Алиса Фрейндлих, Нонна Мордюкова, Татьяна Доронина, Ирина Мирошниченко — каждая из этих легендарных актрис сыграли совершенно разных героинь за свою карьеру. Но у них есть работы в кино, которые больше всего запомнились зрителям. Вот 10 главных ролей советских артисток, которые невозможно забыть.
В фильме «Летят журавли» вместе с Татьяной Самойловой плакал весь мир
Роль Вероники в драме «Летят журавли» прославила Татьяну Самойлову не только на весь СССР, но и на весь мир. Но главная героиня могла выглядеть совсем иначе: ее сначала должна была играть Елена Добронравова.
Когда режиссер Михаил Калатозов увидел Татьяну Самойлову, то решил, что Белку должна сыграть именно она. Однако автор пьесы и сценарист Виктор Розов был категорически против: начинающая актриса совершенно не соответствовала типажу из его произведения.
Кроме того, Самойлова слишком выделялась «несоветской внешностью», к тому же она была брюнеткой. А до того момента все главные женские роли в нашем кино играли только светловолосые актрисы. Но Калатозов снял с роли Добронравову и добился утверждения Самойловой. Как оказалось, чутье не подвело его.
Большую часть фильма Татьяна отыгрывала драму только глазами — никакой лишней экспрессии, все переживания слово спрятаны внутри. И лишь в финальной сцене Вероника дала волю слезам, осознавая, что больше никогда не увидит Бориса. А вместе с ней заплакал и весь мир.
Не казачка и не ведьма. Эта роль Людмилы Хитяевой действительно особенная
У Людмилы Хитяевой сложно выделить одну лучшую роль. Для одних зрителей это Екатерина Воронина в одноименном фильме, для других — Дарья в «Тихом Доне» или же Лушка в «Поднятой целине», или дивная Солоха в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Но сыгранная ею главная героиня в драме «Евдокия» сильно отличается от этих персонажей.
В фильме Татьяны Лиозновой она сыграла женщину, чье призвание в жизни быть матерью. Хитяева на экране вдруг не смелая казачка, а простая женщина, которая растит с супругом пятерых детей — чужих. Волей судьбы в разное время малыши попали в дом Евдокии, где их окутали любовью и заботой.
Зрители влюбились в Евдокию с первой же минуты. Они увидели всю ее жизнь — с 19 до 60 лет. Кстати, самой Хитяевой на момент съемок был 31 год. Перевоплотиться в Евдокию в молодые годы оказалось проще, чем сыграть ее зрелую. Гримеры использовали несколько трюков, чтобы сделать из актрисы женщину вдвое старше.
«Мне белили виски. А еще сжимали мое лицо и вот эти все морщины рисовали и покрывали специальным лаком», — вспоминала актриса.
Режиссер назвала Евдокию «душой и сердцем» нашей страны — и с этим согласны миллионы зрителей.
Татьяна Доронина сначала не хотела играть Нюру в драме «Три тополя на Плющихе»
В другом фильме Татьяны Лиозновой — «Три тополя на Плющихе» — главную роль сыграла Татьяна Доронина. Простая деревенская женщина Нюра едет в город, чтобы продать на рынке мясо. Дома ее ждет не слишком ласковый муж и дети.
И вдруг Нюра, неожиданно для самой себя, влюбляется в шофера такси. Это была первая и, возможно, последняя любовь в ее жизни. И любовь взаимная. Но Нюра так и не решилась кардинально изменить свою жизнь и не вышла на свидание к Саше. Семья оказалась для нее важнее.
Многие с замиранием сердца смотрели тот эпизод, когда Саша ждал ее под окнами, а она в смятении металась по квартире. Некоторые зрители ждали, что Нюра вот-вот выйдет к нему. А другие, наоборот, обрадовались, когда главная героиня не пошла на поводу у своих чувств.
За эту роль Татьяну Доронину назвали лучшей актрисой СССР в 1968 году. Интересно, что поначалу актриса не хотели сниматься в фильме Лиозновой. Ей не нравилось, что ее героиня из деревни. Но после фотопроб Доронина согласилась и не пожалела. Когда фильм вышел на экраны, миллионы зрительниц хотели такую же прическу, «как у Нюры».
