Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
1. Как красились
В 1950-е годы в макияже произошел целый ряд существенных изменений. Во-первых, девушки, как в старые добрые времена, снова стали прятаться от солнца. В моду в который раз вошла аристократическая бледность.
Во-вторых, женские брови снова приобрели естественную форму, постепенно сужавшуюся от переносицы к вискам. И, наконец, в-третьих, покраска ресниц перестала быть таким изматывающим занятием. В 1957 году Хелена Рубинштейн представила первую в мире жидкую тушь в тубе.
Кроме туши обязательным условием стильного макияжа в 50-е стали элегантные стрелки и тени в тон платья или аксессуаров.
В то же время, изменения почти не коснулись губ. В моде все так же были яркие оттенки помад и мягкие формы.
Что касается волос, 1950-е стали настоящей эпохой блондинок. Платиновые локоны были неотъемлемым атрибутом едва ли не каждой голливудской звезды. Обычные девушки, разумеется, старались не отставать от кумиров и вовсю жгли волосы пергидролью.
2. Как одевались
В 1950-е годы на модном олимпе появилось новое верховное божество – Кристиан Диор. Образ женщины, созданный модельером в конце 40-х годов, оказался более чем востребованным в послевоенном обществе.
Диоровский New Look – тонкая талия, высокая грудь, покатые плечи – вернул в женский гардероб корсеты, пышные и громоздкие юбки, объемные накладки на грудь и бедра. Несмотря на протесты немногих сохранившихся в то время феминисток, дамы в большинстве своем готовы были сносить любые неудобства, лишь бы снова почувствать себя «слабым полом».
Девушки не расставались с перчатками и элегантными шляпками. Устойчивые туфли на платформе, изобретенные в 40-е, сменили элегантные лодочки с удлиненным мысом на тонком каблуке-рюмочке.
Одним из самых яростных критиков стиля Диор стала мадемуазель Шанель. Чтобы вернуть женской моде функциональность, ей пришлось прервать свой многолетний отпуск. В середине 50-х Шанель представила костюм деловой женщины – узкая юбка чуть ниже колен и полуприлегающий жакет без лацканов с накладными карманами. Вскоре офисный стиль от Шанель прочно прописался в гардеробе Жаклин Кеннеди и Элизабет Тейлор.
В 50-е годы XX века модные дома обратили свое внимание на новую категорию потребителей – молодых девушек, которые не могли позволить себе дизайнерские вещи из дорогих тканей, но при этом тоже хотели выглядеть стильно.
В Америке, а потом и по другую сторону Атлантики, стали в большом количестве появляться магазины готового платья, сшитого из практичных современных материалов. Так появилось хорошо знакомое нам понятие прет-а-порте.
3. Чем душились
В 50-е годы к духам стали относиться проще. Парфюмерную продукцию теперь выпускали преимущественно крупные косметические компании и модные дома. Большие объемы производства позволили сделать духи доступнее, а саму «ароматную» культуру – демократичнее.
Не последнюю роль в процессе демократизации сыграла госпожа Эсте Лаудер. В 1953 году она доказала старушке Европе, что в Америке тоже умеют делать духи. Сердца модниц по всему миру завоевал экзотический пряный аромат Youth Dew. Этот парфюм был первой ласточкой сексуальной революции 60-х.
Тем временем за океаном Кристиан Диор продолжал гнуть свою линию. Еще одним аксессуаром к образу хрупкой женщины-цветка стал вышедший в 1956 году аромат Diorissimo. В пику моде на сладкие восточные запахи Диор вместе с парфюмером Эдмоном Рудницка решили сделать что-то элегантное и свежее, как цветок ландыша. Именно ландыш громче всех остальных нот звучит в композиции Diorissimo.
4. Что читали
В 50-е годы XX века впервые за долгое время литература снова обратилась к внутреннему миру подростков.
В 1951 году вышел культовый роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», главный герой которого, юный Холден, делится своим взглядом на современное ему общество. Удивительным образом, реставрация традиционных ценностей, развернувшаяся в то время за океаном, не помешала успеху этой свободолюбивой книги в Америке. Правда, уже в следующем десятилетии в США произведение Сэлинджера признали вредным для подрастающего поколения и изъяли из школьных библиотек.
Примерно в это же время тема взаимоотношений неокрепшей детской психики с миром взрослых заинтересовала англичанина Уильяма Голдинга. В 1954 году вышел его роман «Повелитель мух», исследующий историю морального падения человечества на примере группы детей, волею случая оказавшихся на необитаемом острове.
