Мы все выросли на сказках: девочки обожают красивые истории про принцесс, а мальчикам нравится слушать или читать о приключениях отважных героев. Сказки влияют на нашу жизнь сильнее, чем принято считать. Образы любимых персонажей врезаются в память с малых лет и на всю жизнь. Но есть герои, с которых точно не стоит брать пример.
Настенька из «Морозко»
Наверняка многие родители ставили в пример своим дочерям тихую и послушную Настю из сказки «Морозко». Мол, вот какой хорошей и скромной девочкой нужно быть. Еще несколько десятилетий назад зрители редко задумывались о том, что героиня одноименного фильма вредит сама себе.
Речь идет об эпизоде, когда брошенная отцом Настенька замерзает в лесу среди сугробов. И даже когда Морозко трижды спрашивает, тепло ли ей, она утвердительно кивает. Но на самом деле уже не чувствует рук и ног от холода. Морозко укрыл ее шубами и спас от смерти, но в реальной жизни такое редко случается. Человек ведь ответил, что все в порядке, ему тепло, так зачем ему тогда помогать?
В чем опасность поведения Настеньки? Ей стыдно попросить о помощи даже под страхом смерти, ей хочется быть удобной для окружающих. И ради этого она готова жертвовать собой. Героиня предстает в жертвенном образе и заведомо зависимом положении.
«Само ее существование напрямую связано с волей других людей. Выживание в такого рода ситуации возможно лишь путем отказа от собственного Я, что она и демонстрирует во встрече с Другим — в сказке это Морозко», — поясняет психолог Геннадий Малейчук.
Русалочка из сказки Андерсена
Одна из дочерей морского царя спасла юного принца во время кораблекрушения и сразу полюбила его всем сердцем. Она не оставляла его на берегу, пока он был без сознания. Но сразу спряталась, как только на помощь принцу пришли люди. А юноша подумал, что его спасла одна из девушек.
Русалочка тосковала по принцу и хотела быть с ним во что бы то ни стало. Любовь! Что может быть прекраснее этого чувства? Героиня сказки была готова отправиться за принцем на край света. Но прекрасная морская обитательница — не чета человеку. Он никогда не сможет принять и полюбить ее такой, какая она есть.
И тогда Русалочка принесла в жертву свою жизнь, свою семью и свой красивый голос (талант). Это было главным условием ее превращения в девушку: она больше никогда не увидит своих близких и не сможет петь. Русалочка стала человеком. Казалось, вот оно, счастье.
Русалочке больно танцевать, но она продолжает, чтобы угодить принцу. А он выбрал в жены другую красавицу — ту, которая якобы вытащила его из воды в момент кораблекрушения. В итоге Русалочка умерла от тоски и неразделенной любви.
И хотя сказку про Русалочку обожают все маленькие девочки, не стоит брать пример с главной героини. Отказываться от своего «Я» ради любви — заведомо плохая идея, которая принесет потом много страданий.
«Формула любви — „такая, как есть, я ему не нужна плюс любовь можно заслужить, жертвуя собой“, не работает», — объясняет психолог Ольга Сауляк.
Карлсон, который живет на крыше
Сказка про дружбу Малыша и Карлсона впервые была издана в СССР в 1967 году. Книга завоевала любовь многих поколений и до сих пор остается одной из самых популярных. Карлсон, несмотря на все свои проделки, вызывает симпатию и улыбки как у детей, так и у взрослых. А цитаты из советского мультфильма уже давно ушли в народ.
Если же абстрагироваться от смешных ситуаций, в которые попадают главные герои книги Астрид Линдгрен, то Карлсона вряд ли можно считать примером для подрастающих поколений. Этот персонаж совершает вовсе не такие поступки, которым стоит поучиться.
Карлсон перекладывает свою ответственность на Малыша, считает себя самой важной фигурой на свете, завидует всем и проявляет бестактность в общении, постоянно лжет, манипулирует чувствами друга и во всем ищет собственную выгоду. Он в полном восторге от своего характера: считает себя умным, смелым, послушным, прекрасным и приписывает себе бесчисленное множество разных навыков.
«Прочесть сказку о человечке с пропеллером очень приятно, мультфильм способен развеселить любого пессимиста. Но как поведение Карлсона может быть воспринято на рабочем месте? Множество привычек и мерзкий характер — всё это Карлсон. Карлсон — патологический лжец. Он не в состоянии сказать правду ни под каким видом, даже если от этой правды ничего не зависит», — считает психолог, гештальт-терапевт Тина Уласевич.
Примечательно, что на родине, в Швеции, Карлсона очень многие недолюбливают. В первую очередь из-за того, что он бесцеремонно нарушает личные границы даже тех, кого называет друзьями. А в некоторых американских штатах книга и вовсе попала в список запрещенных — из-за множества негативных качеств главного персонажа.