Екатерина Савинова в фильме «Приходите завтра» сыграла саму себя
Наивная, простая, громкая Фрося Бурлакова покорила наши сердца с первых же минут. Для Екатерины Савиновой эта роль стала самой известной в ее карьере. Актрисе не понадобилось много усилий, чтобы так естественно сыграть Фросю: история персонажа во многом — судьба Савиновой.
«Мамино выходное платье», «шесть стаканов чая» — все это взято из ее настоящей жизни в алтайской деревне Ельцовка. Громкий голос и манеру разговаривать Екатерина позаимствовала у реальной племянницы мужа — режиссера Евгения Ташкова, который и снял этот легендарный фильм.
Когда у Савиновой начались проблемы со здоровьем, съемки поставили на паузу на целый год. Когда члены худсовета увидели часть отснятого материала, хотели и вовсе запретить дальнейшую работу над картиной. Они считали игру Савиновой бездарной, а вот зрители с ними категорически не согласны. Фросю Бурлакову невозможно не любить.
Фильм «Цыган» начали снимать благодаря Кларе Лучко
Из всех своих работ в кино Клара Лучко с особой любовью отзывалась о роли в драме «Цыган» и ее продолжении. Большинство зрителей тоже запомнили именно ее Клавдию. Поклонники таланта Лучко всегда благодарили ее за эту героиню.
«Люди до сих пор благодарят меня за эту роль. За ту большую любовь, за чистоту чувств, за доброе материнство, за самопожертвование. То есть за такие прекрасные качества, которые должны быть присущи каждой женщине, каждой матери», — писала артистка в своей книге «Я — счастливый человек».
Но мало кто знает, что легендарный фильм «Цыган» начали снимать именно благодаря Кларе Лучко. Руководство киностудии перенесло съемки, не назвав конкретную дату. Все попытки режиссера Александра Бланка не принесли результата. И тогда Лучко по совету своего мужа добилась приема у руководства Госкомитета по телевидению. Через 3 дня после визита Клары к чиновникам стартовали съемки «Цыгана».
Без Алисы Фрейндлих мы не увидели бы «Служебный роман»
Без согласия Алисы Фрейндлих на роль не было бы не только всеми любимой «мымры» Людмилы Прокофьевны, но и вообще «Служебного романа». Эльдар Рязанов писал сценарий к фильму исключительно под эту актрису.
Когда приступили к съемкам, ни режиссер, ни Фрейндлих вместе с другими актерами и предположить не могли, какой оглушительный успех ждет после премьеры.
В начале фильма Калугина в невзрачном и скучном образе, а потом кардинально преображается. Стиль «мымры» — это заслуга Фрейндлих. Она сама выбирала наряды похуже и искала такие же аксессуары. Те самые очки в толстой оправе принес оператор фильма. Он взял их на время у своего отца. Прическа Калугиной — тоже инициатива актрисы. Она сама так зачесала волосы.
Зрителей потрясли в Калугиной не только внешние, но и личные перемены. Фрейндлих поразительно точно передала все нюансы ее характера до и после преображения: и вот перед нами уже не мымра с железным характером, а роскошная женщина с тонкой натурой.
Эльдар Рязанов переписал сценарий фильма «Вокзал для двоих» под Людмилу Гурченко
У кинодивы Людмилы Гурченко огромный разброс ролей — от комедийный до драматических. В фильмографии актрисы невозможно выделить одну лучшую работу, но очень близкой и понятной многим оказалась ее Вера из «Вокзала для двоих».
В фильме Эльдара Рязанова она сыграла официантку вокзального ресторана в провинции. Вера, у которой вроде бы роман с проводником поезда, по сути, все равно одинока.
Она и предположить не могла, что встретит любовь всей жизни в лице пианиста-интеллигента, который опоздал на свой поезд и остался на вокзале.
И получилось так, как и бывает в жизни: начавшееся со ссоры знакомство переросло в симпатию, а затем и в любовь.
Мало кто знает, что сначала на главную женскую роль Рязанов планировал пригласить молодую и желательно неизвестную актрису, поскольку по сценарию Вере было всего 18 лет. Но, встретившись случайно с Гурченко, режиссер переписал весь сценарий только под нее. Он сразу понял, почему именно эта актриса идеально сыграет официантку из провинции.
«Ее происхождение, социальное окружение детства, доскональное знание провинциальной жизни, умение показать окраинную интонацию оказались неоценимы. Она в какой-то степени играла эту женщину окраины, но в какой-то степени и была ею», — писал Рязанов.
Зрители надолго запомнили истеричную жену Ненарокова из фильма «Экипаж»
Из всех героев фильма-катастрофы «Экипаж» зрители больше всего сочувствуют пилоту Валентину Ненарокову. Жена Алевтина изводит его скандалами и упреками на пустом месте. В конце концов совместная жизнь становится невыносимой для Валентина.
Истеричную супругу сыграла Ирина Акулова. Эта роль одновременно и прославила актрису на весь Союз, и стала для нее огромным испытанием. Большинство зрителей ассоциировали Акулову с Алевтиной, не стесняясь выражать негатив в ее адрес.
Но Ирина вне экрана была полной противоположностью своей героини. Поэтому режиссеру Александру Митте пришлось пойти на ухищрения, чтобы вытянуть из артистки тот самый нерв.
Митта оставлял съемки некоторых сцен на ночное время. Акуловой говорили, что ее партнер Анатолий Васильев вот-вот появится на площадке, но время шло, а его не было. Актриса засыпала, а режиссер несколько раз за ночь будил ее: съемки скоро начнутся. Но ничего не происходило, потому что это был трюк Митты.
Он знал, что если Ирина не выспится, то сцены ссоры с Васильевым сыграет так, как нужно по сценарию: будет кипеть от злости и усталости. Так и получилось.
После роли в фильме «Родня» Нонна Мордюкова стала родней для всей страны
Еще одна актриса с огромным диапазоном ролей — Нонна Мордюкова. Но в зрительском рейтинге первое место занимает ее роль в драме «Родня». Актриса так сыграла бойкую тещу и любящую мать, что зрители назвали ее родней всей страны.
И хотя сегодня не все поступки Марии Васильевны понятны, эту героиню невозможно не любить. Она говорит правду, даже если близким от этого больно. Но в то же время героиня Мордюковой трогательная и по-хорошему смешная, своих в обиду никогда не даст.
«Мы снимали на вокзале. Она села на скамейке, вот так, как она была одета, такой теткой деревенской. И народ пошел к Мордюковой. Кто детей крестить, кто нес яйца, кто булки, кто яблоки. Она — настоящая народная героиня», — вспоминал Никита Михалков.
Мало кто знает, но сценарий «Родни» Виктор Мережко писал исключительно под Нонну Мордюкову и по ее же просьбе. Она хотела сыграть «хорошую сельскую тетку». Однако, увидев свою роль, долго спорила с Михалковым, потому что не хотела появляться на экране с золотыми зубами и перманентной завивкой на волосах. Но в итоге режиссеру удалось отстоять именно этот образ — и Мордюкова в нем очень пронзительна.
Ирина Мирошниченко сомневалась, оставят ли ее в главной роли в фильме «Дядя Ваня»
В «Дяде Ване» Ирина Мирошниченко — эталон женственности и привлекательности. Ее героиней любуются и мужчины, и женщины. В фильме Андрея Кончаловского блистательная блондинка сыграла Елену Андреевну, вторую супругу профессора Серебрякова. В нее-то и влюбляется дядя Ваня — Иван Войницкий, брат первый жены профессора.
Андрей Кончаловский видел Елену Андреевну как очень мягкую, даже порой вялую женщину. И определенные моменты во внешности должны были подчеркивать эти качества: длинные белокурые волосы и очень длинные ресницы — «как у коровы», говорил режиссер. Он настоял, чтобы актрисе приклеили такие пышные ресницы, которые добавляли бы ей трогательности.
На роль Елены Андреевны режиссер Кончаловский просмотрел десятки актрис. Ирина Мирошниченко прошла аж шесть кинопроб к этому фильму, причем три из них сделали, когда ее уже утвердили на роль. Поэтому актриса сомневалась, что вообще будет сниматься в картине. Но в итоге Кончаловский отстоял ее кандидатуру перед худсоветом.
Эпизод, в котором Елена Андреевна стоит у стены и отковыривает краску, Мирошниченко придумала сама. Она вспомнила, что Кончаловский требовал от ассистентов состаренные стены и просто между дублями попробовала оторвать кусок краски. А Кончаловскому понравилась эта импровизация — он вставил кадры в свою картину.