Ювелирная революция: Бренды, для которых оправа важна не менее карата

Денис,
редакция Femmie

Лучшие друзья девушек - концептуальные дизайны

Ювелирная отрасль считается одной из самых традиционных, не подверженных инновациям и фокусирующихся на классике. Само определение ювелирного украшения довольно формально: оно должно быть изготовлено из драгоценных камней и металлов, этим оно отличается от бижутерии. И высший эшелон ювелирной индустрии формируют те бренды, которые смогли к роскоши материалов добавить мастерство работы с ними, и его многие взращивают буквально веками. Однако среди компаний, создающих предметы роскоши, есть те, кто понимает украшение как объект дизайна, те, кто смог традиционные ювелирные изделия сделать визуально инновационным. В нашей подборке — именно такие бренды и дизайнеры, те, кто бросил вызов условностям жанра.

Bulgari

Итальянскому Дому Bulgari исполнилось 133 года, и за это время он стал воплощением средиземноморского стиля ювелирных украшений: богатых по цвету, сложно орнаментированных, насыщенных аллюзиями на римское наследие с его четкими геометрическими мотивами. В истории Bulgari есть все — и уникальные заказы, и знаменитые клиенты, и внимание к современному искусству, и авангардная работа с новыми для отрасли материалами и их сочетаниями. Также у бренда сформировались образы, коллекции, которые стали его «визитной карточкой» — это, в частности, Serpenti и B.Zero1. Змей Serpenti итальянцы выпускают с 1940 г., и за это время коллекция стала коллекционной редкостью, так как изделия выпуска 1960-70-х гг. пользуются неизменной популярностью на аукционах и продаются дороже заявленной стоимости в несколько раз. В коллекции Serpenti  есть множество версий — от высокоювелирных, полностью покрытых драгоценными камнями, и до минималистичных, где с помощью золота и камней «прочерчен» лишь геометрический узор рептилии. Именно так выполнена новая коллекция Serpenti — кольца, серьги, но есть и часы-браслет, которые бренд выпускает с 1940-х, с секретом, где под крышкой с сапфиром-кабошоном спрятан миниатюрный циферблат.

Коллекция B.Zero1, флагманскими украшениями которой стали кольца с характерными, в римском стиле, надписями — «полигон» для проектов Bulgari с дизайнерами и художниками, которые вносят свои акценты в структуру украшения. Одним из таких проектов стало сотрудничество с Анишем Капуром, художником и скульптором, а самый недавний проект — с легендой современной архитектуры Захой Хадид. Кольца и подвески под названием B.zero1 Design Legend — пример, как может выглядеть в небольшом объекте знаменитая бионическая деконструкция, фирменный прием Захи. И это, к сожалению, один из последних проектов архитектора, но тем и ценен.

JAR

Уроженец Бронкса, выпускник Гарварда Жоэль-Артур Розенталь — один из самых эксцентричных дизайнеров украшений на планете. Он работает уже 30 лет, принципиально на заказ, в год не больше 80 штук, как это делали ювелиры в прошлом. Более того, его бутик на парижской площади Вандом всегда закрыт, не имеет витрин и открывается только по запросу. Естественно, у Розенталя нет сайта и социальных сетей, а есть поразительные изделия, в создании которых ювелир проявляет такое новаторство, что собирает массу эпигонов. К примеру, именно Розенталь впервые использовал титан, высокотехнологичный легкий металл, а также черненые металлы, чтобы подчеркнуть красоту драгоценных камней, и его примеру теперь следуют многие.

Hermès

Малоизвестным, но крайне интересным направлением работы Дома Hermès является создание ювелирных украшений. Их неординарность во многом объясняется тем, что их проектирует Пьер Харди, эксцентричный дизайнер, первой специализацией которого является обувь. В свое время он работал в Balenciaga, в 1990-е перешел в обувной департамент Hermès, а последние 15 лет занимается украшениями. Стиль Пьера Харди — это гиперболизованные объемы, неожиданные вплетения приемов, почерпнутых из бижутерии, и геометрия со смыслом, к примеру, символ вечности, восьмерка, в браслетах и кольцах на два пальца. Пьер Харди действует со смелостью, свойственной всем «неофитам», пришедшим в ювелирное искусство из других отраслей: он не боится 32-каратный розовый опал оправить в колье на всю грудь и не выглядеть при этом нуворишем.

Viren Bhagat

Индия хоть и является родиной ювелирного искусства, но собственных техник и мастерства ныне не показывает — слишком сильны в этой стране традиции мерить золото и драгоценные камни на вес и покупать килограммами, не заботясь о мастерстве выполнения изделий. Однако из этого правила есть исключения — ювелир из Мумбая Вирен Багат, представитель династии ювелиров, занимающихся этим ремеслом более ста лет. Его называют «индийский JAR» за любовь к стилю ар-деко, мастерское его сплетение с национальными мотивами и жанрами и изобретенные им техники работы с драгоценными камнями. В частности, Багат усовершенствовал традиционную плоскую огранку бриллиантов — он гранит их так, что получаются очень тонкие «лепестки», а это гораздо сложнее реализовать, чем стандартные классические огранки камней. У Вирена Багата тот же подход к клиентам, что у Жоэля-Артура Розенталя — только индивидуальный заказ, ни одно украшение не повторяется и ни одного из них он не делает повторно, как бы вы ни просили.

Lydia Courteille

Если вы бывали в «палатах диковин» со скарабеями, подкованной блохой и старинными куклами, знайте, парижская независимый ювелир Лидия Куртей вдохновляется тем же, только из разных концов света, от Индии и Тибета до джунглей Амазонки. Свою коллекцию она так и называет — Curiosity Cabinet. По образованию Лидия Куртей — биохимик, работала реставратором украшений и винтажных часов и так увлеклась этим занятием, что 30 лет назад открыла свой бутик в Париже. С тех пор она делает поражающие своей сюрреалистичностью украшения, в которых традиционные ювелирные мотивы выглядят ровно так же, как природа на картинах Сальвадора Дали. Вдобавок Лидия Куртей любит добавлять в свои изделия фрагменты винтажных украшений, которые находит в лавках арт-дилеров, и работает с нетипичными для ювелирного искусства камнями и материалами, это, например, хризоколла, эбонит, разнообразные опалы.

Van Cleef & Arpels

Дом Van Cleef & Arpels — один из брендов, ключевых для понимания французского ювелирного стиля с его особой утонченностью, холодноватым, но совершенным по технике подбором драгоценных камней, с тонкими линиями и силуэтами украшений. В 1904 году Van Cleef & Arpels начинал свою историю как семейная компания, чуткая к новым веяниям, поэтому один из первых подхватил большую волну стиля акр-деко, стал работать над собственными техниками и изобрел «таинственную закрепку» драгоценных камней и изготавливал ювелирные ридикюли-минодьеры.

В послевоенное время французы увлеклись приемами, почерпнутыми из мира моды — и так появились браслеты в форме кружевных манжет, броши-банты и, самое главное, колье Zip, форма и функция которых вдохновлены застежкой-молнией. Воплотить задуманное оказалось непросто: золото — мягкий металл, и сделать «молнию» полноценно функциональной трудно, однако в Van Cleef & Arpels, и с 1950-х гг. сделали множество версий Zip. Несмотря на разнообразие форм, все они открываются и закрываются, более того, являются трансформерами — колье можно застегнуть дважды и надеть как браслет, а его кисточку отсоединить и надеть как брошь или подвеску.

Michelle Ong

Социолог по образованию Мишель Онг превратила свое детское хобби в профессию и стала одним из самых влиятельных ювелиров Гонконга. И не только: она, к примеру, создавала украшения для фильма «Код Да Винчи». Особенность стиля Мишель Онг — тщательная работа с традиционными восточными мотивами, которые она трансформирует в универсальные, сохраняя при этом их колорит. По манере выполнения украшения Мишель Онг натуралистичны, в дизайне она старается передать все нюансы предмета, которым вдохновляется — если это утренний осенний лист, то на нем будет паутина и капли росы, если это раковина, то видны все ее изгибы.

Параллельно с работой ювелира Мишель Онг основала благотворительную организацию First Initiative Foundation по сбору средств на культурное образование и развитие искусства в Гонконге, а также растит троих детей. На вопросы о балансе карьеры и семьи Мишель отвечает так: «Вам понадобиться все планировать и сильно уставать, но это возможно. Главное, что когда я провожу время со своей семьей, то должна убедиться, что 100% моего внимания уделяю родным и не отвлекаюсь на дела».

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook