Закулисье съемок «Сибириады». Почему режиссер называл Андрейченко «головной болью»

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

И Кончаловский не раз в шутку говорил, что Наталья Андрейченко — не женщина, а головная боль.

К/ф «Сибириада» / Мосфильм

С момента премьеры фильма Андрона Кончаловского «Сибириада» прошло больше 40 лет. Но картина до сих пор пользуется огромной популярностью у зрителей.

Интересно, что изначально «Сибириада» должна была быть фильмом на производственную тематику, рассказывающем о трудовых буднях героев-нефтяников. Но Кончаловский сумел сделать из заказной картины захватывающую философскую притчу. Рассказываем, что еще осталось за кадром фильма.

Для съемок были созданы беспрецедентные условия

В середине 70-х в Госкино СССР поступил заказ на фильм о героическом труде советских нефтяников. Премьерный показ картины, которая должна была стать демонстрацией достижений развитого социализма, намеревались приурочить к очередному съезду КПСС.

Кроме того, сверху было высказано пожелание, чтобы фильм снимал режиссер, известный не только в СССР, но и за его пределами. Поскольку у руководства есть мысль отправить будущую картину на какой-нибудь престижный кинофестиваль.

Сценарий фильма под названием «Сибириада» написал Валентин Ежов, автор «Баллады о солдате» и «Белого солнца пустыни». А режиссером, по личному указанию председателя Госкино Филиппа Ермаша, был назначен Андрон Кончаловский.

Андрон Кончаловский в д/ф «Тайны кино. Сибириада» / Москва «Доверие»

К тому времени Кончаловский выпустил шесть картин, четыре из которых («Романс о влюбленных», «Дворянское гнездо», «Первый учитель» и «Дядя Ваня») были удостоены самых престижных международных наград. И хотя Андрону еще не приходилось снимать пафосные фильмы, прославляющие советский строй, он с энтузиазмом взялся за работу.

К/ф «Сибириада» / Мосфильм

Для съемок «Сибириады» были созданы беспрецедентные в то время условия. По приказу Ермаша из Западной Германии выписали новейшие камеры со сверхсильными объективами. Кроме того, киногруппе выдали дорогущую пленку Кодак 5247 — роскошь, о которой советские операторы могли только мечтать.

А в довершение всего, художников и специалистов по комбинированным съемкам отправили в Голливуд перенимать опыт по созданию спецэффектов и реалистичных декораций. Ведь по первоначальному сценарию предполагалось закончить фильм кадрами с футуристической Сибирью будущего.

Актерский состав был звездным

Но ни фантастической концовки, ни многих других задумок в готовой картине не оказалось. Потому что, приступив к работе, Кончаловский первым делом начал переписывать сценарий.

В результате производственно-индустриальная тема стала только фоном, а на первый план вышли человеческие судьбы членов двух семей — кулаков Соломиных и бедняков Устюжаниных. И понемногу заказной фильм превратился в философскую притчу.

В окончательном варианте «Сибириада» объединила в себе четыре картины. Первый фильм повествует начале ХХ века, второй переводит зрителя в 1930-е и 1940-е годы, в третьем и четвертом фильмах действие происходит в 1960-х годах.

Кроме того, увлекшись работами ученого и философа Александра Чижевского о связи человеческого сознания и окружающего мира, Кончаловский решил внести в картину немного мистики.

Павел Кадочников в к/ф «Сибириада» / Мосфильм

Так появился образ Вечного Деда, который во всех сериях возникает рядом с героями в самые ключевые моменты их жизни. Эту роль сыграл Народный артист СССР Павел Кадочников.

Да и вообще, состав актеров, занятых в фильме, был поистине звездным — Владимир Самойлов, Виталий Соломин, Сергей Шакуров, Людмила Гурченко, Никита Михалков, Михаил Кононов.

Людмила Гурченко и Сергей Шакуров в к/ф «Сибириада» / Мосфильм

«Это была одна из самых дорогостоящих съемок»

За три года работы группе пришлось много раз переезжать с места на место. Натурные съемки сибирской тайги проходили недалеко от деревни Нагорный Иштан Томской области. Зимние сцены снимали в Ленинграде, военное время — в Феодосии, бытовые эпизоды — в павильонах «Мосфильма».

К/ф «Сибириада» / Мосфильм

Деревню Елань, в которой происходит большая часть событий, выстроили недалеко от Твери. Это было удобно для актеров, работавших в московских театрах — после репетиции или спектакля они за полтора — два часа могли добраться на съемочную площадку.

Одним из самых сложных эпизодов в «Сибириаде» стал пожар на нефтяной скважине. Руководство киностудии настаивало, чтобы эти кадры снимали в павильоне на макетах, но Кончаловский настоял на натурных съемках.

Подходящую вышку нашли в Татарстане на настоящем нефтяном полигоне. Правда, нефтяники предупредили, что второй вышки они не дадут, поэтому снимать нужно было с первого раза.

К/ф «Сибириада» / Мосфильм

«Это была одна из самых дорогостоящих съемок. Снимали тремя камерами. Пиротехники не пожалели взрывчатки, грянул страшный взрыв, апокалиптическое пламя охватило всю вышку, которая почти сразу начала падать прямо на нас», — вспоминал оператор Леван Пааташвили.

«Вся, как яблоко — укусить невозможно»

«Сибириада» стала первой большой киноработой молодой актрисы Натальи Андрейченко. До этого она снималась, но только в эпизодических ролях.

