«Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь.» Пронзительную песню из рок-оперы «Юнона и Авось» помнят даже те, кто не видел саму постановку Марка Захарова. Эти строки поэт Андрей Вознесенский написал в 1977 году. Но мало кто знает, кому он посвятил свою «Сагу».
Стала самой страстной и самой яркой любовью поэта
Андрей Вознесенский был одним из популярнейших поэтов-шестидесятников. Он собирал огромные стадионы, а билеты на его выступления моментально раскупались. Найти сборник стихов Вознесенского в обычном книжном магазине в 60-70 годах было практически невозможно.
В многомиллионной армии поклонников были женщины, которые влюблялись не только в его творчество, но и в самого поэта. А он 46 лет был женат на писательнице Зое Богуславской. До встречи с ней музой Вознесенского была Белла Ахмадулина. Но самой яркой и страстной любовью поэта стала актриса Татьяна Лаврова.
Нельзя с уверенностью сказать, в каком именно году начался роман Вознесенского и Лавровой, потому что он был тайным. К тому моменту у Татьяны уже подрастал сын от третьего брака, а за плечами были три развода. Скорее всего, отношения между поэтом и актрисой завязались в начале 70-х годов. Именно ей через несколько лет Вознесенский посвятит «Сагу». А пока….
Вознесенский и Лаврова скрывали свой роман от всех
Татьяна Лаврова проснулась знаменитой на весь Советский Союз в 1961 году, когда на экраны вышел фильм «Девять дней одного года». Она была невероятно успешной актрисой и на сцене театра «Современник», сыграв свои лучшие роли в спектаклях «Двое на качелях», «С любимыми не расставайтесь», «Вишневый сад», «На дне», «Чайка». У блистательной и красивой Лавровой было очень много поклонников. Но, как признавалась сама актриса, она влюблялась только в талантливых мужчин. Каким, безусловно, был и Андрей Вознесенский.
Его чувства к Лавровой не были простым увлечением или интрижкой. Он любил Татьяну всем сердцем и со всей страстью, как и она его. Свои отношения они были вынуждены держать в строжайшей тайне с первого дня.
В те годы за аморальное поведение их бы жестко осудили в обществе. А это, в свою очередь, могло бы разрушить их карьеру. И тогда Вознесенский вряд ли бы мог выезжать за границу, а Лаврова — играть одном из ведущих театров страны.
Но главная причина была в том, что поэт был женат. Зоя Богуславская во всем поддерживала супруга и любила его. Андрей тоже не мог представить свою жизнь без любимой Зои. Поэтому о разводе не могло быть и речи.
О романе Лавровой и Вознесенского все равно узнали. Писали, что это произошло во время выступления поэта в Симферополе. Когда он был на сцене, Татьяна выкрикнула ему из зала:
«Андрей, зипер застегни!»
После этого случая вся столичная богема знала о связи женатого Вознесенского с красавицей Лавровой.
«Конечно, все знакомые об их романе знали и судачили, даже спорили: уйдет ли Вознесенский от Богуславской к Лавровой или нет? Зря судачили! Татьяна была слишком импульсивной, непредсказуемой и даже… немного опасной. Такую женщину можно было страстно любить, но вот жениться…», — так писала о том романе Татьяна Умнова в книге «Любовь и похождения шестидесятников».
Лаврова обожала мистику
У этого романа были то взлеты, то падения — чувства накалялись до предела. Лаврова и Вознесенский не раз расставались, но скоро снова были вместе. А Зоя Богуславская знала об этих отношениях, но терпеливо ждала и страдала. Ее переживания можно понять, прочитав книгу Василия Аксенова «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках».
В этом произведении он не обошел стороной и любовный треугольник Лаврова-Вознесенский-Богуславская. И хотя имена и фамилии у них были вымышленные, легко догадаться, кто есть кто. Вознесенского писатель назвал Антоном Андреотисом, что очень созвучно с настоящей фамилией Лавровой — Андриканис. Татьяна в книге обозначена как Екатерина Человекова. А Зоя Богуславская — товарищ Теофилова.
«Антошка, я умираю без тебя», — чуть ли не задыхаясь, прошептала Катька. — Идем быстрей в мою келью. Через час вернешься к товарищу Теофиловой». «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках». Василий Аксенов.
Позднее в одном из своих интервью Вознесенский признавался, что Лаврова обожала мистику. И это тоже осложняло их отношения. Если актриса чувствовала обиду на любимого мужчину, она во что бы то ни стало хотела ему отомстить с помощью магии и обращалась к гадалкам.
Писатель Игорь Вирабов в биографической книге о Вознесенском описал такой случай, рассказанный самим поэтом. Однажды ему предстояли поездка в США, но взять с собой Лаврову он никак не мог. Она затаила обиду в ответ. А незадолго до зарубежной поездки поэт навестил своего друга Ткаченко в Крыму и пошел с ним в горы.
«Я тогда легко бегал по горам, и вдруг кто-то меня будто в спину толкнул! И в этот момент я увидел взгляд этой женщины. Я упал и сломал ключицу. А дальше она позвонила Ткаченко и говорит: «Саша, ты знаешь, что-то случилось с Андреем. И это я сделала!», — приводит автор в своей книге слова Вознесенского.
Тогда поэт был уверен, что Лаврова, испытывая обиду и ненависть, наслала на него порчу.
«Через неделю она приехала и показала мне место, откуда я свалился. Думайте что хотите, но так случилось. Я ее простил. А поездка состоялась через полгода. Татьяна смущенно утверждала, что в феврале звезды были против моей поездки», — рассказывал Вознесенский.
«Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду»
Через несколько лет их отношения зашли в тупик. Лаврова понимала, что Вознесенский никогда не оставит жену. А его, в свою очередь, все больше утомляли скандалы и взбалмошный характер Татьяны. Кроме того, она пристрастилась к спиртному. Когда в очередной раз влюбленные расставались или ссорились, Лаврова приезжала в Переделкино. Там Вознесенский жил с семьей, а актриса «следила» за ним, живя у своих друзей.
«В Переделкино она приезжала часто и жила подолгу. Прекрасно ее помню — она была уникальная женщина, такая, от которой можно сойти с ума в буквальном смысле слова. Они то сходились, то расходились. Мне она запомнилась такой — всегда на взводе, потому что приезжала, как правило, когда у них были плохие отношения», — вспоминала внучка Бориса Пастернака Елена Леонидовна.
Неизвестно, в каком году Лаврова и Вознесенский закончили эти мучительные для обоих отношения. Они расходились очень тяжело, поскольку по-прежнему любили друг друга. В день расставания Андрей спросил: «Я тебя никогда не увижу?», а Татьяна ответила: «Я тебя никогда не забуду».
Эти пронзительные слова вдохновили поэта на сочинение «Саги» в 1977 году. Строки, посвященные Татьяне Лавровой, Вознесенский включил в либретто к рок-опере «Юнона и Авось».