Союз Андрея Тарковского и Ларисы Кизиловой у многих вызывал недоумение. В киношной среде не понимали, что между ними может быть общего. Тем не менее, Тарковский прожил со своей второй женой 20 лет — до конца своих дней. Расскажем об этом удивительном браке, который не раз мог рухнуть.
Лариса боролась за Тарковского, «закусив удила»
Андрей Тарковский приступил к съемкам фильма «Андрей Рублев» в 1966 году. К этому моменту его первый брак с актрисой Ирмой Рауш уже трещал по швам. Они поженились в 1957 году, но вскоре режиссер начал увлекаться другими женщинами. В 1962 году у супругов родился сын Арсений. Но, как это часто и бывает, появление ребенка не укрепило отношения.
На съемках «Андрея Рублева» ассистентом режиссера была Лариса Кизилова. У 33-летней женщины за плечами был развод и дочь от первого брака. Лариса родилась в Москве и благодаря знакомствам мамы устроилась работать помощником режиссера на киностудию «Мосфильм».
Во время съемок Лариса окружила Тарковского такой заботой, что со стороны это выглядело так, будто она его жена. Когда сцены снимали на природе, ей удавалось найти таз с горячей водой, чтобы согреть Андрею замерзшие ноги. А еще она умудрялась варить сытный и ароматный борщ для режиссера — прямо в гостиничном номере, что, естественно, было запрещено. Но Ларису это не волновало.
«Лариса боролась за Андрея, закусив удила, — никаких моральных пределов не существовало. Она не сомневалась сама и внушала другим (мне лично, по крайней мере, весьма успешно), что Ирма Рауш, его жена и мать его ребенка, для него не годится, что она эксплуатирует его талант, слишком суха и эгоистична, не любит его и не ценит…», — писала Ольга Суркова.
Сложно сказать, когда Тарковский и Кизилова сблизились бы, если бы не несчастный случай. Он упал с лошади, а она копытом пробила ему икру на ноге. Врачи назначили строгий постельный режим как минимум на десять дней. Конечно, Тарковский все это время все равно работал, но лежа.
Ирме пришлось уехать на съемки, а все заботы о заболевшем режиссере взяла на себя Лариса Кизилова. Тогда-то они и сблизились.
Вся съемочная группа знала об их романе и с удивлением смотрела на них — настолько они контрастировали друг с другом. Тарковский всегда выглядел эдаким интеллигентным эстетом, а Лариса была в манерах гораздо проще. Когда же Ирма застала Тарковского в номере с Ларисой, то не поверила, что у них могут быть какие-то интимные отношения. Кизилова скорее походила на массажистку (тем более что у Андрея была травма ноги), чем на его очередную пассию. Она была полной противоположностью тем женщинам, которыми он увлекался прежде.
«То, что Тарковский влюбился в женщину, которая почти во всем его дополняла, противостоя ему, как природа противостоит духу, явствует из множества свидетельств. Все в ней было для него неожиданно, одновременно и шокирующее, и восхитительно: и телесная роскошь и русская бесшабашная удаль, смелость без границ и удержу, и та хозяйственная безупречность, та чистоплотность и инстинктивная („в крови“) домовитость, которые искони присущи простой русской женщине», — писал биограф Тарковского Николай Болдырев.
Андрей и Лариса стали жить вместе, она полностью взяла на себя все бытовые вопросы. Кизилова видела в Тарковском гения и хотела служить ему, ограждая от повседневных и лишних забот. Однако режиссер не спешил разводиться с первой супругой. Их брак официально расторгли лишь в 1970 году, через 4 года после начала отношений с Кизиловой.
В книге «Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы» Паола Педиконе писал, что Тарковский решился на развод с Ирмой лишь после того, когда Лариса отказалась делать очередной аборт и родила сына в августе 1970 года.
Ревностно ограждала его от всех проблем и других женщин
Будучи в отношениях с Ларисой, Тарковский не отказывал себе в ухаживаниях за другими актрисами. И она об этом знала, но закрывала глаза. Однако на съемках «Соляриса» режиссер не просто увлекся, а по-настоящему влюбился в Наталью Бондарчук. Говорили, что его чувства к артистке были настолько сильными, что он собирался уйти от второй жены.
Когда Лариса осознала, что ее брак вот-вот рухнет, она пригрозила Тарковскому тем, что в случае развода он больше никогда не увидит их сына Андрея. А режиссер к нему был невероятно привязан, отмечала Ольга Суркова в своей хронике съемок «Соляриса». Этот же «запрещенный прием» Лариса использовала впоследствии каждый раз, когда Тарковский серьезно увлекался очередной женщиной. Она настолько ревностно ограждала его от других дам, что однажды даже дала деньги на аборт одной из своих приятельниц. Та забеременела от режиссера.
И все же Андрей с годами понял, что Лариса нужна ему как воздух. Только с ней он имел возможность творить, не беспокоясь о бытовых вопросах. Все хлопоты она сама взяла на себя и ловко управляла хозяйством. Гению кинематографа не нужно было даже задумываться, куда направить «семейную лодку» — все делала его жена.
«Все должны знать, что без этой женщины я бы просто пропал», — говорил Тарковский о ней.
У Ларисы было очень много недоброжелателей, которые высказывались о ней весьма жестко и неуважительно. Но дажи они признавали, что Тарковский без нее становился беспомощным.
«Рядом с великим мужчиной всегда есть великая женщина. Мама все время пыталась защитить отца и дать ему возможность творить. Поэтому очень часто все шишки валились на нее. Но мне достаточно было видеть, сколько она сделала для отца. Мама жила им и посвятила ему жизнь. Она очень сильно его любила», — рассказывал Андрей, сын Тарковского и Ларисы.
По его воспоминаниям, главной в семье была бабушка — мама Ларисы. Главной не в смысле приказов — она была удивительно доброй и мудрой. И если в семье возникал конфликт, то именно после ее участия снова воцарялся мир. Андрей Тарковский всегда прислушивался к мнению тещи.
Андрей и Лариса ушли из жизни из-за одной и той же болезни
После выхода картины «Зеркало» скрытое противостояние Тарковского с советской властью лишь усилилось. Однако его фильм «Сталкер» позднее назвали неким компромиссом. В 1980-м ленту показали на Каннском кинофестивале — она получила Приз экуменического жюри.
В 1982 году Тарковский вместе с женой и сыном отправились в Италию — там у него был контракт на съемки фильма «Ностальгия». Но по окончании командировки режиссер с семьей захотел остаться в Италии и попросил на это разрешения у советских властей. Ему отказали, а в июле 1984 года в Милане Тарковский объявил, что в СССР он больше не вернется. В Швеции он снял свою последнюю работу — «Жертвоприношение».
В декабре 1985 года у режиссера обнаружили рак легких в неоперабельной стадии. Через год, 29 декабря 1986 года, он умер в Париже, где и был похоронен.
По воспоминаниям сына режиссера, Лариса пыталась заполнить внутреннюю пустоту после потери любимого мужа. Всю свою энергию она направила на сохранение наследия Андрея Тарковского — собирала архивы и с помощью единомышленников во открыла Международный институт его имени во Флоренции.
Лариса Тарковская пережила супруга на 12 лет. Как и у Тарковского, у нее диагностировали онкологическое заболевание. Она умерла 19 января 1998 года в той же больнице, где ушел из жизни режиссер. Ее похоронили рядом с мужем на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.