Познакомил Наталью и Кончаловского еще один дебютант — Александр Панкратов-Черный. Андрейченко с первого взгляда произвела на режиссера неизгладимое впечатление.

«Высокая, статная, круглая, вся, как яблоко, крепкая — укусить невозможно. Она мне понравилась. В Наташе была русская широта, ощущение себя в пространстве, стать, мощь…», — вспоминал Кончаловский.

Наталья Андрейченко в к/ф «Сибириада»/ Мосфильм

По словам Андрона, в образ Насти Андрейченко попала на все сто процентов. Хотя работать с ней было очень нелегко. И Кончаловский не раз в шутку говорил, что Наталья — не женщина, а головная боль.

Дело в том, что у Андрейченко в то время были серьезные проблемы с алкоголем. Например, она могла внезапно пропасть со съемочной площадки на несколько дней. И ассистентам неоднократно приходилось разыскивать актрису по близлежащим селам.

Виталий Соломин в к/ф «Сибириада» / Мосфильм

В конце концов, Кончаловский распорядился найти Андрейченко дублершу, которую снимали во время отлучек актрисы. Правда, только со спины.

Наталья Андрейченко в к/ф «Сибириада»/ Мосфильм

«Купались голыми в реке, кричали и пели»

А однажды произошел и вовсе вопиющий случай. Наталья Андрейченко, Александр Панкратов-Черный и Павел Кадочников попали в милицию за нарушение общественного порядка.

Решив расслабиться после съемочного дня, трое актеров отправились в Тверь, где всю ночь прокутили в одном из ресторанов. А на рассвете решили искупаться в реке прямо посреди города.

Александр Панкратов-Черный в к/ф «Сибириада»/ Мосфильм

«Они купались голыми в реке, нарушали общественный порядок, громко кричали и пели. Подъехала милицейская коляска, их выудили из воды и, мокрых, доставили в участок», — рассказывал Кончаловский.

От заслуженного наказания троицу спасло то, что у Кадочникова оказался документ, где было написано, что он «почетный майор всех родов войск». Оказалось, что эту бумагу актеру выдали после фильма «Подвиг разведчика», в котором он сыграл знаменитого летчика Мересьева.

Мак Лэйн и Коренева были похожи, как две капли воды

Таю Соломину в молодости сыграла Елена Коренева, которую Кончаловский уже снимал в картине «Романс о влюбленных». А на роль повзрослевшей героини режиссер пригласил известную американскую актрису Ширли Мак Лэйн.

Такое решение Кончаловский принял неспроста — Коренева и Мак Лэйн были, как две капли воды похожи друг на друга.

Елена Коренева в к/ф «Сибириада» / Мосфильм

Но американская актриса не захотела ехать в Россию и ответила отказом. К слову, в середине 80-х, когда Кончаловский переехал в Голливуд, он встретился с Мак Лэйн и у них даже был непродолжительный роман.

Ширли Мак Лэйн в к/ф «Язык нежности» / США

А роль Таи в зрелые годы сыграла Людмила Гурченко.

«Я так сниму, что вы не вырежете»

На съемочную площадку «Сибириады» Гурченко пришла с загипсованной ногой — она параллельно снималась в фильме «Мама» и, катаясь на коньках, сломала ногу.

Огромный гипсовый сапог стал постоянным предметом шуток Никиты Михалкова. Особенно он развеселился, когда узнал, что интимную сцену с ним Гурченко тоже будет играть в гипсе.

Никита Михалков и Людмила Гурченко в к/ф «Сибириада» / Мосфильм

Когда в Госкино узнали, что Кончаловский собирается снимать, его тут же вызвали на ковер к Ермашу. И тот предупредил, что откровенную сцену обязательно вырежет.

Никита Михалков и Людмила Гурченко в к/ф «Сибириада» / Мосфильм

В ответ Кончаловский пообещал, что снимет так аккуратно, что вырезать будет нечего. И сдержал обещание.

«Он накрыл нас с Никитой плащ-палаткой. Никита на локти встал. А потом уже когда нужно какое-то там движение, мы сделали его под плащ-палаткой», — вспоминала Людмила Гурченко.

Для «Сибириады» был учрежден особый приз

Несмотря на то что готовая «Сибириада» резко отличалась от первоначальной задумки, фильм все–таки отправили на кинофестиваль в Каннах. Правда, для конкурсного показа из шести серий смонтировали две, общей продолжительностью три с половиной часа.

Когда после первой части объявили перерыв, зрители дружно потянулись к выходу. И Кончаловский и приехавшие с ним артисты заволновались — а вдруг фильм не понравился и на вторую часть никто не вернется.

Но зрители вернулись в полном составе. А после окончания просмотра, наградили создателей фильма бурными овациями.

К/ф «Сибириада» / Мосфильм

Претендентами на получение главного приза — Золотой пальмовой ветви, были две картины — «Сибириада» и «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.  Французская писательница Франсуаза Саган, возглавлявшая жюри, предлагала присудить премию и одному, и другому фильму.

Но вмешалась политика. Жюри ясно дали понять, что не стоит делить главную награду между двумя супердержавами. Поэтому Золотую пальмовую ветвь отдали «Апокалипсису».

А для «Сибириады» впервые в истории Каннского фестиваля был учрежден особый приз — Гран-при жюри, ставший с тех пор второй по значимости наградой фестиваля.

21
3
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook