Высший свет Парижа с нетерпением ждал каждую ее книгу, боясь признаться в этом самому себе. Но писательница с мужским именем была всегда и прежде всего женщиной.
1. Аврора: вне классов и сословий
Уже своим происхождением она нарушала нормы приличного общества.
Ее отец Морис Дюпен принадлежал знатному роду, сделал успешную военную карьеру и служил адъютантом у Мюрата. Более того, через серию внебрачных связей отец писательницы приходится внуком главному маршалу Франции Морису Саксонскому, который, в свою очередь, был внебрачным сыном курфюрста Саксонского, короля польского и великого князя литовского Августа Сильного. А значит, Амандина Аврора Люсиль Дюпен (полное и настоящее имя Жорж Санд) была королевских кровей.
Мать писательницы Софи-Виктория Делаборд – простолюдинка. В молодости она работала танцовщицей в бульварном театре, потом стала любовницей богача. Когда она выходила замуж за Дюпена, ей было за 30, и внебрачная дочь Каролина на руках. Эту социальную разницу между родителями Аврора ощущала на себе с самого детства.
2. Девочка-скандал
После смерти отца Аврора осталась жить с бабушкой. Графиня считала, что мать девочки не сможет дать наследнице ее сына достойное воспитание. Этот раздор между матерью и бабушкой больно ранил маленькую Аврору и оказал влияние на всю ее жизнь. Само существование девочки началось со скандала, было неудобным для «приличного общества». Поэтому неудивительно, что впоследствии Жорж Санд взяла на себя роль трикстера.
С детства она предпочитала носить мужскую одежду (так как женская была не слишком пригодна для верховой езды) и отличалась независимостью суждений (так как была вынуждена постоянно искать свое место в конфликте матери и бабушки).
В 16 лет из-за болезни бабушки к Авроре перешли все права на управление имением. Теперь можно было совсем уж не обращать внимания на светское общество, а оно уже тогда было весьма шокировано той свободой, которую позволяла себе молодая девушка.
Впрочем, ее репутация была изначально подпорчена низким происхождением матери: несмотря на богатое приданое, она не могла считаться выгодной партией для женитьбы, а значит, и терять своенравной Авроре было нечего.
3. Эмансипе
Жорж Санд вышла замуж и стала матерью, но не нашла счастья в семейной жизни. Муж совсем не интересовался науками и искусством и оказался не способен утолить романтическую потребность девушки в исключительной любви, а жизнь в провинции вызывала скуку.
После череды обоюдных измен супруги пришли к соглашению: Аврора уехала в Париж, оставив мужу свое имение, ей полагалась лишь небольшая рента. При этом сохранялась видимость брака. С этого момента женщина сама определяла свою жизнь. И, учитывая, что на адюльтер светское общество смотрело сквозь пальцы, статус замужней женщины не столько мешал ее свободе, сколько наоборот – давал защиту.
Несмотря на это через несколько лет с мужем писательница все-таки развелась. Однако до определенного момента она хоть и эпатировала публику, но практически не вызывала серьезного общественного волнения. Настоящий шок парижский высший свет испытал только тогда, когда страстная натура Санд и ее многочисленные любовные связи нашли выражение в слове.
4. Неприкрытая чувственность
В скандальном романе «Лелия» разочарованная в любви героиня меняет любовников одного за другим, однако не может получить физического удовлетворения. Она ведет жизнь, полную «самопожертвования и самоотречения», так как соглашается дарить наслаждение, которое не может испытать сама.
Своеобразный романтический «Калифорникейшн» XIX века, только радикальнее, так как в роли Дон-Жуана выступает не мужчина, а женщина. К слову, такой тип героини редкость даже для нашего времени и вызывает неизменный интерес публики: от Шэрон Стоун в «Основном инстинкте» до Саши Грей. Особо ретивые критики требовали сжечь книгу, наполненную настолько низменными и бесстыдными помыслами.
Скандал вызвали и «Письма к Марси», где Санд размышляла о равенстве полов в любовном союзе, о разводе и возможности счастья для девушки без замужества, о роли страсти в жизни женщины. Газета «Монд», где впервые печатались эти письма, сняла их с публикации. Такой откровенный разговор о женской чувственности и равноправии был неприемлем.
5. Мужской костюм
В первые годы жизни в Париже Аврора эпатировала публику демонстративным ношением мужского костюма. На самом деле, это был не столько знак протеста, сколько вынужденная мера, позволявшая ей экономить на нарядах. А так как превыше всего Аврора ценила независимость, то она не могла пойти по известному пути и пуститься на поиски богатого покровителя. Оставалась литература.
6. Жорж Санд
Аврора стала одной из первых женщин, для которой литература была не просто хобби и предметом светской беседы, но настоящей профессией. Во многом именно недостаток финансов побудил ее взяться за перо. Вытребованной у мужа ренты не хватало на комфортную жизнь в столице.
Два первых романа она написала совместно с Жюлем Сандо. Следующий роман («Индиана») стал полностью самостоятельной работой писательницы. Именно на его обложке впервые появился знаменитый псевдоним – Жорж Санд. Выбор псевдонима был маркетинговым ходом, прошлые романы Авроры и Сандо хорошо продавались, а после их разрыва издатель не захотел терять раскрученное имя — вот и выбрали что-то похожее.
Успех книги позволил заключить контракт с издательством «Ревю де Дё Монд», что поправило финансовое положение писательницы.
7. Лесбиянка
Она шокировала общество мужским костюмом, писала о себе в мужском роде, выступала за равенство полов, открыто говорила о своей чувственности. В общем, позволяла себе куда больше, чем могли позволить другие. Все это раздражало французское общество и служило богатой пищей для слухов и домыслов. К примеру, многие до сих пор считают Жорж Санд лесбиянкой, хотя никаких достаточных подтверждений этому нет. Да, мы знаем, что писательницу связывала очень близкая дружба с актрисой Мари Дорваль, но носили ли эти отношения сексуальный характер неизвестно.
8. Femme Fatale
Санд вполне можно назвать «роковой женщиной». Как правило, именно она становилась инициатором любовной связи, что было нетипично для XIX века. Собственные любовные переживания явились тем материалом, из которого выросли книги Жорж Санд.
Любовники писательницы обычно были на несколько лет младше ее, и ко многим из них она испытывала, в том числе, материнские чувства. Среди наиболее известных возлюбленных Жорж Санд ее соавтор Жюль Сандо, писатель Проспер Мериме (автор знаменитой «Кармен»), поэт Альфред де Мюссе, чей сборник «Сказки Италии и Испании» живо хвалил Пушкин.
Но самым знаменитым возлюбленным Жорж Санд стал, конечно же, Фредерик Шопен. С польским композитором Санд прожила почти девять лет. Писательница поддерживала Шопена материально и фактически была главой их неофициальной семьи. Однако эти отношения были неоднозначными и мучительными – как для Шопена, так и для Санд. Свое видение этой любовной связи Санд описала в романе «Лукреция Флориани».
9. Свобода, равенство и братство
Жорж Санд впервые придала чувственности политический смысл. Она одной из первых открыто заявила, что женщина может претендовать не только на роль жены и матери. Прежде всего, писательница добивалась равенства полов в любви.
Союз мужчины и женщины стал той опорной точкой, из которой и началась борьба женщин за свои права. Утверждение женщины таким же активным субъектом любовных взаимоотношений (а не просто трофеем, который подлежит завоеванию) – вот главное, что сделала Санд.
Но ее претензии простирались еще дальше. Писательница хотела не просто освободить любовь, но и сделать ее средством преодоления социальных границ и уничтожения социальной несправедливости. В духе христианского социализма Санд проповедовала утопическую идею смешения классов и сословий через любовные союзы.
Случившуюся в 1848 году республиканскую революцию Жорж Санд, с юности увлекавшаяся идеями Руссо, полностью приняла. Некоторое время она даже редактировала «Бюллетень Республики». А после подавления революции писательница выступила в качестве правозащитницы, сумев смягчить наказание для многих республиканцев.