Эпоха 80-х подарила кинематографу целую плеяду незабываемых персонажей. От фантазера барона Мюнхгаузена до харизматичного Тони Монтаны — они заставили нас смеяться, плакать, сопереживать. Вспомнили 16 героев из фильмов тех лет, в которых были влюблены миллионы зрителей.
Уно моменто: Жакобу и Маргадону до сих пор подпевает вся страна
Дуэт слуг графа Калиостро — Жакоб и Маргадон — стал настоящим украшением «Формулы любви», затмив даже главных героев. Зрители влюбились в этих персонажей благодаря невероятной харизме Александра Абдулова и Семена Фарады.
Интересно, что роль Жакоба изначально отсутствовала в сценарии — Абдулов лично уговорил режиссера Марка Захарова создать для него этот образ. Григорий Горин «позаимствовал» часть реплик у Маргадона, превратив монологи в искрометные диалоги.
Знаменитая «Неаполитанская песенка» («Уно моменто») родилась совершенно случайно — композитор Геннадий Гладков сочинил текст экспромтом, используя случайные итальянские слова. Абдулов, не имевший вокального образования, сам записал вокальную партию. Позже он признавался: «Если меня останавливали инспекторы ГАИ, они узнавали: „А-а… уно моменто“.
Актеры, дружившие в жизни, перенесли свою искреннюю симпатию на экран, создав эффект „братьев-антиподов“, чьи перепалки и проделки стали народным достоянием.
Как Марти и Док из фантастической комедии стали символом 80-х
Марти МакФлай и Док Браун из «Назад в будущее» стали настоящим воплощением дружбы, способной преодолеть любые временные барьеры. Их невероятный дуэт — прогрессивного подростка-музыканта и эксцентричного ученого — покорил зрителей своей искренностью.
Создать образ эксцентричного Дока актеру Кристоферу Ллойду помогла в том числе и импровизация. Его знаменитая фраза для выражения удивления или недоумения «Великий Скотт!» («Great Scott!») родилась спонтанно во время съемок.
Любопытно, что роль Марти МакФлая могла достаться совсем другому актеру. Изначально его играл Эрик Штольц, но после шести недель съемок его заменили на Майкла Джей Фокса, так как режиссеры сочли, что Штольц «недостаточно комичен».
Фокс совмещал съемки с работой в сериале «Семейные узы», что привело к изнуряющему графику — он спал всего по несколько часов в сутки. Но именно эта усталость, по словам актера, помогла создать образ дезориентированного во времени подростка.
А Кристофер Ллойд признается, что каждый день слышит от фанатов: «Вы сделали мое детство веселым». Актер рассказывал, что создавал образ Дока, вдохновляясь Альбертом Эйнштейном и дирижером Леопольдом Стоковским. Неудивительно, что этот персонаж стал настоящим архетипом «безумного ученого» в кино.
Советского Шерлока Холмса полюбили даже британцы
Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова стал настоящей жемчужиной советского кинематографа. Этот киноперсонаж 80-х покорил даже самых придирчивых британских зрителей. Образ настолько точно передал дух произведений Конан Дойля, что дочь писателя заявила: «Отец был бы очень доволен». А сама Маргарет Тэтчер назвала советскую экранизацию лучшей из всех виденных ею.
Действительно, Ливанов создал удивительно многогранный образ — его Холмс не просто гениальный детектив, но человек с тонким чувством юмора и глубокой эмоциональной природой. Внешность актера идеально совпала с классическими иллюстрациями Сидни Пэджета — те же резкие черты, пронзительный взгляд и байроновская внешность. За это блестящее воплощение королева Елизавета II в 2006 году наградила Ливанова орденом Британской империи.
Василий Ливанов получал за съемочный день 500-700 рублей — высшую ставку в СССР того времени. При этом утверждение актера на роль далось нелегко — руководство Гостелерадио изначально отвергло его кандидатуру из-за «крутого и шумного нрава», предлагая вместо него Сергея Юрского или Александра Кайдановского. Режиссер Игорь Масленников отстоял выбор Ливанова, желая «разбавить» канонический образ спокойного джентльмена новыми красками.
Тони Монтане до сих пор подражают
Тони Монтана из «Лица со шрамом» — яркий пример того, как отрицательный персонаж может стать культовым. Этот дерзкий кубинский эмигрант, сыгранный Аль Пачино, покорил зрителей своей невероятной харизмой и сложным характером, где агрессия и амбиции переплетаются с верностью принципам.
Его история о восхождении к вершинам преступного мира и последующем падении стала настоящим отражением темной стороны «американской мечты». Особенно полюбили Тони в хип-хоп культуре: в ней он символизирует человека, который бросил вызов системе.
Знаменитые фразы этого персонажа разошлись на цитаты, а стиль — белые костюмы и гавайские рубашки — до сих пор копируют. При этом сам Аль Пачино создал образ настолько мощный, что даже спустя 40 лет после выхода фильма Тони Монтана продолжает вдохновлять новые поколения.
Интересно, что персонаж был основан на реальной исторической личности — знаменитом гангстере Аль Капоне. Но создатели фильма придумали для него другой финал: жизнь Тони обрывается в перестрелке, в которой он до последнего показывал свой неукротимый характер.
Как весь СССР влюбился в пианиста и официантку в «Вокзале для двоих»
Платон и Вера из «Вокзала для двоих» стали символом любви, способной преодолеть любые преграды. Зрители обожают эту пару за удивительную химию и контраст характеров: интеллигентный пианист и бойкая официантка находят общий язык вопреки всему.
Олег Басилашвили создал образ благородного Платона, готового на многое ради близких. А Людмила Гурченко наделила Веру неповторимым шармом, за которым скрывается душевная теплота.
Любопытно, что изначально Басилашвили отказывался целоваться с Гурченко, так как к тому моменту они были едва знакомы — ранее им не приходилось сниматься вместе. Пришлось переписать сцену, а к концу картины актеры стали друг другу родными.
Интересно, что история Платона основана на реальных событиях из жизни композитора Микаэла Таривердиева. В 1967 году он действительно взял на себя вину за ДТП, совершенное Людмилой Максаковой, с которой они были вместе.
Тутси-милашка научила женщин, как вести себя с мужчинами
Очаровательная Дороти Майклз из «Тутси» — это не просто комедийный персонаж в исполнении Дастина Хоффмана, а настоящая правда о женской природе. Безработный актер, вынужденный притвориться женщиной ради роли в мыльной опере, неожиданно для себя открывает целый мир женских проблем и переживаний. Фильм «Тутси» стал вторым по кассовости в 1982 году, уступив только «Инопланетянину».
Дастин Хоффман создал образ, который заставил зрителей по-новому взглянуть на проблемы женщин в обществе. Его Дороти — умная, ироничная, напористая — покорила публику своей аутентичностью.
«Это никогда не была комедия для меня. Это история о том, как общество „промывает мозги“ мужчинам, заставляя их оценивать женщин поверхностно», — признавался Хоффман.
Эта роль открыла актеру глаза на несправедливое отношение к женщинам. Увидев себя в гриме, он расплакался: «Я думал, что буду красивой женщиной. Я осознал, сколько умных женщин я игнорировал из-за стереотипов о красоте». Чтобы вжиться в образ, Хоффман даже ходил по улицам в женском платье.
Кстати, прозвище «Тутси» актер позаимствовал у своей матери Лилиан, которая так называла его в детстве. Фильм стал своеобразным посвящением ей, но, к сожалению, она не дожила до премьеры. Кстати, после съемок Хоффман забрал весь гардероб своей героини в личную коллекцию — эти платья сегодня могли бы стать настоящим сокровищем для аукционов.
Парадокс: как непутевый Вася Кузякин покорил советских зрителей
Василий Кузякин из «Любовь и голуби» стал настоящим феноменом народной любви, воплотив образ простого человека со сложной душой. Александр Михайлов создал персонаж настолько живой и узнаваемый, что зрители до сих пор цитируют его фразы, а сам фильм стал частью культурного кода.
Многие не знают, но эта роль могла достаться другому актеру — Сергею Юрскому, который очень хотел сыграть Кузякина, но в итоге получил роль деда Мити.
Самое интересное, что история Василия основана на реальных событиях. В городке Черемхово действительно жила семья Кузякиных, и местного работника леспромхоза, как и киногероя, пыталась увести из семьи сотрудница предприятия. Драматург Владимир Гуркин, будучи соседом настоящих Кузякиных, обещал изменить их имена в пьесе, но забыл это сделать, из-за чего семья долго обижалась на создателей фильма.
Тот самый Мюнхгаузен показал зрителям, как нужно верить в чудеса
Барон Мюнхгаузен в исполнении Олега Янковского покорил сердца зрителей своей невероятной харизмой. Этот эксцентричный фантазёр, который бросает вызов лицемерию общества, стал символом свободы мысли и верности себе. Зрители полюбили барона за бескомпромиссность, умение видеть чудеса в обыденности и готовность бороться за свои идеалы вопреки всему.
Его знаменитая фраза «Умное лицо — это ещё не признак ума… Улыбайтесь, господа!» давно разошлась на цитаты. Но эта легендарная реплика появилась в фильме совершенно случайно — Янковский просто оговорился во время съемок, заменив «серьёзное лицо» на «умное».
Олег Янковский создал образ человека, который «никогда не врет» и не боится казаться смешным. Его знаменитая фраза «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» стала настоящим гимном оптимизма. Интересно, что актер получил эту роль вопреки сомнениям худсовета и сценариста Григория Горина. Они считали, что Янковский, известный серьезными ролями, не сможет сыграть ироничного и эксцентричного барона.
Горин отсутствовал на озвучке, и фраза осталась в финальной версии.
Позже сам сценарист признался: «Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!». А Янковский в интервью называл эту роль «подарком судьбы».
В «Мужиках» главный герой стал настоящим мужчиной, на которого хочется равняться
Павел Зубов из драмы «Мужики!..» стал народным героем, сумевшим соединить в себе силу и уязвимость. Он в одночасье покорил своей душевной эволюцией, пройдя т путь от одиночки-шахтера до любящего отца троих детей.
Актер признавался, что видел в этом персонаже «рост души» — от холостяцкого упрямства к отцовской ответственности. Фильм неожиданно вызвал мощный социальный отклик — после его выхода в стране увеличилось количество усыновлений, а многие семьи на грани развода пересмотрели свои решения.
«Получал письма: хотели разбежаться, но после фильма — как обожгло», — вспоминал Михайлов.
Интересно, что роль могла достаться другому актеру — Сергею Юрскому, который очень хотел сыграть Зубова. Однако режиссер настоял на кандидатуре Михайлова, хотя тот трижды отказывался от роли, считая сюжет «выдуманной мелодрамой». Переубедила актера встреча со сценаристом Валентином Дьяченко, который усыновил детей.
Знаменитый эпизод с опрокинутым столом родился спонтанно. Режиссер Искра Бабич хотела показать мужскую ярость, но Михайлов, по его словам, «просто выпустил накопившуюся усталость». Позже выяснилось, что этот момент стал ключевым для зрителей — многие узнавали в нем собственные семейные ссоры. А фраза «Я либо гад, либо дурак» вошла в обиход как признание в человеческом несовершенстве.
Почему на ссоры Лизы и Элии в «Укрощении строптивого» можно смотреть вечно
Элиа и Лиза из «Укрощения строптивого» воплотили романтическую пару, которая вечно конфликтует, но друг без друга — никак. Так искусно ссориться — с искрометным юмором и страстью — мало кто может. Именно это и понравилось зрителям: только в советском прокате фильм собрал 56 млн зрителей.
Адриано Челентано создал образ социофоба-фермера, чья грубость прячет ранимую душу, а Орнелла Мути воплотила современную женщину, не боящуюся бороться за свое счастье. Они настолько разные, но все же остались вместе.
Орнелла Мути признавалась, что роль Лизы требовала смелости, особенно в сценах настойчивого «укрощения» Элиа. При этом некоторые сцены были вырезаны, включая эпизод, где Лиза звонит бывшему жениху, завернувшись в одеяло.
Мало кто знает, но некоторые эпизоды в комедии родились благодаря импровизации Челентано. Например, его знаменитый танец во время баскетбольного матча и эпизод с дроблением винограда ногами. Съемки проходили в живописной провинции Павия, и та самая заправка, где Лиза переодевалась, до сих пор работает в городе Арлуно.
Джош Баскин из «Большого»
Джош Баскин из фильма «Большой» стал одним из самых обаятельных персонажей 80-х, подаривших зрителям веру в чудеса. Тринадцатилетний мальчишка, внезапно оказавшийся в теле взрослого мужчины, очаровал публику своей детской непосредственностью и искренностью.
Том Хэнкс блестяще передал эту двойственность — его герой смотрит на мир глазами ребенка, но вынужден решать взрослые проблемы. Именно эта роль принесла актеру первую номинацию на «Оскар» и сделала его по-настоящему знаменитым.
Изначально роль Джоша предлагали Роберту Де Ниро, который даже успел пройти пробы. Однако его запросы оказались слишком высокими — он требовал гонорар в 6 миллионов долларов против 2 миллионов, которые в итоге получил Хэнкс.
Для достоверности образа Хэнкс внимательно изучал видеозаписи с юным актером Дэвидом Москоу, играющим молодого Джоша, копируя его жесты и мимику — этот прием он позже использовал и в «Форресте Гампе».
В странного Рэймонда Бэббита из «Человека дождя» невозможно не влюбиться
Рэймонд Бэббит из «Человека дождя» — пожалуй, самый трогательный киноперсонаж 80-х, покоривший сердца миллионов. В этом гениальном перевоплощении Дастина Хоффмана зрители увидели удивительное сочетание беззащитности и внутренней силы.
Рэймонд, который с трудом застегивает пуговицы и пугается людных улиц, одновременно хранит в себе «все неразгаданные тайны Вселенной». Его математические способности и феноменальная память восхищают, а трогательная привязанность к распорядку дня и особый взгляд на мир вызывают искреннюю симпатию.
Эта роль далась Хоффману невероятно тяжело.После первого съемочного дня актер был настолько недоволен своей игрой, что хотел отказаться от роли, назвав ее «худшей работой, которую он когда-либо делал». Но все изменилось через три недели съемок, когда Хоффман начал импровизировать в сцене, где Рэймонд говорит о своем нижнем белье.
Именно тогда он наконец почувствовал суть персонажа. Кстати, получая «Оскар» за эту роль, Хоффман сказал удивительные слова реальному прототипу своего героя — Киму Пику: «Может быть, я звезда, а ты, Ким, — это небо».