Оставлять чаевые — обязанность или все же добрая воля клиента? Споры вокруг этой темы не утихают долгие годы. Одни уверены, что вознаграждение официанта — важная часть ресторанного бизнеса, другие считают, что рестораны должны платить зарплату официантам из своего кармана, а не из кошелька посетителей. Возможно, они и правы.
Рассказываем про 5 веских аргументов, почему чаевые официантам давно пора отменить.
Отсутствие законных оснований
Сегодня не существует закона, в котором была бы закреплена обязанность посетителя ресторана или кафе отдавать чаевые, независимо от того, зафиксирована эта сумма в счете или нет, — говорит адвокат Светлана Бурцева.
По сути, вознаграждение официантам выплачиваются лишь на основе устоявшейся традиции. Причем в разных странах своя версия о том, как она возникла. Например, в России в 18-19 веках было принято давать официанту немного денег сверху, чтобы он был чуть более расторопным.
Сегодня официанту больше платят за внимание и сервис, но это, опять же, негласные правила.
«Оставлять или нет — всегда исключительно на усмотрение гостя: он решает. Здесь нет правил, и это нас отличает от сервиса в Европе», — говорит управляющий ButterBro Gastrobar Алина Волоколовская.
Поэтому, если вам включили в счет чаевые и настаивают на том, что вы должны их оплатить, то с юридической точки зрения это «неосновательная денежная сумма, требуемая с потребителя», — отмечает Светлана Бурцева.
Потому что в других профессиях нет чаевых
У официантов небольшая зарплата и чаевые — их основной доход, говорят сторонники вознаграждения. Но разве невысокий заработок в профессии — основание для обязанности платить чаевые?
«Многие современные работники получают маленький заработок. К ним относятся библиотекари, продавцы, дворники, водители и другие лица. Но им же читатели, покупатели, жильцы, пассажиры и прочие не дают дополнительные средства. Люди, соглашающиеся работать официантами, должны рассчитывать только на официальную зарплату. Рассчитывать, что все посетители будут их жалеть и подавать чаевые, просто глупо. Да и унизительно», — считает автор одной из статей по этой теме.
Сложно не согласиться, ведь мы привыкли, что в большинстве других сфер благодарности в виде простого «спасибо» вполне достаточно.
Чаевые стимулируют работодателя не платить
Как отмечают сами рестораторы, чаевые составляют значительную, а иногда и основную часть дохода персонала.
«Самому заведению чаевые ровным счетом ничего не приносят — это исключительно заработок обслуживающего персонала. Тем не менее, в некоторых ресторанах в каждодневное распределение премиальных сумм включают и топ-менеджеров», — говорит арт-директор ресторанного холдинга Gastronomica Александра Кутепова.
Однако, выплата заработной платы сотруднику — это в первую обязанность работодателя. Таким образом, заведение перекладывает эту ответственность на посетителя — он платит за стандартное обслуживание, которое ему и так положено, плюс, должен оставить благодарность обделенному официанту.
Чаевые расхолаживают официантов
«Достала меня одна и та же ситуация с подругами! Приходим в кафе/бар, сидим, едим, пьем, приносят счет, и подруги никогда не оставляют чаевых! Никогда! Я так не могу. Подруги поджимают губы и цедят:»Ну ведь это их работа!». Да, это их работа! Но если официант тебя встретил, улыбнулся, ничего не напутал в заказе и подвергался 15 минутным расспросам из чего состоит твой цезарь и эти сырные палочки, неужели тебе жалко оставить ему эти 50 рублей?», — возмущается одна из участниц дискуссии на форуме по этой теме.
«Я оставляю чаевые, когда вижу, что официант действительно старается. И улыбается, и подробно отвечает на вопросы, и советует, и вообще умело делает вид, что рад меня видеть. Да, за создание хорошей атмосферы я готова оставить чаевые», — говорит одна из участниц этой же дискуссии.
Как ни странно, но быть приветливым и тактичным с гостями, рассказать о составе блюд, помогать с выбором — это, и правда, прямые обязанности официанта. Получается, что отсутствие чаевых становится основанием, чтобы работать плохо, плохо обслуживать, выказывать пренебрежение? Согласитесь, странно делать хорошо свою работу только за дополнительное поощрение. Ведь стюардесса улыбается пассажирам не за чаевые.
«Поведение официанта зависит от его воспитания и мотивации. Если он пришёл на работу только ради денег и не получает никакого удовольствия, появится злость и недовольство», — отмечает один из рестораторов. Но, зачем тогда работать?
Обязанность платить дополнительно ставит людей в неудобное положение
Часто посетители не могут не оставить чаевые, просто потому, что им неудобно. И платят, даже если не хотят. Конечно, можно этого не делать, но есть психологические факторы, общественное мнение, которые делают гостей кафе и ресторанов заложниками ситуации. Это часто портит и настроение, и впечатление от вечера, и заставляет не только нервничать, но и тратить лишнее.
Впрочем, даже сами официанты отмечают, что не стоит относится к чаевым слишком серьезно и превращать простой жест благодарности в трагедию.
«Официанты не заставляют никого нести, — пишет официант, который поднял тему чаевых в своем блоге. — Не оставляйте чаевые, если не хотите, или если официант их не заслужил — это ваше право. Не будьте забитыми омегами, которые чувствуют неловкость и не могут уйти, не оставив чаевые за простой стакан сока».
Для одних чаевые в ресторане — само собой разумеющееся действие, для других — странная обязанность, которая портит настроение и заставляет переплачивать. Возможно, что чаевые, действительно, давно пора отменить, но так ли просто отменить давнюю традицию? Наверное, лучше, и правда, быть проще: оставлять, если душа просит, уходить без чувства вины, если считаете, что платить не надо.