В СССР запретили песню Валентины Толкуновой «Не судите меня». В чем причина

Ирина Карпич,
редакция Femmie

Безобидная песня о поздней любви не понравилась чиновникам.

Валентина Толкунова / Youtube

Легендарная советская певица Валентина Толкунова совсем не ассоциируется у публики с чем-то аморальным, эпатажным или запрещенным. Наоборот, её образ для многих поколений был эталоном интеллигентности и безупречной репутации. Однако цензура и у Толкуновой нашла песню, которая не отвечала высоким моральным принципам советской женщины.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, почему мозг нас обманывает. Избавишься от установок, которые портят тебе жизнь. Поймешь, как повысить самооценку, распознать депрессию и справиться с тревогой.

Рассказываем, за что из телеконцерта «Песня — 1975» вырезали песню Валентины Толкуновой «Не судите меня».

Как появилась песня «Не судите меня»

Супруга известного композитора Владислава Успенского, музыкальный режиссер Ирина Тайманова, как-то предложила мужу создать собственный сборник песен для именитых певцов СССР. Так появились «Автографы друзьям»: шлягеры из этого сборника исполняли Понаровская, Караченцов, Пьеха, Кобзон и многие другие.

Валентина Толкунова тоже оказалась в их числе. Ей пришлась по душе песня о женской судьбе: о даме, которая полюбила юного парня, да ещё и несвободного. Проникновенная мелодия родилась у Успенского в ответ на стихи ленинградской поэтессы Марины Осташевой «Не судите меня».

Началось все с предложения жены 1 Валентина Толкунова: творчество и судьба / Youtube

Жизненный и откровенный текст

Сюжет песни «Не судите меня» не был чем-то невиданным: за влечение к женатому мужчине общество осуждает женщину. С первых строк становится понятно, что переживания героини глубокие, трагичные, она ищет сочувствия у окружающих:

Не судите меня, девки,

Не судите меня, бабы!

Я б сама себя судила,

Если б силы вдруг нашла бы.

Не судите, не рядите

На завалинке весенней,

И с укором не глядите

Мне на голые колени.

Но дальше тема раскрывается с другой стороны — и нет ни капли сожаления о том, что происходит. Героиня не стала мучиться угрызениями совести и пытаться заглушить свои чувства. Она открыто во всем признается и даже находит себе оправдание, чтобы продолжать постыдную связь:

Не судите меня, бабы,

Что парнишку полюбила,

Молодого да чужого

К себе в осень заманила.

Ночи вешние коротки,

По осенним меры нету.

Коротать зимою ночи

Очень трудно до рассвета.

Такие откровения в 70-е годы оказались чересчур смелыми, и потому песню «завернули». До главного музыкального события года — «Песня — 1975» — композицию не допустили. И Толкунова исполняла ее только на своих концертах — поклонники, к слову, были в восторге.

«В Советском Союзе нельзя было иметь голые колени советской женщине. И чужого мальчишку полюбить», — поделилась воспоминаниями Ирина Тайманова.

Голые колени

В отборочных турах фестивалей «Песня — 1975», «Песня — 1978» и «Песня — 1980» ее исполнение вызвало большой резонанс. По признанию самой Толкуновой, один человек написал письмо, к которому прислушались телевизионные чиновники. Там он выразил свое негодование: недопустимо, что молодая и благопристойная с виду женщина поет о голых коленях. И несмотря на в целом совершенно безобидный текст композиции, ее запретили транслировать по телевидению.

Действительно, певица всегда выглядела как эталон женственности и нравственной чистоты. Она заплетала волосы в тугую косу, носила крупные жемчужные бусы на шее и облачалась в скромные наряды. А строчки из песни про осуждение со стороны других женщин за желание оголить ноги — никак не вязались с образом артистки.

«От меня в то время не ждали таких слов», —  рассказала Валентина Толкунова в одном из интервью.

Началось все с предложения жены 2 Валентина Толкунова: творчество и судьба / Youtube

Но песня осталась в памяти у слушателей, а цензоров забыли. Ведь тема любовного треугольника, раскрытая в композиции, совсем не была новостью для советской культуры. Ее не раз поднимали в кинематографе тех лет. Например, в том же 1975 году в прокат вышли и «Не может быть», и «Единственная». И в обеих картинах тема запретной любви раскрыта намного более подробно, чем в песне «Не судите меня».

***

Советская цензура была сурова и не всегда справедлива к исполнителям. Она то закрывала глаза на какие-то сомнительные темы, то подвергала совершенно безобидные песни забвению «за аморальность». Тем не менее песня «Не судите меня» стала очень популярна и любима в народе — благодаря честности и открытости перед слушателем.

5
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook