Разведчик с железной выдержкой, токсичная мать семейства, мымра-начальница и выдумщик. В обычной жизни такие люди не вызывают у нас симпатии. И совсем другое дело, когда они появляются на экране. Вот 4 противоречивых персонажа из советского кино, которых полюбила вся страна. Разбираемся, как так получилось.
Как мымра из «Служебного романа» стала самой любимой деловой женщиной в нашем кино
Перед Алисой Фрейндлих стояла сложная задача: как из элегантной красавицы перевоплотиться в настоящую «мымру» Калугину. Только на первый взгляд кажется, что это просто. Мало кто знает, что актриса целенаправленно ухудшала свою эффектную внешность, чтобы в первой части картины выглядеть серой мышью.
Для роли она сама выбрала тот нелепый темно-коричневый костюм, небрежно зачесала волосы назад, а также ходила без грамма косметики. И все равно Фрейндлих казалось, что она выглядит недостаточно плохо. До тех пор, пока оператор фильма не принес на площадку очки в толстой оправе, которые носил его дед.
Артистка сразу их примерила и поняла, что стала «мымрой». Она знала: чем хуже ее героиня будет выглядеть в начале, тем более впечатляющим станет преображение. И результат стоил того.
Когда в 1977 году «Служебный роман» вышел на экраны, Алису Фрейндлих завалили письмами. Зрительницы признавались актрисе в том, что преобразившаяся Людмила Прокофьевна — их кумир. Давайте вспомним ее впечатляющее преображение, это займет меньше минуты:
Советские портнихи прямо с экрана срисовывали эскиз модного платья Калугиной, а женщины в парикмахерских хотели точно такую же прическу, как у любимой героини.
А еще несколько поколений зрителей любят Калугину за ее благородство, порядочность, чуткость и, главное, за смелость! Не каждая женщина, занимающая такой высокий пост, отважится флиртовать с подчиненным под пристальными взглядами сотрудников.
И уж тем более не каждая деловая дама осмелится признаться в том, что хочет нравиться мужчине внешне. Именно в этой сцене — после комплимента Новосельцева — она проговаривается о своем желании произвести на него впечатление:
Надюха из «Любовь и голуби»: «токсичная» мать семейства, которую мы все обожаем
Вот парадокс: все современные психологи считают, что Надежда — настоящий абьюзер, но зрители любят этого персонажа.
Наде важно контролировать жизнь мужа и детей, но в то же время она хочет выглядеть самой хорошей матерью. Она запросто нарушает личное пространство, но моментально может дистанцироваться от близких. А еще, получив удар по самооценке, отыгрывается на дочерях. Вот этот момент в фильме, от которого у зрителей сердце сжимается:
Но если у Надежды Кузякиной так много негативных черт, то почему зрители ее так любят и сочувствуют ей? Весь секрет в том, что русские женщины узнают в ней себя. Надежда Кузякина — настоящая от и до, это не выдуманный персонаж, а реальный! Она и ее муж Василий Кузякин были соседями Владимира Гуркина, автора пьесы «Любовь и голуби».
Вася действительно поехал на курорт — «лечить органы движения» — и встретил там свою коллегу, закрутив с ней интрижку и бросив семью. Его жена Надя переживала все то же самое, что и героиня Нины Дорошиной.
Главная героиня «Любовь и голуби» такая же простая, «отходчивая», действует в порыве эмоций, не может долго обижаться и прощает мужу не просто его интрижку, а еще и проживание с Раисой Захаровной. И у зрителей слезы на глаза наворачиваются от этого диалога:
Как и для большинства зрителей, для Нади первостепенны не красивые слова о любви, а совместные годы, трудности и радости, которые она делила вместе с мужем столько лет. Именно это качество и подкупает в ней.
Штирлиц: хладнокровный разведчик, которому посвятили множество анекдотов
«Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы совершенно пусты», — так однажды выразился на страницах зарубежной прессы немецкий журналист, посмотревший «Семнадцать мгновений весны».
В его словах не было преувеличения: в августе 1973-го улицы советских городов действительно пустели, когда по телевидению начинался показ этого фильма. Сегодня это может показаться удивительным, но для тех лет это было нормой. Но ради кого зрители мчались к телеэкранам, бросив все дела?
Во всем «виноват» Штирлиц! Он стал любимым их любимым персонажем из шпионского сериала. А подтверждением популярности и зрительской любви можно по праву считать анекдоты, посвященные ему.
«Штирлиц залез на телеграфный столб и, чтобы не привлекать внимания прохожих, развернул газету»
«Штирлиц вел двойную жизнь и очень надеялся, что хоть одна из них сложится удачно»
«Штирлиц перешел границу незаметно. Об этом он узнал из утренних газет»
«Штирлиц выбил ногой дверь и на цыпочках подкрался к читавшему газету Мюллеру»
Почему же миллионы зрителей влюбились в Исаева-Штирлица? Он — рыцарь без страха и упрека. Он — воплощение благородства и железной выдержки. Но, главное, Штирлиц — душевный герой. И таким его сделал именно Вячеслав Тихонов: в первоначальном сценарии персонажу чужды любые проявления душевности.
Мало кто знает, что самая пронзительная сцена в сериале появилась исключительно благодаря актеру. Речь о безмолвной и тайной встрече Исаева с женой в кафе «Элефант». Глаза главного героя в один миг покорили миллионы дамских сердец. Согласитесь, здесь в него нельзя не влюбиться:
Но мало кто знает, что именно Вячеслав Тихонов предложил режиссеру добавить эту трогательную сцену в фильм и вообще ввести нового персонажа — жену Исаева. И хотя автор сценария Юлиан Семенов был категорически против таких сантиментов, Лиознова сразу согласилась и не пожалела. Персонаж Исаева сразу «заиграл» другими красками.
А еще актер считал, что от Штирлица должна потерять голову унтершарфюрер СС Барбара Крайн, которую сыграла Ольга Сошникова. Партнершу по съемочной площадке Тихонов попросил смотреть на его персонажа как на мужчину — Лиознова одобрила этот романтический момент. Однозначно он смягчил черствый образ разведчика.
Тот самый Мюнхгаузен: чем неисправимый выдумщик покорил миллионы зрителей
Миллионы зрителей сделали эту фразу барона Мюнхгаузена личным девизом:
«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»
Но мало кто знает, что изначально эта самая известная фраза Мюнхгаузена звучала иначе. Вместо «умного лица» Олег Янковский должен был сказать «серьезное лицо», что и сделал на съемках. Но при озвучивании роли случайно оговорился — получилось «умное лицо». Однако при просмотре эпизода многие зрители этого не заметили. Смотрим внимательно:
Горин настаивал на том, чтобы дубль с этой фразой пересняли строго в соответствии со сценарием. Но Захаров отказался и не пожалел, как и о том, что не ошибся в выборе актера на главную роль. Режиссер был убежден, что ее должен играть только Янковский: он словно создан для этого персонажа, а персонаж — для актера.
Как и Захаров, зрители тоже не представляют кого-то другого в образе Мюнхгаузена. А ведь худсовет «Мосфильма» чуть не лишил нас удовольствия видеть Янковского в этой роли. Барон мог выглядеть примерно так:
Именно Андрея Миронова настоятельно рекомендовали Марку Захарову его коллеги. Они были против Янковского — сомневались, что он способен талантливо сыграть в комедии.
«Янковский до этого играл прямых, жестких, волевых людей. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!», — рассказывал сценарист фильма Григорий Горин.
Именно Янковский дал Мюнхгаузену ту иронию, за которую персонажа и полюбили зрители. Вряд ли кто-то из нас в повседневной жизни симпатизирует фантазерам. То ли дело барон! Нам не только нравятся его выдумки — мы готовы слушать их бесконечно, хотя и знаем наизусть. Как эту историю про оленя, помните?
Мюнхгаузен в исполнении Янковского заставил всех поверить: чудо, которого нам всем так не хватает, очень даже возможно. А его цитаты сразу ушли в народ:
«В своё время Сократ мне сказал: „Женись непременно. Попадётся хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом“. Не знаю, что лучше».
«Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить».