В 80-е годы советские дети бросали игры во дворе и мчались домой, как только по телевизору начиналась «Гостья из будущего». А потом они мечтали о таком же миелофоне и путешествиях во времени. Для того времени фантастический мини-сериал был в определенном смысле прорывом. Рассказываем, как снимали легендарную картину, которую мы обводили фломастером в телепрограмме.
Как на роль гостьи из будущего взяли гостью из прошлого
Сегодня сложно представить, что главную героиню фантастического мини-сериала могла бы сыграть другая актриса. Но в действительности режиссер Павел Арсенов искал среди школьниц совершенно иной типаж. Алиса должна была быть высокой спортсменкой и отличаться от всех детей.
«Она маленькая, волосы короткие, глаза — во! И смотрит не по-нашему!», — так отзываются об Алисе Селезневой в фильме.
На эту роль было больше сотни претенденток. Но неожиданно в павильон зашла Наташа Гусева — она даже не думала участвовать в кастинге, а хотела всего лишь взять автограф писателя Кира Булычева. Арсенов за считанные минуты увидел во взгляде девочки то, что и нужно было для образа гостьи из будущего.
«Наташа в жизни была маленькой, а на экране выглядела высокой, как и задумал режиссер. К тому же, у нее видна затея в лице. Она была настолько выразительной, что и играть-то не нужно было. Нужно было просто жить в кадре, что она и делала», — рассказывал художник комбинированных съемок Вячеслав Ребров.
Когда Арсенов знакомился с Наташей Гусевой, то поинтересовался, в каком году она родилась. Девочка от волнения перепутала цифры и сказала, что в 1872-м.
«Ну вот, ты у нас гостья из прошлого!», — пошутил режиссер.
К тому моменту Наталья успела сняться в короткометражном фильме о правилах для пешеходов. Но, по сути, первым актерским опытом для нее стала роль Алисы Селезневой.
Кубик Рубика и лампы из подъезда: как в фильме создали атмосферу будущего — 2084 года
Сейчас, спустя 40 лет после выхода фильма, мы с улыбкой смотрим на его спецэффекты. Но тогда перед создателями картины стояла сложная задача: показать будущее, а именно — 2084 год. То есть, каким будет мир через 100 лет.
В съемочной группе никто не представлял, какой внешний вид должен быть у той самой машины времени, на которой путешествовал Коля Герасимов. Художники киностудии сделали несколько макетов. Павел Арсенов остановился на варианте в минималистичном стиле. А еще предложил добавить одну любопытную деталь.
Помните эти разноцветные кнопки на аппарате? Возможно, вы не знали, но это — элементы кубика Рубика. Режиссер использовал их, поскольку в те годы головоломка была очень модной в СССР.
Космопорт и интерьер Института времени в фильме выглядят очень убедительно. В условиях дефицита материалов и очень скромного бюджета на съемки фильма художники сделали невероятное.
Стены космопорта выложили стеклянными трубками, которые в то время использовали на химических заводах. Институт времени видели как лабиринт из коридоров, которые ведут в неизвестность.
Чтобы сделать коридоры бесконечными, использовали модную для тех времен подсветку. Поскольку в советских магазинах ее было не достать, художники взяли обычные лампы и вставили их в короба из матового стекла.
Герои летали на флипе, который стоил, как новые «Жигули»
В 80-х все дети, смотревшие «Гостью из будущего», завидовали героям в тот момент, когда они бороздили небо на флипах. Разве кто-то не мечтал прокатиться на такой штуковине?
Флипы делали на заказ, их изготовили в Литве. Правда, один такой летательный аппарат стоил киностудии, как новые «Жигули» — пять тысяч рублей. Но главной сложностью было снять эти флипы, когда они летят по небу. Наверняка в детстве, глядя на эти кадры, вы тоже думали, что «чудо-машинки» действительно парят на высоте. Но это не совсем так.
Для съемок этого эпизода из легких материалов сделали несколько миниатюрных копий флипов. Затем макеты с куклами внутри прикрепили на тонкой леске к очень длинным удочкам. А крупные планы снимали в настоящих флипах, установленных на специальных грузовиках или операторском кране.
Почему создатели не спасли робота Вертера от космопиратов
В первой версии сценария к фильму робот Вертер описан вовсе не таким, каким мы его увидели на экране.
Вообще, биороботы в то время были очень популярной темой — ею интересовались и школьники, и молодежь, и люди постарше. Но вдруг Павел Арсенов решил, что в его картине этот персонаж будет не таким, каким его показывали в зарубежном кино — бесчувственной железякой, выполняющей команды. Режиссер отступил от сценария и очеловечил этого героя.
Вместе с актером Сергеем Герасимовым они придумали «фишки» для Вертера: особенная манера говорить, незабываемый смех и «железная» походка. А его внешний образ позаимствовали у персонажей из итальянского фильма 1978 года «Война роботов».
Вертер стал одним из любимых персонажей фильма — зрители называли его «самым человечным роботом». Когда космопираты выпустили в него пули, дети плакали. Павел Арсенов даже предложить оставить этого трогательного персонажа живым, но актер Сергей Герасимов уговорил этого не делать, чтобы Вертер остался в нашей памяти благородным и смелым героем.
Первый лазерный луч в советском кино появился именно в «Гостье из будущего»
Для зрителей один из самых впечатляющих моментов в фильме тот, в котором Коля Герасимов на машине времени перемещается в будущее. А для создателей он стал одним из самых трудных — из-за спецэффектов.
Молнии, радуги и другие оптические эффекты делали вручную в лазерной лаборатории. Затем их снимали на пленку и комбинировали с другими кадрами. В итоге работа над короткой сценой продолжалась несколько месяцев.
А еще впервые на экране показали настоящий лазер. Именно лазерным лучом космопираты стреляют из супербластера по Вертеру. И если с этим оружием и технологией режиссер определился сразу, то миелофон заставил его попотеть.
В книге Кира Булычева он описывается как устройство с наушниками и проводами. Но Павел Арсенов хотел показать что-то волшебное, как в сказках. Однажды ему показали призмы, которые используются для производства фотоаппаратов. Арсенов сразу понял: миелофон в фильме — это магический кристалл.
Устройство для чтения мыслей, за которым и разворачивается охота, сделали из нарезанных призм, которые склеили и упаковали в подарочную коробку.
Наташу Гусеву не во всех сценах заменила гимнастка. Где актриса снялась сама
Скрываясь от космопиратов, Алиса показывает нам чудеса акробатики, прыгая с верхнего этажа и делая сальто через высокий забор. Конечно, в этой сцене вместо Наташи Гусевой снималась гимнастка. Но юной актрисе тоже пришлось выполнить один трюк.
Помните, эпизод, когда Алиса и Юля замаскировались под высокого человека в плаще и вышли на улицу? Гостья из будущего сидит на плечах подружки, а та еле несет ее на себе.
На самом деле, вместо Марьяны Ионесян в этой сцене снялся Алеша Фомкин, игравший Колю Герасимова. Его переодели в платье и гольфы. Чтобы мальчик не споткнулся, Наташа Гусева подсказывала ему, куда идти.
Когда Павел Арсенов представил готовый фильм, руководство киностудии осталось недовольным. Не понравилось, что в картине дети слишком много бегают, неубедительны и «не так» одеты. Но стоило «Гостье из будущего» выйти на экраны, как все изменилось. Зрители с восторгом оценили фильм — письма на студию доставляли мешками.
И сегодня, спустя 40 лет, бывшие школьники 80-х с удовольствием вспоминают эту картину, ностальгируя о счастливом детстве.