В истории происхождения русских имен исследователи выделяют три этапа: дохристианский, период после крещения Руси и период после Великой Октябрьской Революции
Дохристианский этап характеризовался тем, что родители сами придумывали ребенку имя, исходя из различных признаков: времени года, внешности малыша, его характера. Так появились имена Зима, Смеяна, Забава, Молчан. Были и менее благозвучные имена — Тугарин, Немил, Некрас. Родители верили, что они смогут защитить новорожденного от злых духов, болезни и смерти.
После введения христианства ребенок получал имя от священника в зависимости от церковного календаря: имена распределялись по дням года. Древнерусские имена были заменены церковными и детей называли в честь святых.
В дореволюционной России имена давали в зависимости от социальной среды. В 18 веке девочек из крестьянских семей называли Василисами, Феклами, Федосьями, а в дворянской среде использовались такие имена как Ольга, Елизавета, Александра.
Имена для всех
Несмотря на четкое разделение сословий, некоторые имена были универсальными. И дворянским, и крестьянским девочкам давали такие имена, как Мария, Анна, Анастасия, Александра. Изначально, по святцам, использовать имя Мария было запрещено, поэтому девочек называли Марья или Мария, но с ударением на первый слог.
Однако после реформ Никона в 17 веке имя и получило огромную популярность среди девочек-дворянок. В 19 веке имя Мария стало самым популярным у дворян, затем так своих дочерей стали называть купцы и даже крестьяне. В конце 19 века дворяне все реже и реже давали дочкам имя Мария. Все потому, что оно стало слишком «крестьянским» и ушло в народ.
Такие имена, как Екатерина, Анна и Елизавета, тоже пользовались спросом у дворян — именно так звали российских императриц. Однако со временем дворяне отказывались от подобных имен: опять же, из-за того, что слишком много крестьян и купцов стали так называть дочерей.
Для крестьянок
Крестьяне давали детям имена по святцам. Считалось неприличным, если девочка получит имя, неподходящее ей по статусу. Поэтому родители не называли дочек именам императриц, царских особ и княгинь. Крестьяне избегали даже имен, которые были в ходу в семьях помещиков и купцов. Так что крестьяне чаще всего выбирали имена малоизвестных святых — девочка могла стать Марфой, Феклой, Дарьей, Агафьей, Анфисой, Евдокией, Акулиной.
Нередко бывало, что дворянское имя меняло форму после перехода в крестьянское: «отпадали» заглавные буквы, имя становилось проще и короче. Вот откуда взялись Настасья вместо Анастасии, Катерина вместе Екатерины, Алена вместо Елены.
Для дворянок
Знатные семьи не боялись давать дочкам имена княгинь и императриц, а также особо почитаемых святых. Вот почему среди дворянских девушек было так много Елизавет, Софий и Екатерин. Девочек часто называли в честь княгини Ольги, Софьи Палеолог и императрицы Екатерины II. Причем подобные знатные имена давали дочкам только богатые аристократы или представители дворянского рода: купцы и помещики остерегались называть дочек такими именами.
Еще одним «трендом» в дворянских семьях стали заграничные имена. Благодаря Петру I, российские аристократы стремились во всем подражать Европе. Отсюда мода на заграничную одежду, учителей, книги и, конечно, имена. Поэтому дворяне часто давали дочкам такие имена, как Элоиза, Марго, Натали, Элизабет.
Иногда «крестьянское» имя вдруг становилось «дворянским» из-за возросшей популярности. Например, А.С. Пушкин «превратил» крестьянское имя Татьяна в дворянское, благодаря своей героине Татьяне Лариной из романа в стихах «Евгений Онегин». В результате дворяне стали называть дочерей Танями, несмотря на то, что раньше имя было в ходу только у помещиков и крестьян.
Случалось и так, что девушкам после замужества приходилось менять имя на более знатное. Так, супруга поэта Н. А. Некрасова Фекла, которая родилась в простой крестьянской семье, стала Зинаидой, когда вышла замуж за поэта. Забавно, что имя Зина девушке придумал сам писатель, который активно занимался ее образованием и пытался привить хорошие манеры.
Несмотря на изначально строгое разделение по статусу, со временем, имена могли переходить из одного сословие в другое, теряя или, наоборот, приобретая популярность. После революции граница между сословиями была разрушена и родители могли называть детей любыми именами.