Лев Новоженов у большинства ассоциируется с телевидением середины 1990-х, когда он вел популярные программы «Времечко», «Иванов, Петров, Сидоров» и «Сегоднячко». Среди зрительской аудитории были и те, кому не нравилась его манера общения в кадре. Но Новоженов все равно стал одним из лиц той эпохи. Расскажем о судьбе журналиста, его браках и о личной трагедии после ухода дочери.
Был ранним ребенком для родителей и с 14 лет работал на заводе
Лев Новоженов родился в Москве в послевоенное время — 24 октября 1946 года. Он был ранним ребенком: маме едва исполнилось 18 лет, а папе — 19. Молодая семья жила в коммунальной квартире на Таганке. Родители мальчика часто ссорились из-за своей неопытности, поэтому брак долго не продержался.
После развода отец и мать Льва создали новые семьи, а он жил и в одной, и в другой. Мама и отчим делали все, чтобы в подростковые годы их сын одевался по моде тех лет, хотя больших денег в семье никогда не было. Позднее журналист вспоминал, что среди его друзей «были ребята и помоднее».
В 14 лет Лев со всей решительностью заявил, что переходит из обычной школы в вечернюю, поскольку идет работать. Взрослые возражали, но юноша не собирался отступать от своих планов. В итоге он устроился на электромеханический завод, а на первую зарплату угостил шашлыком своих коллег.
Через несколько лет Новоженов стал студентом исторического факультета столичного пединститута, но его отчислили за неуспеваемость. Чтобы восстановиться, ему нужно было целый год работать по комсомольской путевке. Так Лев полгода трудился на строительстве Ачинского глиноземного комбината — еще на шесть месяцев у него попросту не было сил.
«Я никогда не искал работу, она сама меня находила»
Вернувшись в Москву, он устроился курьером в газету «Вечерняя Москва». Через несколько лет он поступил на редакторское отделение полиграфического института. С начала 1970-х начал свою литературную деятельность — его юмористические рассказы появлялись на страницах «Литературной газеты», «Литературной России» и в журнале «Юность». Первая часть карьеры Новоженова пришлась на печатные издания. А на телевидение он попал уже в зрелом возрасте.
На посту заместителя главного редактора «Московского комсомольца» он познакомился с Дмитрием Дибровым. Тот пригласил Новоженова на 4-й канал «Останкино», который позднее стал НТВ. Льву это предложение показалось интересным — он не прогадал.
В 47 лет он стал главным режиссером 4-го канала, потом был соведущим программ «Времечко» и «Иванов, Петров, Сидоров». Эти проекты выходили в эфир в 1993–1996 годах и были очень популярными. Хотя среди зрителей были и те, кому не нравилась вальяжная манера Новоженова.
В 1997-м Лев перешел на НТВ, где вел разные передачи: «Сегоднячко», «Старый телевизор», «Страна советов». Во всех программах Новоженов придерживался любимой сатиры. Свою телекарьеру он завершил в 2019 году.
«Я вообще никогда не искал работу, она меня сама как-то находила. Сейчас мне на жизнь хватает, слава богу. В 90‑е годы я делал то, что мне хотелось делать, о чем говорить, рассказывать. А сегодня я ума не приложу, что бы я делал на телевидении, просто не знаю. А сидеть молчать на телевидении нельзя», — говорил Новоженов «Московскому комсомольцу».
Женился 4 раза, жалел о разводах и стал подкаблучником
Лев Новоженов трижды разводился. Первый раз он женился довольно рано и по большой любви, но супруги не ужились под одной крышей. Во втором браке в 1974 году у него родился сын Игорь, который позднее уехал жить в США. С третьей женой журналист прожил шесть лет. А в 1981-м он женился в четвертый раз — на журналистке. В 1982 году Марина родила дочь Александру. В одном из интервью Новоженов признался, что его самой частой ошибкой были разводы.
«Бросал… опять бросал… Нужно было потерпеть все-таки. Наверное, самая большая ошибка, которая повторялась из раза в раз, — не хватало терпения часто… пережить, вынести, переждать какое-то трудное время, не бросаться из стороны в сторону. Вот о чем, может быть, мне приходится жалеть»
С нынешней женой Мариной Лев живет уже 42 года. Такой крепкий брак получился у супругов потому, что они не боялись давать друг другу свободу.
«Эта свобода, безусловно, предполагала соблюдение приличий и уважение друг к другу. У нас обоих всегда была интересная работа. Это очень скрашивает жизнь, потому что невозможно жить одними только семейными радостями. Должно быть что-то ещё. Нам не нужно тратить много слов, чтобы понимать друг друга», — говорил Новоженов в интервью «Аргументам и фактам».
Журналист не скрывает, что в семейной жизни он — подкаблучник. Например, управление бюджетом он сразу доверил жене и ни разу не пожалел.
«Я человек расточительный. Если меня не осаживать, спущу на ветер все финансы. А женщины лучше знают, на что тратить деньги. Говорят, в Японии в семье всеми деньгами распоряжается женщина. Когда это услышал, понял, что живу как японец и делаю всё правильно», — говорит Новоженов.
Потерял молодую дочь и воспитывает единственную внучку
Дочь Александра училась в МГУ имени Ломоносова и стала искусствоведом. Она добилась успеха в профессии, ее статьи публиковались в «Художественном журнале», «Ведомостях», «АртХронике» и журнале «Искусство кино».
В 2005 году Лев Новоженов стал дедушкой — у Александры родилась дочь Ида. Саша не раз просила своего известного отца, чтобы он нигде не рассказывал о ней и ее личной жизни. И Новоженов держал свое обещание, пока в начале 2019 года не случилась трагедия.
В 2018-м Александра получила грант для учебы в аспирантуре одного из университетов Чикаго и уехала туда. В социальных сетях она публиковала собственные рисунки, а 29 января 2019 года выложила зарисовку с надписью «Мне конец». На следующий день на ее странице появился разноцветный рисунок «Конец», а 31 января стало известно, что Александра ушла из жизни.
«Шура меня просила о ней не писать. Я и не писал. И вот ее больше нет. Жизни ее было 36 лет. Любимая моя, драгоценная дочь. Нет слов, как больно», — делился болью Лев Новоженов со своими подписчиками.
У Саши осталась дочь, воспитанием которой сейчас занимаются Лев и его супруга Марина. По словам Новоженова, у его внучки непростой характер, к тому же она вошла в переходный период. Но ему удается найти с ней общий язык. 77-летний журналист считает свою семью самым важным, что есть в его жизни.