Она родилась без рук и ног, но научилась не только шить и писать, но и рисовать с таким уровнем мастерства, что ее работы невозможно отличить от лучших миниатюристов начала XIX века. Она жила в эпоху суеверий, непонимания и отсутствия медицинской помощи и смогла добиться успеха, несмотря на свои ограниченные возможности. Расскажем о судьбе художницы Сары Биффен.
Родилась без рук и ног и содержала всю семью
В 1784 году в бедной семье Биффен, жившей в одной из деревень графства Сомерсет, родилась дочь Сара. Она была не такой, как остальные дети — без рук и ног. Отец и мать с первого дня понимали, что у девочки будет очень тяжелая жизнь.
Когда Саре исполнилось 8 лет, она решила научиться шить. Но как это можно сделать без конечностей? Девочка держала иглу ртом и плечом, а потом научилась писать.
«Родители не одобряли мое желание научиться шить, считая его совершенно непрактичым. Однако меня это не испугало, и всякий раз, когда отец и мать отсутствовали, я постоянно тренировалась, пока, наконец, не научилась ртом продевать нитку в иголку, завязывать узел, делать причудливую работу и шить платья», — вспоминала потом Сара.
Эти навыки помогли ей прокормить всю семью: в 20 лет она стала ученицей Эммануэля Дюкса, который демонстрировал ее способности на передвижных ярмарках по всей Англии. Следующие 15 лет она ездила по всей стране в качестве ярмарочного аттракциона.
Сара зарабатывала 5 фунтов стерлингов в год и содержала своих родителей. Вскоре ее стали называть «Чудо без рук и ног» и «Восьмое чудо». Работая у Дюкса, Сара она научилась рисовать ртом. Ее талант поражал всех, кто видел ее картины — пейзажи или портретные миниатюры на слоновой кости.
Кисть для рисования была прикреплена к большому пышному рукаву, закрывавшему короткую культю верхней части руки. Рисуя, она наклоняла правое плечо вперед, почти касаясь стола. Художница фиксировала и убирала кисть зубами, когда нужно было ее помыть. Она заявила, что у нее есть преимущество в живописи: гораздо легче писать короткой кистью.
Талантом Сары восхищалась аристократия, а муж присвоил себе ее деньги
На одной ярмарке в Эдинбурге присутствовал Джордж Дуглас, 16-й граф Мортон, который заказал ей написать свой портрет. Он был впечатлен ее мастерством и взял под свое покровительство. Благодаря ему, она получила начальное образование у Королевского академика Уильяма Маршалла Крейга — в то время, когда женщинам было запрещено учиться в школах Королевской академии.
Сара преодолела культурные и социальные барьеры, связанные с гендером, имея при этом серьезную генетическую инвалидность. Поразительно то, что инвалидность вывела ее за рамки социальных и культурных норм для женщин. Биффен достигла того, чего не могли добиться даже полностью здоровые женщины.
В 1821 году Сару наградили Большой серебряной медалью Общества искусств, а ее работы выставили в Королевской академии. Она брала выгодные заказы и путешествовала по Европе. Биффен стала достаточно популярной: ее лондонская студия была упомянута в романах Чарльза Диккенса «Николас Никльби», «Мартин Чезлвит» и «Лавка древностей».
В 1824 году Саре исполнилось 40 лет, она вышла замуж за банковского клерка Уильяма Райта. Брак продержался все пару лет, но еще до развода Уайт тайком от жены присвоил себе большую часть ее сбережений. В годы замужества она подписывала свои работы «миссис Райт», но после расставания с Уильямом вновь ставила фамилию «Биффен».
Ее покровитель граф Мортон умер в 1827 году. Без поддержки благородного спонсора Биффен столкнулась с финансовыми проблемами. В последние годы, когда ее мастерство пошло на убыль, ее поддерживала пенсия, присуждаемая королевой Викторией, чей портрет она нарисовала в 1848 году. Королева также купила портрет своего отца, герцога Кентского, сделанный Биффен в 1839 году.
Сара мечтала пересечь Атлантику, но этому не было суждено сбыться. Биффен умерла в 1850 году в возрасте 66 лет. В 2019 году на одном из аукционов ее автопортрет продали за огромную сумму — 137 000 фунтов стерлингов. В конце 2022 года в Англии состоялась первая за сто лет выставка работ Сары Биффен.