5. Что смотрели
В 1950-е годы телекомпании нанесли сокрушительный удар по киноиндустрии. Телевидение стало цветным. Теперь зритель мог наслаждаться яркой картинкой, не покидая собственного дивана. К середине 50-х годов телевизорами обзавелось порядка 65% американских семей. Впервые в истории доходы от продажи рекламы на телевидении превысили доходы радийщиков.
Стоит ли говорить, что кинопрокатчикам в ту пору пришлось туго. Впрочем, скоро ситуация выровнялась. Экраны телевизоров заполонили всевозможные шоу, а киноиндустрия, хоть и потеряла определенный (самый ленивый) процент своей аудитории, все же смогла выкарабкаться из кризиса.
6. Что слушали
В 1950-х произошла самая настоящая музыкальная революция. Черные артисты стали экспериментировать с традиционными, в том числе «белыми» музыкальными жанрами, смешивая ритм-н-блюз, кантри, госпел и многое другое. Правда, первое время эти эксперименты не выходили за пределы «расовых» радиостанций.
«Музыка черных «так и играла бы в гетто, если бы не счастливая случайность. Как-то, зайдя в музыкальный магазин, диджей кливлендской станции Алан Фрид заметил, что расовые пластинки пользуются огромным успехом у белых подростков.
Фрид убедил директора станции открыть еженедельное шоу, посвященное этим экзотическим мелодиям, которое назвал Moondog`s Rock And Roll Party («Рок-н-ролльная вечеринка Лунного Пса»). Так появилась новая, не знавшая расовой сегрегации музыка. А уже через пару лет рок-н-ролл захватил все танцплощадки мира.
7. О чем мечтали
1950-е годы стали, пожалуй, самым консервативным десятилетием прошлого века. Средства массовой информации пропагандировали образ традиционной патриархальной модели семьи.
В рамках этой системы женщине приписывалось не лезть в «мужские» дела, растить детей, слушаться мужа и, конечно, быть красивой. Все прогрессивное человечество вдруг словно бы забыло о популярной в прошлом идее равенства полов.
Самое удивительное, что дам 50-х такое положение дел более чем устраивало. Скорее всего, за годы войны женщины просто устали быть сильными. Им хотелось отдохнуть от тяжелого труда на благо родины и посвятить свое время себе и своим близким.
Заветной мечтой образцовой домохозяйки 50-х была высокотехнологичная чудо-кухня, делавшая процесс приготовления любимых блюд еще проще, и новый пылесос.
8. О ком мечтали
Голливудские кумиры «золотого века» – Джеймс Стюарт, Кэри Грант и Гэри Купер – в 50-е годы все еще показывались на экранах, но уже не тревожили сердца юных американок. Фабрика Грез отчаянно нуждалась в свежей крови.
Тогда-то на экранах появился Марлон Брандо. Суровый мужественный образ актера резко контрастировал с кошачьими повадками предыдущего поколения королей Голливуда. Однако именно таким публика видела героя своего времени. В 1953 году на экраны вышла картина «Бунтарь», прославившая артиста в качестве секс-символа эпохи рок-н-ролла.
Еще одним живым воплощением бунтарского духа 50-х стал Джеймс Дин. Свою первую серьезную роль в большом кино актер получил в 1953 году. В фильме «К востоку от рая», экранизации произведения Стейнбека, Дин сыграл современного Каина – юношу, ревнующего отца к своему брату.
Следующей картиной в карьере артиста стала лента Николаса Рэя «Бунтарь без причины». После выхода фильма Брандо пришлось потесниться на своем пьедестале.
В третьей своей ленте «Гигант», устав от навязшего на зубах образа красавчика со сложным характером, Дин исполнил роль техасского нефтяного магната средних лет. К несчастью, эта работа оказалась лебединой песней артиста. В 1955 году Дин погиб в автокатастрофе.
Ну и, конечно, невозможно не упомянуть «короля рок-н-ролла» Элвиса Пресли – именно на 1956-1958-е годы пришелся первый пик популярности этого паренька из Мемфиса. Немалую роль в этом сыграло развивающееся национальное телевидение. Именно с трансляции хита «Shake, Rattle & Roll», исполненного 23-летним Пресли на передаче «Стейдж Шоу» братьев Дорси, и началась повальная элвисомания, охватившая вскоре всю Америку.
Автор: Валентина Гольцберг