую роль сыграла прекрасная музыкальная тема «Chi Mai», написанная Эннио Морриконе. Почему Бельмондо отказался от каскадеров, как в фильме оказался настоящий бандит и какой на самом деле конец должен был быть у фильма?
В романе описаны события, реально происходившие во Франции
В основе драматического триллера режиссера Жоржа Лотнера «Профессионал» лежит роман британского писателя Патрика Александера «Смерть зверя с тонкой кожей», написанный в 1976 году.
По книге, «европейская» часть истории происходит в Великобритании, в Лондоне. Но сценаристы Жак и Мишель Одиар решил переместить действие к себе на родину во Францию. Причем на это у них были довольно веские причины.
Как оказалось, в романе Александера в завуалированной форме описаны реальные события, происходившие не в Англии, а как раз во Франции. В частности, именно французское правительство во главе с премьер-министром Жискар Д’Эстеном, поддерживало дружеские отношения с центральноафриканским диктатором Бокассой (в картине — с Н’Джалой, президентом республики Малагави).
Кроме того, в фильме упоминается строительство атомной станции в Малагави. На самом же деле, речь шла о совместной разработке урановых месторождений в ЦАР на выгодных для Франции условиях.
Есть и другие совпадения. Во-первых, Н’Джала, как и Бокасса, по воинскому званию полковник. А, во-вторых, Бокасса после свержения своего режима жил в замке под Парижем, что и показано в картине.
Кстати, несмотря на то, что флаг Малагави вымышленный (его можно увидеть во дворце Н’Джалы и на машине солдат), его цвета полностью соответствуют флагу ЦАР — зеленый, желтый, красный и синий.
«Мне очень повезло, что нашлась эта книга»
Главная роль в фильме с самого начала предназначалась для знаменитого французского артиста Жан-Поля Бельмондо.
«Мне очень повезло, что нашлась эта книга «Смерть зверя с тонкой кожей». И повезло, что Жак Одиар с Жоржем Лотнером проделали солидную работу и сняли сильный фильм с очень хорошими диалогами и персонажами», — вспоминал Бельмондо.
По сценарию, герой Бельмондо — суперагент Жосслен Бомон, отправляется в африканскую страну Малагави с заданием убрать местного диктатора Н’Джала. Однако за время его миссии французское правительство полярно меняет свои отношения с диктатором и в качестве «подарка» выдает Жосслена африканским властям.
После пыток и допросов под наркотиками Бомона приговаривают к длительному сроку заключения в «исправительном лагере». Но он умудряется сбежать и возвращается в Париж.
Вскоре герой Бельмондо сообщает своим бывшим руководителям о том, что намерен честно выполнить данное ему родиной задание. А поскольку их это не устраивает, то на Бомона начинается охота.
«Я не хочу быть летающим дедушкой французского кино»
Жан-Поль Бельмондо еще с ранней юности отличался буйным характером и неуемной энергией, из-за чего постоянно попадал в разные передряги. За хулиганство и драки со сверстниками парня трижды исключали из школы.
Наконец, чтобы дать выход бьющей через край энергии, Бельмондо решил занялся спортом. В 18 лет он стал чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе и даже вошел в сборную Франции. Итогом его спортивной карьеры стал перебитый нос, впоследствии ставший изюминкой внешнего облика Жан-Поля.
Уже став артистом, Бельмондо не забывал о своем спортивном прошлом — все трюки, даже самые сложные, в своих фильмах он выполнял самостоятельно. На съемках «Профессионала» Бельмондо тоже отказался от участия каскадеров. В том числе и в захватывающем эпизоде погони за автомобилем на площади Трокадеро.
И только в 1993 году, отпраздновав 60-летие, Бельмондо заявил, что решил «завязать» со съемками в боевиках с трюками, драками и погонями.
«Я не хочу быть летающим дедушкой французского кино… Я устал от догонялок преступников и полицейских», — признался артист.
Бельмондо попросил сделать «Chi Mai» саундтреком фильма
Самый драматический и запоминающийся момент картины — это, конечно же, гибель Жосслена Бомона. Особенно трагично эта сцена смотрится на фоне пронзительной мелодии «Chi Mai» («Кто бы ни») итальянского композитора Эннио Морриконе.
Интересно, что музыкальная тема «Chi Mai» была написана Морриконе еще в 1971 году специально для картины «Маддалена». Позже она была использована также в фильме «Встреча» и сериалах ВВС «Замок англичанина» и «Жизнь и времена Дэвида Ллойда Джорджа».
В 1978 году композиция вошла в сингл «Disco ’78» и неоднократно звучала по радио. Готовясь к съемкам в «Профессионале», Бельмондо однажды услышал «Chi Mai» в каком-то радиоконцерте. Артист был настолько впечатлен, что попросил сделать эту мелодию саундтреком будущей картины.
Кстати, у большинства французов «Chi Mai» ассоциируется не с кинокартинами, а с рекламой корма для животных «Royal Canin». В 2002 году эта ассоциация даже была обыграна во французском фильме «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра». В одном из эпизодов Идефикс гонится за легионером «на всех четырех» в замедленном движении (как и в рекламе), со звучащей на фоне «Chi Mai».
Не обошли популярную композицию и российские режиссеры — в 1994 году режиссер Сергей Кучков использовал ее в своем научно-фантастическом фильме «С ума сойти».
Продюсеры хотели оставить Бомона живым
Мало кто знает, что существовало две версии финальной сцены. По одной из, них Бомон погибает, изрешеченный пулями. А по другой, спокойно садится в вертолет и улетает.
Продюсеры фильма настаивали именно на втором варианте. Но режиссер Жорж Лотнер и сам Жан-Поль Бельмондо сумели отстоять первую версию и все-таки «убить» главного героя. По их словам, хэппи-энд испортил бы весь смысл не только последнего эпизода, но и всего фильма в целом.
Перебитый нос инспектора не был запланирован в сценарии
В число главных противников Жосслена Бомона входит помощник инспектора Фарж, которого сыграл артист Бернар-Пьер Доннадье. В конечном итоге именно Фарж становится убийцей героя Бельмондо.
Одна из самых интересных сцен с участием Бомона и Фаржа происходит в баре. Пытаясь отомстить за избитую жену, Жосслен со всей силы лупит инспектора кулаком в лицо, перебивая ему нос.
Кстати, перебитый нос Фаржа не был запланирован в сценарии и появился только в процессе съемок.
В первом дубле, получив удар от Бельмондо, Бернар-Пьер Доннадье успешно изобразил, как отлетает в сторону и падает на пол. Но режиссеру Жоржу Лотнеру что-то не понравилось и он предложил сделать еще один дубль.
Но на этот раз Доннадье немного перестарался и, отлетев чуть дальше, чем нужно, со всего размаху приложился носом о край бильярдного стола. Вот почему во всех последующих сценах инспектор Фарж появляется с характерной отметиной на переносице.
На запястье Юго видны дорогущие часы
Роль одного из агентов, охотящегося за Жоссленом Бомоном, в картине сыграл настоящий бандит — Юго Йованович из Югославии. Правда, его имя даже не попало в титры.
В конце 70-х-начале 80-х Йованович находился в списке разыскиваемых преступников Франции — его обвиняли в целом ряде грабежей ювелирных магазинов в Каннах и Париже. А то, каким образом он попал на съемочную площадку «Профессионала», осталось загадкой даже для создателей фильма.
В фильме Йованович появляется только мельком в нескольких эпизодах, в том числе и в сцене совещания группы секретных агентов. Интересно, что на запястье Юго хорошо видны дорогущие золотые часы Rolex, несомненно похищенные им во время одного из ограблений. Можно только представить изумление французских полицейских, увидевших на экране кинотеатра преступника, за которым они гоняются уже несколько лет.
Вполне возможно, что Йованович мечтал о карьере актера, но этим мечтам не суждено было сбыться. Спустя три года после премьеры «Профессионала» Юго был убит в результате перестрелки.
«Профессионал» благополучно лег на полку
Во Франции фильм «Профессионал» сразу же после выхода на экраны стал очень популярным. Уже в первый год его посмотрели более 52 миллионов французских зрителей.
В 1982 году картину в рамках фестиваля французского кино привезли в СССР. Всем, кто смог попасть на показ, картина понравилась. Поэтому в том же году «Профессионал» был куплен для проката в советских кинотеатрах.
В течение года фильм дублировали на киностудии имени М. Горького и он вот-вот должен был появиться на экранах. Но киношники допустили непростительную ошибку.
Чтобы подготовить зрителей к показу триллера, было решено сделать анонс в «Кинопанораме» — одной из самых популярных передач о кино. Действительно, в марте 1983 года ведущий «Кинопанорамы» Эльдар Рязанов посвятил «Профессионалу» целых 30 минут — сначала рассказал историю создания фильма, а затем показал несколько самых захватывающих эпизодов.
К сожалению, помимо обычных зрителей, этот выпуск «Кинопанорамы» увидели чиновники из Госкино. И им не понравилось, что картина с убийствами, драками и обнаженными женщинами попадет в советский прокат. Поэтому «Профессионал» благополучно лег на полку.
Правда, в 1985 году на Московском кинофестивале фильм снова попытались показать. Но это удалось сделать только в нескольких кинотеатрах. Причем выяснилось, что дублированный вариант вообще потерян и остался только оригинал. Его и показывали, а на русский язык картину переводил сидящий в зале синхронист.
И только в 1990 году картина «Профессионал» была заново дублирована в СССР и наконец-то вышла в массовый прокат.