Вера Комиссаржевская: чайка

Апполинария,
редакция Femmie

Неудачный брак, семейное насилие, двойное предательство и попытка суицида – так начиналась жизнь великой актрисы

В 29 лет она решила покончить с этими глупостями и заняться делом. За следующие 20 она подняла актёрское искусство на новую высоту и стала символом русского театра.

1. Династия

С искусством жизнь Веры Фёдоровны Комиссаржевской была связана с самого рождения. Её отец – знаменитый оперный певец Фёдор Петрович Комиссаржевский. Он учился вокальному мастерству в Италии и после возвращения в Россию выступал в петербургской Итальянской опере, затем был солистом Мариинки. Позже переехал в Москву, где пел на сцене Большого театра и служил профессором Московской консерватории.

Вместе с известными режиссёрами Александром Федотовым и Константином Станиславским, и художником Ф. Л. Соллогубом Комиссаржевский основал «Общество искусства и литературы» и связанное с ним Музыкально-драматическое училище.

Другими словами, Фёдор Петрович был одним из выдающихся деятелей искусства своего времени и это оказало заметное влияние на его дочь. Она любила наблюдать, как отец разучивает партию, готовясь к очередной роли. Ей нравилось общество актёров, композиторов, поэтов и музыкантов, которое часто собиралось в их доме. Театр был частью её жизни задолго до того, как она стала актрисой.

Впрочем, творческая одарённость Веры также была заметна ещё до выхода на профессиональную сцену. Комиссаржевская с детства пела и играла в домашних постановках, отец рассчитывал, что она пойдет по его стопам и станет оперной певицей.

2. Неудачное замужество

Безоблачное детство кончилось внезапно. Отец, часто бывавший на гастролях, влюбился в молодую литовскую княжну и оставил семью. Мама Веры была вынуждена продать семейное имение в Марьино и судорожно искала, как теперь устраивать жизнь троих дочерей, которых надо было выдавать замуж.

Тем временем Вера познакомилась с начинающим художником графом Владимиром Муравьевым. В 19 лет она вышла за него, но это замужество не было счастливым. Два года ссор и скандалов. Муравьев много пил, поднимал на жену руку. В конце концов, завёл роман с её младшей сестрой Надей.

Вера очень тяжело переживала эти события. Пыталась покончить с собой и целый месяц провела в психиатрической клинике, после чего долго приходила в себя. Некоторые биографы считают, что именно личное страдание в конечном итоге привело Комиссаржевскую на театральную сцену.

После такого травматического опыта Вера больше не думала о браке и всерьёз занялась искусством, решив в 29 лет выйти на профессиональную сцену.

3. Инженю

Комиссаржевская дебютировала в 1891 году на любительской сцене в спектакле петербургского собрания флотского экипажа. Потом какое-то время занималась в «Обществе искусства и литературы», созданном её отцом. В частности, училась театральному мастерству у актёра Александринского театра В. Н. Давыдова, и под руководством отца разучивала оперные партии.

За драматическую часть в «Обществе» отвечал Константин Станиславский, и Комиссаржевская участвовала в спектаклях, которые он ставил.

Первым успехом актрисы стала роль в поставленном Станиславским спектакле «Плоды просвещения» по одноименной драме Льва Толстого. Это был ещё любительский театр, но сделанный на очень высоком уровне. Ролью Бетси Комиссаржевская заявила о себе и вскоре, благодаря связям отца, смогла устроиться в Новочеркасский театр.

Играла начинающая актриса в основном в комедиях и водевилях, и на начальном этапе именно в амплуа инженю – наивной молоденькой девушки – добилась успеха. И хотя Комиссаржевская состоялась, прежде всего, как драматическая актриса, она заметно оживила уже в те годы набивший оскомину образ инженю, показав, что даже давно ставшие штампами роли можно сделать индивидуальными. Комиссаржевская играла своих «наивных девушек» с небывалой ранее эмоциональной глубиной, смотрела на них не как на типажи, но как на реальных людей, чью историю призвана рассказать со сцены.

«Личность артистки дает всегда окраску исполняемой роли. Это несомненно недостаток, но у г-жи Комиссаржевской это скорее достоинство, потому что в ее игре отражаются характерные черты ее изящной и чуткой натуры, ее тонкого и наблюдательного ума», – писал критик новочерскасской газеты Гранитов.

И всё же сама Комиссаржевская однообразные комедийные роли считала лишь подготовкой к настоящему искусству. В те первые годы своей карьеры она играла премьеры каждые 2-3 дня – по 50 с лишним новых ролей за один сезон. Но уже видела себя серьезной драматической актрисой, поэтому при первой же возможности ушла из труппы Новочеркасского театра.

4. Лариса и Нина Заречная

Затем почти два года Комиссаржевская провела в Вильно, где выступала у антрепренёра Константина Незлобина. Здесь к обычным водевильным ролям добавились уже по-настоящему драматические. Лариса из «Бесприданницы» Островского, Софья из «Горя от ума» и другие. Комиссаржевская с каждым сезоном уверенно расширяла свой репертуар и двигалась к мечте – императорской сцене Александринского театра.

В 1896 году она вышла на неё впервые. За 5 лет Комиссаржевская прошла путь от актрисы провинциальных театров до одной из главных сцен страны. Впрочем, и в Александринском театре актриса не сразу нашла себя. Снова всё те же «наивные девушки», потом скучно поставленная классика. Комиссаржевской было тесно в привычных рамках театральной условности.

По-настоящему раскрыть себя она смогла благодаря Чехову и Островскому. Тогда к Комиссаржевской пришла и широкая известность. Впервые – после роли Ларисы в «Бесприданнице». Это была её тема – поиск идеала, протест, бунт против пошлости повседневности. Комиссаржевская играет страдающую женщину, женщину на пике конфликта с окружающим миром. Играет великолепно и гениально, так как сама живёт этим конфликтом не только на сцене.

Неслучайно так близко и любовно приняла Комиссаржевская творчество Чехова, с драматургией которого связан золотой век русского театра.

«Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла “Чайку” в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила “Чайку”, и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой — мне радость», – вспоминала актриса позднее.

Роль Нины Заречной (как и роль Ларисы) стала для Комиссаржевской знаковой. Она играла её до последних своих дней. Ту трагическую подоплёку повседневности, трагедию будней, которую Чехов так ярко выразил в своих пьесах, Комиссаржевская выразила непосредственно на сцене. Она была предельно чеховской актрисой и одной из первых, кто поняла новаторство гениального драматурга и показала, как на практике воплотить новые драматургические принципы.

5. Чехов и другие мужчины

После неудачного замужества Комиссаржевская не решилась снова создавать семью. Театр стал главной страстью её жизни. Но не единственной. Известно множество романов актрисы – с морским офицером Сергеем Зилоти, с актером Н. П. Рощиным-Инсаровым, режиссером Александринского театра Е. П. Карповым, с актёром Николаем Ходотовым, который был младше возлюбленной на 14 лет. Позже – с поэтом Валерием Брюсовым, и многими другими.

Сохранившиеся письма, в том числе любовные, – важная часть наследия гениальной актрисы.

Однако одним из главных мужчин в жизни Комиссаржевской был Антон Павлович Чехов – не любовник, но писатель, создавший драматургию соразмерную её актёрскому дарованию. Чехов ценил Комиссаржевскую не меньше, чем она его: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса».

Вера Фёдоровна и Антон Павлович часто и много общались вплоть до смерти писателя, которого Комиссаржевская пережила всего на 6 лет. За несколько дней до собственной смерти она увидела Чехова во сне и заметила, что это «хорошее предзнаменование». Получается, что актриса не только жила, но и умирала буквально с именем Чехова на устах. И в этом легко увидеть очередное проявление главной страсти в жизни Комиссаржевской – искусства.

6. Я – актриса

Александринский театр не давал Комиссаржевской нужной свободы. Ей было тесно на его сцене, она хотела идти дальше и в 1904 году основала собственный Драматический театр. В этот период к драматургии Чехова и Островского добавились пьесы Максима Горького и Ибсена.

Новые остросоциальные произведения определили и новый поворот в творчестве Комиссаржевской. Её протест стал приобретать политический, даже революционный характер, что вполне соответствовало духу времени.

Театр Комиссаржевской искал новые формы работы с новой действительностью, пытаясь найти выход из многочисленных кризисов современности. После 1905 года актриса сблизилась с течением символистов и видела в искусстве главное средство преображения действительности.

«Человеческая мысль, человеческая душа стремятся теперь в искусстве найти ключ к познанию “вечного”, к разгадке глубоких мировых тайн, к раскрытию духовного мира», – писала Комиссаржевская.

Нельзя сказать, что на этом пути Комиссаржевская добилась особого успеха. Сотрудничество с Мейерхольдом и принятие его концепции условного театра, свободного от натурализма театра классического, привело к провалу очередного театрального сезона. Затем были совместные работы с Брюсовым и Блоком, но и они не имели зрительской поддержки. Всё больше актриса сомневалась в себе и разочаровывалась в собственной работе.

«Я ухожу из театра потому, что театр в той форме, в какой он существует сейчас, — перестал мне казаться нужным, и путь, которым я шла в исканиях новых форм, перестал мне казаться верным», – написала Комиссаржевская за несколько месяцев до своей смерти.

Несмотря на кажущуюся неудачу актёрского пути Комиссаржевской, она стала одним из самых ярких символов русского театра начала XX века. Здесь всё – вера в особую миссию искусства, идеалистический взгляд на мир, вкупе с пристальным вниманием к его реальным страданиям и бедам, осознанность актёрской судьбы как подвига или даже жертвы.

Конечно, Комиссаржевская – это символистский театр, горение в поисках высшего идеала. Но это и свойственное новой драме внимание к психологической составляющей и к повседневному. Чеховский принцип: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» всегда был близок Комиссаржевской.

Она чувствовала то «подводное течение», тот неостановимый конфликт, что скрывается за звенящими чайными блюдцами. Трагедия не требует действия. Она происходит всегда – здесь и сейчас.

Коммисаржевская скончалась от оспы во время ташкентских гастролей. Великую актрису похоронили в Санкт-Петербурге, проводить ее в последний путь пришли тысячи петербуржцев.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook