Гаремы и евнухи — одни из самых эксцентричных явлений древней восточной жизни. Именно евнухам доверяли охранять наложниц, ведь султаны были уверены, что те уже давно не мужчины. Но в истории немало примеров, когда евнухи тайком вступали в связь с наложницами, а потом и женились. Расскажем, как такое вообще было возможно, учитывая, что этих мужчин однажды лишили самого главного.
В Китае евнухам то разрешали, то запрещали жениться
Самое раннее упоминание о евнухах относится к древней Месопотамии и Египту. В Месопотамии евнухи использовались в качестве охранников и администраторов во дворце, а в Египте они были служителями храмов. Некоторые ученые полагают, что практика кастрации как форма социального контроля могла зародиться именно в этих цивилизациях.
Евнухи были и в феодальном Китае. После кастрации они, как правило, лишались своих мужских функций и служили императору и его наложницам. Особая миссия была у лам-священников (все евнухи): они заботились о духовном благополучии дворцовых дам. В качестве зарплаты они получали двойную надбавку.
Кроме того, евнухи развлекали наложниц, устраивая театральные представления. Для этого при дворе была создана труппа из 300 евнухов под контролем главного евнуха. Их единственными обязанностями были репетиции и выступления перед дворцом.
Но странно то, что большинство евнухов женились и подчиняли себе наложниц. У некоторых из них были десятки жен. Согласно историческим данным, первый евнух, вступивший в брак, датируется эпохой китайской империи Хань. Тогда евнухи часто заводили семьи и не скрывали этого.
Во времена династии Тан, благосклонностью императора Суань-цзун пользовался евнух Цао Ли Си. Он был женат на дочери чиновника. Однажды, воспользовавшись приближенным положением к императору, Ли Си организовал тайный переворот и сделал своего тестя важным мандарином. Он не только удачно женился, но и жил откровенно щедро.
Позже китайские императоры запретили евнухам жениться. Во времена династии Мин правитель Чжу Юаньчжан установил четкое правило, запрещающее евнухам вступать в брак. Если кто-то намеренно нарушал его, с него заживо сдирали кожу. Но позднее запрет отменили, а евнухам даже разрешили целовать дворцовых служанок. И так продолжалось во времена династии Цин.
Но с какой целью эти мужчины создавали семьи? Во-первых, женитьба помогала им удовлетворить их потребности. Несмотря на то, что евнухи были кастрированными, они чувствовали одиночество и нуждались в женщине рядом. Поэтому многие женились в поисках крепкой дружбы — на придворных служанках. В большинстве случаев биологических детей у них быть не могло по понятным причинам, поэтому они усыновляли ребенка — это считалось нормой.
Но были и другие причины, по которым в Поднебесной евнухи создавали семьи. Многие из них, пользовавшиеся благосклонностью императора, уже имели определенные должности при дворе и вступали в брак, чтобы еще больше укрепить свой авторитет. А еще они думали о своем будущем, когда не смогут служить императору в силу возраста. Кто тогда будет заботиться о них? Конечно, верные жены-подруги.
Евнухи скрывали пробудившуюся мужскую силу
Султаны Османской империи лишь переняли традицию содержания гаремов, ранее веками существовавших в Византии и азиатских странах. В османском гареме служили несколько категорий евнухов, которых отличали по цвету кожи: белые и черные. Правда, темнокожие слуги-кастраты появились лишь после 14 века, когда стало возможным перевозить их на невольничий рынок из Эфиопии.
«Редко встретишь [евнуха], у которого, как у него, был бы открытый лоб, хорошо сделанный нос, большие ясные глаза, маленький рот, румяные губы, ослепительно белые зубы, шея точных пропорций без морщин, красивые руки и ноги, все остальное тело гибкое и непринужденное, скорее толстое, чем худое», — так французский купец Жан-Клод Флаш описывал главного евнуха Османской империи в начале 1750-х годов.
Он говорил о человеке, который был порабощен в своей родной Эфиопии, перевезен в Верхний Египет для кастрации, а затем продан на невольничьем рынке Каира. Он должен был продвигаться вверх по иерархии евнухов гарема в течение нескольких десятилетий, прежде чем получить высший пост после смерти своего предшественника.
Дисциплиной в гареме, где нельзя было встретить даже муху-самца, занимались евнухи. Правда, порой они же ее и нарушали, вступая в связь с наложницами. Дело в том, что нередко их мужские функции сохранялись в случае, если кастрацию делали неправильно. Операцию по оскоплению проводили чаще всего до полового созревания: юноша подвергался либо полному, либо частичному оскоплению.
Во втором случае он навсегда терял все мужские функции, а после частичного оскопления сила могла к нему вернуться спустя годы. Правда, такие вещи евнухи, конечно же не афишировали, иначе сразу лишились бы не только работы, но и жизни.
Наложницы султана не могли устоять перед чернокожими евнухами
Именно черные евнухи охраняли гарем и не позволяли войти туда своим белокожим «коллегам». Такой порядок установили, когда выяснилось, что даже оскопленные мужчины могли иметь связи с наложницами. Результатом утех нередко становилась беременность — наложница рожала ребенка.
В такой ситуации сразу установить отцовство было сложно, чем и могла воспользоваться наложница, чтобы повысить свой статус в гареме. Речь и тех женщинах, которые одновременно делили ложе и с султаном, и с белокожим евнухом.
Такая же ситуация была исключена в случае физической связи наложницы с темнокожим охранником гарема. Если бы она забеременела от него, отца ребенка определили бы сразу — по цвету кожи. Однако зачастую и эти охранники были в тесных отношениях с наложницами.
Писатель и путешественник-африканист Николай в книге «Гарем до и после Хюррем» привел несколько доказательств того, что черные евнухи султана делили постель с его наложницами. Поскольку многие из них были оскоплены лишь частично, то женщины испытывали с ними еще большее наслаждение, чем с султаном, а риска забеременеть не было.
Наложницы, которым приходилось годами ждать очереди в спальню к султану, нередко предавались страсти с чернокожими евнухами. Но даже при полном оскоплении эти мужчины знали, как доставить удовольствие женщине. Если о связи евнуха и наложницы узнавал султан, то обоих лишали жизни. По этой причине они всеми силами скрывали свои утехи.
И все же евнухи османского гарема все равно создавали семьи. За годы служения султану им удавалось накопить приличное состояние. К тому же некоторые евнухи добивались повышения и имели авторитет. После окончания службы они получали свободу и могли жениться на любой свободной женщине. Если удавалось создать семью, пожилой евнух предпочитал жить с женой подальше от города, где когда-то служил в султанском гареме.