Судьбу одной из красивейших актрис советского кинематографа Елены Добронравовой трудно назвать счастливой. Хотя начало ее творческой биографии было вполне успешным. Первая же роль в кино — Кати Травниковой в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья» не только принесла актрисе любовь и признание зрителей, но и сделала ее лауреатом Каннского кинофестиваля.
Кто мог тогда подумать, что эта роль так и останется единственной значительной в биографии Добронравовой. И до конца жизни ей придется играть только небольшие эпизоды, да и тех будет с каждым годом все меньше и меньше.
«Тени великих родителей для детей тяжелы»
Коллеги по театру за глаза называли Елену Добронравову актрисой «не по призванию, а по происхождению». И доля правды в этих словах была, причем довольно большая. Елене действительно повезло родиться в одной из самых известных творческих семей Советского союза.
Ее отец, народный артист СССР Борис Георгиевич Добронравов, был одним из ведущих артистов МХАТа, там же служила и мама — Мария Юльевна. Кроме того, имелась еще и тетя Елизавета Георгиевна Алексеева, тоже Народная артистка СССР, работавшая в театре имени Вахтангова.
Неудивительно, что, проведя все детство за кулисами театра, Лена хотела быть только актрисой. Закончив школу с золотой медалью, девушка с первого же раза поступила в Школу-студию МХАТ.
Правда, проучившись там два года, Добронравова неожиданно перевелась в Театральное училище имени Щукина. По воспоминаниям сокурсников Елены, причиной этого поступка стал довольно сложный характер девушки. Например, она могла прямо посреди лекции перебить маститого преподавателя и начать доказывать ему, что он не прав. Или сорвать занятия, подбив всю группу отправиться смотреть репетицию какого-то спектакля. Наверное, сегодня такое поведение дочки знаменитого артиста назвали бы «мажорским».
Недаром актриса Наталья Белохвостикова, снимавшаяся вместе с Добронравовой в фильме «Тегеран-43» однажды обронила фразу:
«Тени великих родителей для детей тяжелы».
«Главное ее качество – невиданная красота»
Закончив училище, Елена Добронравова поступила в театр имени Вахтангова прямиком под крылышко своей знаменитой тетушки.
Тогдашний главный режиссер театра Рубен Николаевич Симонов с первых дней ввел Елену во все спектакли, причем сразу же на главные роли. И уже совсем скоро Добронравова стала одной из ведущих актрис. Она играла Офелию в Гамлете, Октавию в «Антонии и Клеопатре», Сашу в «Живом трупе» и много других значительных ролей.
«Главное ее качество – невиданная красота и необычное мышление» — говорил о Добронравовой ее коллега по театру Народный артист СССР Василий Лановой.
В 1955 году Добронравова стала лауреатом Каннского фестиваля
В 1954 году режиссер Иосиф Хейфиц пригласил Елену Добронравову в свой фильм «Большая семья» на одну из главных ролей Кати Травниковой. Роль, кстати сказать, одна из самых сложных в картине — разноплановая и очень эмоциональная.
По сценарию Катя — невеста главного героя Алексея Журбина (его в фильме играл Алексей Баталов). Но, попав в сети престарелого ловеласа Вениамина Семеновича, она вскоре становится его любовницей и бросает Журбина.
Узнав, что Катя от него беременна, Вениамин тут же разрывает с ней все отношения. Не в силах пережить позор, девушка уезжает из города и становится матерью-одиночкой.
Но все заканчивается хорошо: Алексей, забыв обиду, приезжает к Кате и после бурного объяснения, забирает ее с ребенком к себе.
Несмотря на то, что роль Кати была дебютной для Елены, справилась с ней молодая актриса просто блестяще. После выхода фильма на экраны Добронравова стала знаменитой на всю страну — открытки с ее портретом появились во всех газетных киосках, прохожие узнавали ее на улицах и просили автографы.
В 1955 году фильм «Большая семья» стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Самый лучший актерский ансамбль». В списке артистов, которых жюри включило в состав этого ансамбля, была и Елена Добронравова.
«Вы слишком солидно выглядите для этой роли»
Казалось бы, после такого успешного дебюта на Добронравову должны посыпаться предложения от режиссеров. Но этого почему-то не произошло. За последующие два года Елена снялась только в одной эпизодической роли — сыграла Соломию в картине «Триста лет тому».
А еще через год, в 1957 году, случилась и вовсе неприятная история. Режиссер Михаил Калатозов приступал тогда к съемкам фильма «Летят журавли» и искал исполнительницу главной роли. А писатель Виктор Розов, по повести которого был написан сценарий, настаивал, что хочет видеть в роли Вероники только Добронравову.
Обрадованная Елена благополучно прошла пробы и была уверена, что со дня на день ее позовут на съемки. И вдруг, как гром среди ясного неба, сообщение, что ее сняли с роли и Веронику играть будет Татьяна Самойлова.
«Вы слишком солидно выглядите для этой роли», — так объяснил Калатозов свое решение.
Из-за конфликта с режиссером Добронравова не сыграла главную роль в фильме «Офицеры»
В конце 50-х- 60-х годах Елена Добронравова снялась в десятке фильмов, причем в нескольких у нее даже были главные роли. Но ни одна из них не дотягивала до уровня Кати Травниковой, да и картины были большей частью проходные. Поэтому популярности актрисе они не прибавили.
А в самом начале 70-х Добронравову позвали сыграть Любу Трофимову в ставшем впоследствии культовым фильме «Офицеры». Но вскоре актриса потеряла роль из-за конфликта с режиссером. Причем режиссера Владимира Рогового не остановило даже то, что несколько эпизодов с актрисой уже было снято.
Как оказалось, Владимир Авраамович и Елена Борисовна по-разному видели образ героини. Режиссер настаивал, чтобы актриса играла верную жену, которая не обращает внимания на ухаживания друга мужа. А Елена считала, что ее героиня никак не может устоять перед другим мужчиной.
В итоге на роль была приглашена Алина Покровская, а все сцены с Добронравовой были пересняты.
При новом главном режиссере Добронравовой доставались лишь второстепенные роли
За всю свою творческую жизнь Елена Добронравова снялась всего в 17 кинофильмах и сыграла в 9 телевизионных спектаклях. Кроме Кати Травниковой зрителям запомнились ее глухонемая с собачкой из «Щит и меч», Вильма Мартинелли из «Их знали только в лицо», Веденина из «Командира счастливой «Щуки», Надя из «Золотого эшелона».
Последний раз на экране Елена Борисовна появилась в 1980 году. В фильме «Тегеран-43» она сыграла совсем маленькую роль секретарши адвоката.
В 50-60-х годах недостаток ролей в кино Елена Добронравова компенсировала плотной загруженностью в театре. Но в 1968 году Рубен Николаевич Симонов умер и театр имени Вахтангова возглавил его сын Евгений.
При новом главном режиссере на первый план выдвинулись молодые актрисы, а на долю Добронравовой остались лишь второстепенные роли. Да и тех с каждым годом становилось все меньше и меньше.
Тем не менее, чтобы не расставаться со сценой, Елена Борисовна соглашалась даже на самые маленькие роли. И пока позволяло здоровье, она каждый день приходила в свой любимый театр.
В последние годы Елена Добронравова находилась в глубокой депрессии
О личной жизни Елены Добронравовой сведений совсем не много. Известно, что актриса была замужем всего один раз, за известным писателем Эдуардом Шимом. Детей у них не было.
Поначалу этот брак был счастливым: супруги вместе посещали различные творческие мероприятия, принимали у себя знаменитых писателей, артистов, политиков. Но постепенно безоблачная супружеская жизнь сошла на нет. Что именно стало причиной развода, ни Добронравова, ни Шим никогда не афишировали.
В последние годы Елена Борисовна впала в глубокую депрессию и практически ни с кем не хотела общаться. Исключение она делала лишь для нескольких коллег по театру.
Добронравова умерла 24 января 1999 года. Похоронили актрису рядом с родителями на Новодевичьем кладбище.