«Жестокий романс» не понравился многим. Кто из персонажей разочаровал зрителей

Редакция Femmie,
редакция Femmie

И критики, и зрители считали, что режиссер опошлил пьесу Островского.

Х/ф «Жестокий романс» / Мосфильм

Почти 40 лет назад Эльдар Рязанов представил свою новую картину — «Жестокий романс». Фильм завоевал симпатии миллионов зрителей и спустя десятилетия остается в числе любимых. Но даже среди поклонников творчества Рязанова были и те, кто не оценил мелодраму. Расскажем, за что ее критикуют зрители.

Зиновий Гердт тоже не пощадил «Жестокий романс»

«Жестокий романс» вышел в 1984-м и стал лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран». Картина удостоилась нескольких наград, в том числе получила главный приз международного кинофестиваля в Дели «Золотой павлин».

В мелодраме Эльдара Рязанова зрители увидели плеяду советских кинозвезд: Алису Фрейндлих, Никиту Михалкова, Андрея Мягкова, Алексея Петренко, Виктора Проскурина, Александра Панкратова-Черного. Одну из главных ролей режиссер отдал Ларисе Гузеевой, которая тогда только окончила театральный институт. Для начинающей актрисы роль Ларисы Огудаловой стала кинодебютом.

Х/ф «Жестокий романс» / Мосфильм

И хотя Рязанов снял фильм по мотивам пьесы Островского «Бесприданница», при просмотре многие сравнивали его с классикой литературы 19 века. Критики подчеркивали, что режиссер опошлил пьесу.

«Фильм этот сделан не „по мотивам Островского“. Он сделан по другим мотивам! Милый, очаровательный. добрый, общительный, но, увы, безнравственный — таким защитники фильма видят Паратова. И создатели фильма приложили немало сил, чтобы показать его именно таким. Однако у Островского иначе!», — писал Д. Урнов в статье «Почему о „Романсе“?».

⁣⁣«Высокую драму Островского опустили до уровня простенького водевильчика! Вот что тут непонятно, вот что заставляет спрашивать все снова и снова: как можно было пойти на такую утечку духовной энергии, заключенной в пьесе…», — отмечал Е. Сурков в своей разгромной статье в «Литературной газете».

Даже Зиновий Гердт, друживший с Рязановым, раскритиковал его «Жестокий романс». После этого режиссер прекратил всякое общение с актером.

Рязанова критиковали и за игру Ларисы Гузеевой: из-за своей неопытности она потерялась на фоне маститых Михалкова и Фрейндлих. Однако режиссер не раз говорил, что создает свои фильмы не для критиков, а для зрителей. А большинство из них как раз полюбили «Жестокий романс» с первого же просмотра и до сих пор пересматривают эту картину. Но среди зрителей есть и те, у кого мелодрама не вызвала никакого восторга.

Зрителям не нравится Паратов в исполнении Никиты Михалкова

Х/ф «Жестокий романс» / Мосфильм

«Фильм — лживый, и талант тут сыграл плохую роль — украсил ложь, сделал её привлекательной. У Островского образ Паратова — самый подлый из всех персонажей. Но Михалков так обыграл его отдельными штришками, что получился Паратов этаким мировым парнем в сравнении с внешне более убогим Карандышевым. А Эльдар Рязанов к тому времени просто уже и очень доверял мнению актёров.»

«Михалков ничего и не играет, ему нравится унижать людей, и унижение пропагандируется в фильме, дальше его нет смысла смотреть»

Зрители не оценили персонаж Ларисы Гузеевой

Х/ф «Жестокий романс» / Мосфильм

«У этого фильма два минуса. 1. Игра Гузеевой. Она просто никакая 2. Ну и зачем надо было укладывать Ларису в постель к Паратову? Для чего?»

«Основное отличие сценарного „Жестокого романса“ от литературной „Бесприданницы“ в том, что в „Бесприданница“ Лариса Огудалова, персонаж положительный, заслуживающий жалости. А в „Жестоком романсе“ положительных нет никого. Жалости не заслуживает никто. Лариса, после гонок пароходов, в дальнейшем ведёт себя просто омерзительно»

В фильме не чувствуется эпоха Островского

Х/ф «Жестокий романс» / Мосфильм

«Пьеса это пьеса, а фильм Рязанова- это нечто другое. Рязанов осовременил историю, рассказанную Островским, оставив имена персонажей и декорации с костюмами 19-го века. А можем ли мы воспринимать его вариант без внутреннего „подстрочника“, заданного нам пьесой, которую проходили в школе?»

«Пьеса Островского глубже. И сюжетные линии и описания характеров. Кино упрощает и сокращает все. Сыр и сухарики „со вкусом сыра“»

«Фильм скучный и муторный, без атмосферы, пьеса так и клокочет страстями, а фильм — её бледная копия»

«Весь фильм выдержан в стилистике „шмель на хмель“. Просвещённые компетентные цыгане 1870-х годов с подачи знатного меломана Паратова поют песню на слова Редьярда Киплинга, которому в то время едва исполнилось 12 лет, который ещё не стихотворствовал, и которого в России не знали вплоть до начала ХХ века»

1
4
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook