«Бриллиантовая рука», «Девчата», «Белое солнце пустыни» — советский кинематограф 60-х годов подарил нам не только эти хиты, но и множество других талантливых фильмов. Период Оттепели вообще ознаменовался всплеском кинопроизводства. Вот 13 картин СССР 60-х годов, которым зрители поставили высокие оценки и придерживаются такого мнения даже сегодня. Попытались разобраться, чем они до сих пор цепляют.
Пуговкин — главное украшение «Свадьбы в Малиновке». Но его могло бы там не быть
Эту картину 1967 года мы не представляем себе без Яшки-артиллериста в исполнении Михаила Пуговкина. Хотя он чуть было не остался без роли.
Дело в том, что ассистентки режиссера Андрея Тутышкина влюбились в артиста балета. И хотели, чтобы именно он появился в фильме. Поэтому на вопрос о том, когда Пуговкин придет на пробы, отвечали примерно так:
«Мы ему не дозвонились», «Его нет в Москве».
Тутышкин же хотел видеть в своей картине только Пуговкина. И сам попробовал ему позвонить. К удивлению режиссера, артист сразу взял трубку и согласился сниматься. Он вообще был не в курсе, что его давным-давно ждут на съемки.
В результате картина попала в топ-10 по количеству зрителей в СССР и стала любимой у многих поколений.
«Прекрасные актеры, масса фраз и выражений, навсегда ушедших „в народ“ — без вариантов, как говорится», — считают пользователи соцсетей.
Вот как погода чуть было не испортила наш любимый фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика”»
Это, можно сказать, самая классическая классика советской комедии. Она вышла в 1965 году и собрала почти 70 (!) миллионов зрителей. Все предыдущие рекорды кинопроката СССР были побиты.
А за год до этого Леонид Гайдай никак не мог придумать сюжет для новой картины и попросил присылать ему комедийные истории. Когда режиссер взял в руки сценарий про жизнь студента Владика Арькова, он понял — вот его новый герой.
Главная сложность, с которой столкнулся Гайдай во время съемок, — это, как ни странно, погода. Она как будто постоянно строила режиссеру козни.
Например, когда готовились к эпизоду, где Шурик работает на стройке, постоянно шел дождь. И как только выглянуло солнце, все кинулись снимать артистов. И не заметили, что жара уже нешуточная. В результате битум загорелся. Хорошо, что Александр Демьяненко не успел ступить на него ногами — иначе не миновать бы беды.
А когда Гайдай снимал эпизод на складе, который из-за погоды должен был превратиться в холодильник, на улице зимой и не пахло. Шел липкий дождь, на дорогах — слякоть.
Пришлось экстренно искать снег и делать дополнительные горы из ваты и нафталина. Но, как бы погода ни старалась, она не испортила съемки фильма, и мы до сих пор наслаждаемся шутками из него.
«Знаете, если над фильмом смеется моя маленькая племяша и старенькая бабушка, значит, он стоит многого», — пишут в соцсетях.
Как появился самый «надоедливый» герой картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
В 1964 году вышел еще один киношедевр — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Тонкий, остроумный, сатирический, но в то же время такой понятный и родной, этот фильм покорил как обычных зрителей, так и критиков.
«Его можно смотреть бесконечно, и он ничуть от этого не пострадает. Даже уже не актуальные шутки про кукурузу — царицу полей — и сейчас смотрятся очень весело», — пишут в соцсетях.
Наверное, один из самых комичных персонажей — мальчик с глуповатой улыбкой, который вечно пристает с вопросом:
А появился этот герой так.
Режиссер Элем Климов вместе с женой ехал в автобусе и увидел перед собой странную картину: едет мальчик с огромными ушами. Мастер присмотрелся и понял, что они забиты песком.
«На Мосфильмовской уши выходят. Я — за ними, кричу вдогонку: „Мальчик, мальчик!“ А он не слышит. Уши-то забиты. Видать, только что с купанья. Стучу по плечу. Оборачивается. Такого лица я не видел. От улыбки удержаться невозможно. Как такого упустить», — вспоминал Климов.
Так в сценарии и появился «мальчик с профилем Гоголя», которого сыграл Слава Царев.
А вы могли и не знать. Что на самом деле означает фамилия главного героя «Берегись автомобиля»
Эта картина до сих пор собирает самые высокие оценки у зрителей на разных киноплатформах. А начиналась ее история так.
Однажды Юрий Никулин рассказал Эльдару Рязанову занятную историю: якобы в Куйбышеве живет мужчина, который угоняет автомобили у преступников, продает их и отправляет деньги в детские дома. Режиссер вместе со сценаристом Эмилем Брагинским начал разыскивать информацию об этом советском Дон Кихоте. Но выяснилось, что это обычная городская легенда.
Однако сценаристов так захватила история, что они все равно решили снимать кино. И дать главному герою говорящую фамилию. Вы никогда не задумывались, почему он — Деточкин? Нет, не потому, что помогает детским домам. А потому что он сам как ребенок.
«Мы видели эту историю как добрую и немного грустную комедию. Кажется, что ее главный герой — не такой, как все, но он нормальнее многих других. Ведь этот человек неравнодушен к тому, мимо чего мы часто проходим. Этот человек — большой, чистосердечный ребенок», — говорил Рязанов.
«Берегись автомобиля» вышел в 1966 году, но до сих пор любим многими.
Вот как Юрский переживал из-за любви фанатов «Золотого теленка»
«Только что пересмотрела опять. В который раз? В десятый? В пятнадцатый? В двадцатый? И как будто в первый. В этом году исполняется 55 лет как Михаил Швейцер снял эту замечательную картину, но она по-прежнему выглядит легко, интересно, свежо», — в комментариях под фильмом множество подобных комментариев.
«Золотой теленок» — это одна из любимых книг у граждан СССР. Поэтому, когда стало известно, что именно актер Сергей Юрский сыграет Остапа Бендера, ему буквально не давали прохода.
Бедолаге давали наставления везде: в театре, на площадке, в подъезде, в магазинах и даже в поезде.
Однажды Юрский ехал из Ленинграда в Москву на поезде. К нему сел попутчик-инженер. И буквально через минуту начал объяснять, каким должен быть фильм и сам «великий комбинатор». Когда в дверь постучали, мужчина вскочил. Юрский только выдохнул, как тот уточнил:
«Я только на два слова. И запомните — Остап Бендер никогда не улыбался!»
Даже на студию приходили письма с угрозами. С посылом: если вы плохо снимете «Теленка», мы будем жаловаться в газеты.
К счастью, все справились с заданием, и экранизация получилась и правда эталонной.
Не зря все так любят Черта. Что творил Милляр на съемках «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Когда смотришь этот фильм, забывается, что он был снят почти 50 лет назад — настолько яркие и живые все его герои. Классика, литературная и кинематографическая, не имеет возраста», — считают зрители.
Экранизация повести «Ночь перед Рождеством» из сборника Николая Гоголя получила название «Вечера на хуторе близ Диканьки» и вышла в 1961 году, завоевав любовь миллионов жителей СССР. Этого бы не случилось без невероятного актерского состава: Юрий Тавров, Людмила Хитяева, Александр Хвыля и, конечно, Георгий Милляр.
В ту пору ему было уже 58 лет. Помните сцену, когда черт летел по небу? Конечно, по-хорошему в этом эпизоде должен был сниматься дублер. Но в итоге Милляр исполнял все трюки сам.
Мало того, что артист поборол страх высоты, но он еще и так вошел во вкус, что его еле упросили больше не крутить пируэты в воздухе: сцену-то отсняли.
А еще Милляр с легкостью согласился лезть в прорубь для одного из эпизодов, несмотря на мороз в 30 градусов. И, согласитесь, все это стоило того: артист стал одним из главных украшений картины.
Что на самом деле таится за любимым зрителями фильмом «Три плюс два»
«Удивительно, но вот со времени съемок прошло уже 40 с лишним лет, а фильм не постарел. Он не утратил той легкости, той непринужденности, которая присуща чудесным советским комедиям. Это кино старой школы, той школы, которая делала фильмы от души и для души», — пишут зрители про фильм «Три плюс два».
И правда, картина эта хороша всем даже сейчас, хотя вышла в 1963 году. Отличный актерский состав, живые диалоги и невероятные морские пейзажи: все это сделало фильм «обязательным к просмотру» у любителей кино.
Однако исполнители главных ролей и съемочная группа пережили немало неудобств, чтобы картина все же вышла в свет.
Начнем с того, что все жили во дворце князя Голицына в Крыму. Казалось бы, вот она, роскошь. Но на самом деле воду приходилось греть на электроплитках, а мыться — в тазиках. Кормили тоже неважно. Столовая была в Судаке и успевала подпортиться, пока ее везли по жаре в поселок Новый свет.
Поэтому все питались белым хлебом и виноградом, от чего к концу съемок поправились.
А еще артистам перепадало от милиции. Для фильма им нужно было загореть, поэтому звезды ходили в одних купальных костюмах целыми днями, за что не раз получали выговоры от сотрудников органов.
Но, конечно, все это стоило того — ведь фильм пользуется популярностью уже шестой десяток.
Вот чем цепляет «Вий» — кроме сюжета, актеров и удивительного грима
Эту картину называют первым советским фильмом ужасов. И самым стильным! Изначально его хотел снять директор «Мосфильма» Иван Пырьев, но у него не было времени.
Тогда он перепоручил проект Георгию Кропачеву и Константину Ершову, а сам стал курировать съемки. К ним позже присоединился и «сказочник» Александр Птушко. Фильм 1967 года не мог не стать легендарным — под управлением таких-то талантов.
Но неудивительно, что на съемках то и дело происходило что-то мистическое. Например, съемочной группе много ценных советов дала странная женщина. Никто в поселении ее ее раньше не знал. А когда начали искать, выяснилось, что женщина куда-то исчезла…
Но чего еще было ожидать от съемок фильма ужасов по мотивам повести Гоголя?Поэтому его поклонникам нравится не только сама картина, но и мистические детали, происходящие во время съемок.
Главные плюсы картины Лиозновой «Евдокия»
В 1961 году вышел фильм «Евдокия», который заставил плакать миллионы женщины. Картина стала лидером проката, собрав у экранов около 30 млн зрителей! А дуэт Людмила Хитяева-Николай Лебедев получился до того проникновенным, что многие подозревали актеров в реальных отношениях.
«Сразу обозначу — фильм понравился чрезвычайно. И в первую очередь профессионализмом. Он во всем: в постановке кадра, света, выборе локаций, создании атмосферы, операторской работе, монтаже. Во всем видна основательная подготовка, методичность, скрупулезность», — пишут зрители.
И правда, история семьи Чернышевых не может не задеть за живое не только из-за трогательной истории, но и благодаря таланту режиссера Татьяны Лиозновой, которая подарила зрителям множество невероятных картин.
Вот почему поклонники истории любят картину «Освобождение: Огненная дуга»
Картина Юрия Озерова вышла в 1968 году, но, судя по отзывам в соцсетях, ее любят и смотрят до сих пор. Чем же она так цепляет?
«Я расспрашивал ветеранов о том, насколько показанное в фильме близко к реальности. Они отвечали, что да, очень похоже», — пишут зрители.
Сам Юрий Озеров в 1941 году попал на фронт в звании командира взвода и пообещал себе: если вернется, снимет фильм о событиях тех лет. Так и вышло.
Именно с фильма режиссера началась карьера Михаила Ульянова как главного экранного маршала Жукова. Он сыграл его более 10 раз. Самое интересное, что изначально артист не хотел перевоплощаться в военачальника. Но вмешалась его дочь.
Она напомнила отцу, что когда тот снялся в главной роли в картине «Председатель», то заявил:
«Раз такую роль вытянул, то и Жукова осилю».
Так что Ульянов, чтобы не быть голословным, согласился играть маршала и «втянулся».
Почему «Ошибку резидента» считают одним из образцов советского нуара
В картине 1968 года речь идет про опытного разведчика и сына русского эмигранта, который должен раздобыть сведения о советских разработках. Для многих это выглядело «ответкой» Западу — в то время вышел первый фильм о Джеймсе Бонде.
В результате картину показывали при подготовке кадров для КГБ. Да и сами сотрудники стали консультантами съемочной бригады, поэтому история получилась с минимальным процентом неправдоподобности.
«Это настоящий советский нуар, строгий и скупой. Когда короткие фразы и простые жесты заменяют 1000 страниц синопсиса; при этом с особой лирической интонацией, которой уже не встретишь, но которая цепляет и по сию пору», — пишут в соцсетях.
Почему фильм «Зимнее утро» обязателен к просмотру
В 1966 году вышла картина о том, как офицер ищет свою пропавшую в блокадном Ленинграде семью. И она до сих пор заставляет плакать тысячи поклонников советского кино:
«Не так много кинокартин, где у меня наворачиваются слезы, но при просмотре „Зимнего утра“ у меня периодически подкатывал комок в горле».
Фильм вызывает целую гамму эмоций, но после просмотра оставляет внутри важную мысль: главное — это мир, семья и любовь. Без этого никуда.
Многие отмечают феноменальную игру актрисы Татьяны Солдатенковой, которая, несмотря на юный возраст, отыграла все максимально реалистично. Ее глаза говорят больше, чем монологи многих куда более опытных и взрослых артистов.
Фильм в соцсетях называют обязательным к просмотру, и мы, пожалуй, к этой рекомендации присоединимся.
За что зрители обожают фильм «Мы и наши горы»
В картине «Мы и наши горы» речь идет о четверых пастухах, которые живут в горах Армении. Однажды они «ужинают» овцой соседа, который претензий к ним не имеет. А вот молодой милиционер — имеет, и еще какие.
Диалоги пастухов в фильме — бесподобны, их бы разбирать и разбирать на цитаты. Юмор очень колоритный, приправленный сатирой и иронией.
И, конечно, интересно посмотреть, какой в те годы была свободолюбивая Армения. Да и без Фрунзика Мкртчяна фильм был бы явно не таким ярким.
В общем, зрители массово рекомендуют эту ленту 1969 года к просмотру.