В перетягивание каната люди играют с незапамятных времен, и родители периодически наблюдают различные его вариации. Например, когда младший ребенок выстукивает мелодию на игрушечном рояле, а старший вырывает инструмент из его рук, провоцируя малыша кричать, отстаивая свои права.
Непроизвольно хочется выпалить: «Верни брату игрушку, у меня уже сил нет слушать эти вопли!». Но вы стараетесь избегать этих слов хотя бы иногда, задумываясь о будущем.
Главная задача воспитания — баланс сиюминутных слов и поступков с их долгосрочным влиянием. Автор книги «Дар неудачи» Джессика Лейхи говорит об этом так: «Воспитание детей с точки зрения долгосрочной перспективы важнее решения текущей проблемы». Важно смотреть на ситуацию шире, учитывая навыки и ценности, которые вы хотите привить ребенку.
Если вы хотите, чтобы дети научились делиться, если цените доброту, в приведенной выше ситуации скажите старшему сыну: «У нас только один рояль, поэтому играйте по очереди. Пусть пока твой брат сыграет «Кузнечика»». А потом обратитесь к младшему: «Твой брат немного расстроился, потому что ты так весело играл, и ему тоже захотелось попробовать. Когда закончишь эту песню, пожалуйста, дай ему поиграть».
Не существует правильных ответов и универсальных ценностей, которые помогли бы вам идеально воспитать ребенка. Постарайтесь переосмыслить свою реакцию на определенные ситуации, чтобы достигать все более важных целей.
Вот несколько советов, как не зацикливаться на сиюминутных задачах и сосредоточиться на воспитании ребенка таким, каким вы хотите его видеть.
Чтобы он был любознательным: знакомьте его с новыми блюдами
Запихивать ложку творога в сжатые губы ребенка или держать его в заложниках за столом с тарелкой цветной капусты — так себе варианты.
Поступайте мудрее: оригинально хвалите его за то, что пробует новые блюда: «Ничего себе! Ты ешь вареник, молодец!». Затем весело и непринужденно отметьте реакцию: «Ага, ты выплюнул. Я заметила. Ты так и не полюбил свежие помидоры».
Цель — в формировании ассоциации любопытного и смелого эксперимента с положительной обратной связью. «Еда — это простор для обучения и получения нового опыта», — говорит доктор Перлман.
Чтобы он был сострадательным: покажите на своем примере, как помогать людям
Чтобы ребенок был готов прийти на помощь, заметив чью-то проблему, подавайте пример такого поведения. Периодически спрашивая и его, и других членов семьи «Чем я могу помочь?», вы научите его поступать аналогично.
Иногда необходимо позволять ребенку самостоятельно находить выход из ситуации ради развития независимости. Но предложение помощи, когда он устроил хаос (буквальный или фигуральный) и изо всех сил пытается все уладить, тоже не будет лишним: «Я волнуюсь, что ты грустишь. Может, обсудим, как извиниться перед твоим другом?» или «Ничего себе, целый пакет молока разлился! Помочь тебе вытереть лужу?».
Чтобы он был стойким: уважайте его ошибки и предложите поддержку
Возьмем классический пример: малыш пытается самостоятельно завязать шнурки. Он хныкает, швыряет кроссовки, топает и плачет. Реакция понятна. Не вмешивайтесь, пытаясь помочь.
Ваша задача — быть рядом и поддержать, признавая восхитительную настойчивость ребенка: «Это и есть ловкость рук — когда нужно сделать что-то очень точно. Это правда сложно!» или «Ого, ты учишься завязывать бантик! Это самая трудная часть, поэтому нужно много тренироваться».
На фразу ребенка «Я не могу это сделать», Лейхи советует отвечать «Пока не можешь». Представив, что скоро все получится, он легче справиться с утомительным обучением.
Чтобы ребенок вырос благодарным: акцентируйте внимание на радостных событиях
Используйте любую возможность указать на везение вашей семьи: «Вот это да! Грузовик с мороженым проехал именно по нашей улице!» или «Бабушка придет к нам на ужин! Как здорово, что она живет неподалеку».
Доктор Хэллоуэлл советует окружить детей положительной аурой и создать оптимистичную атмосферу. Пусть не совершенную, но такую, где мелкие неприятности и ссоры не помешают любить друг друга и быть счастливыми. Способность радоваться тому, что имеешь, а не стремиться бесконечно к воображаемому идеалу — пожалуй, и есть главная цель.